Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "ЮГСМАРТПРОЕКТ" (далее - Заявитель) на действия администрации Усть-Лабинского г/п при проведении электронного аукциона: "Приобретение и монтаж системы видеонаблюдения на территории парковой зоны озера Копытца в г. Усть-Лабинске" (извещение N 0318300017522000267) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель утверждает, что Заказчиком, в нарушение положений ст. 14 Закона о контрактной системе и постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в извещении о проведении аукциона не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств.
Представителем Уполномоченного органа и Заказчика представлены письменные возражения по существу доводов жалобы. С жалобой не согласны.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - администрацией МО Усть-Лабинский район проводился электронный аукцион: "Приобретение и монтаж системы видеонаблюдения на территории парковой зоны озера Копытца в г. Усть-Лабинске" (извещение N 0318300017522000267).
Заказчик - администрация Усть-Лабинского г/п.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 385 100,00 руб.
В силу ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик(потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч.3 ст.14 Закона о закупках в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Раздела 3 "Описания объекта закупки" Заказчику требуется:
N п/п |
Раздел |
Информация |
1 |
Наименование объекта закупки |
Поставка и монтаж системы видеонаблюдения на территории парковой зоны озера Копытца в г. Усть-Лабинске |
2 |
Данные о проведении государственной экспертизы/проверки сметной стоимости |
Не требуется |
3 |
Сведения о наличии разрешения на строительство |
Не требуется |
4 |
Объем работ и затрат, составляющих предмет контракта |
В соответствии с Техническим заданием, сведениями о товарах (материалах, оборудовании) используемых при выполнении работ (Приложение к описанию объекта закупки), ведомостью материалов и оборудования (Приложение к техническому заданию), выполнить работы по монтажу системы видеонаблюдения на территории парковой зоны озера Копытца в г. Усть-Лабинске . |
5 |
Требование подтверждения соответствия процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации технических условий |
Выполнение работ осуществляется Подрядчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации, требованиями иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок выполнения такого вида работ, устанавливающих требования к качеству такого вида работ, в соответствии с условиями контракта. Выполнение работ по созданию волоконно-оптической линии связи с поставкой оборудования и материалов на территории парковой зоны озера Копытца в г. Усть-Лабинске должно соответствовать действующим нормативным документам: Перечень нормативных документов, обязательных к соблюдению при выполнении работ: - Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N136-ФЗ; - Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N190-ФЗ; - Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N7; - ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования. - СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования"; - СНиП 12-04-2002 "Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство; - ГОСТ Р 55706-2013 "Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы" - ГОСТ Р 52266-2020 "Кабели оптические. Общие технические условия"; - СТО 34.01.-9.1-001-2018 Волоконно-оптические кабели связи. Общие технические требования"; - ГОСТ Р 51558-2014 "Средства и системы охранные телевизионные. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний"; - и других действующих ГОСТ, технических регламентов, правил, норм и стандартов. |
6 |
Гарантийный срок и (или) объем предоставления гарантий |
Гарантийный срок составляет 5 (пять) лет со дня подписания Сторонами документа о приемке выполненных работ. |
7 |
Иная информация, относящаяся к описанию объекта закупки |
Контроль и приемка выполненных работ будет осуществляться Заказчиком и его ответственным представителем (строительный контроль) в соответствии с муниципальным контрактом. Оплата выполненных работ производится в рублях, безналичным расчетом в соответствии с муниципальным контрактом. Использовать при выполнении работ эквивалентный товар в случае, если проектной и(или) сметой документацией указаны товары, обозначенные товарным знаком, знаком обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, а также наименования производителей конкретных материалов и оборудования с обеспечением достижения необходимых характеристик, предусмотренных проектной и(или) сметной документацией. |
8 |
Информация о включении объекта закупки в перечни объектов капитального строительства, в целях архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта которых применяются особенности осуществления закупок и исполнения контрактов, предусмотренные частями 56-63 статьи 112 44-ФЗ |
Не требуется |
9 |
Код по ОКПД 2/Код позиции КТРУ * |
33.20.42.000 Услуги по монтажу профессионального электронного оборудования. |
Заявитель указывает, что Заказчиком не был установлен запрет согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16.11. 2015 года N1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальный нужд".
П.2 постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
В соответствии с п.2(1) Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Заявитель пояснил, что наличие технических характеристик, используемых заказчиком при описании видеокамер, невозможны без встроенного программного обеспечения.
Согласно заключению Торгово-промышленной палаты Ростовской области N0489900387 цифровые видеокамеры являются электронно-вычислительными машинами, а также материальными носителями встроенного программного обеспечения.
Таким образом, в нарушение ст.14 Закона о контрактной системе в извещении запрет в соответствии с Постановлением N1236 не установлен.
Обоснование невозможности соблюдения запрета отсутствует, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 КоАП.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч.15, ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЮГСМАРТПРОЕКТ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - администрации Усть-Лабинского г/п нарушение ч.3 ст.7, ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе.
3. Уполномоченному органу - администрации МО Усть-Лабинский район (комиссии), заказчику - администрации Усть-Лабинского г/п выдать предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 25 октября 2022 г. N 023/06/14-5055/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2022