Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 17.10.2022 N 404 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "РеМи" (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии: члены Комиссии: в присутствии представителей заказчика - ОГБУЗ "Центр крови Белгородской области" _ (по доверенности), _ (по доверенности), _. (по доверенности), от ОГБУЗ "Белгородский центр профилактики и борьбы со СПИД" - _ (по доверенности), _. (по доверенности), уполномоченного учреждения - ОГКУ Белгородской области "Центр закупок" _ (по доверенности), _ (по доверенности), заявителя - ООО "РеМи" _. (по доверенности), _ (по доверенности), _ (по доверенности), рассмотрев материалы дела N 031/06/49-592/2022 по жалобе ООО "РеМи" на положения извещения об осуществлении электронного аукциона на поставку медицинских изделий ВИЧ1/ВИЧ2 антигены/антитела ИВД, набор, иммуноферментный анализ (ИФА) на 2023 год (N закупки 0826500000922005533), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "РеМи" на положения извещения об осуществлении электронного аукциона на поставку медицинских изделий ВИЧ1/ВИЧ2 антигены/антитела ИВД, набор, иммуноферментный анализ (ИФА) на 2023 год (N закупки 0826500000922005533), (далее - Электронный аукцион).
По мнению заявителя, заказчиком при описании объекта закупки допущено нарушение правил использования КТРУ, установленных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145.
Кроме того, заявитель считает, что заказчик установил требования к поставляемому товару так, что в совокупности характеристик требованиям технического задания соответствует только один производитель - тест системы in vitro диагностическая "Дженскрин УЛЬТРА ВИЧ Аг-Ат" для определения антител к ВИЧ1/ВИЧ2 и антигена р-24 вируса иммунодефицита человека (производитель BIO-RAD), Франция, номер регистрационного мед. изделия ФСЗ 2011/09801.
При этом, в совокупности по дополнительным характеристикам формально подходит набор реагентов для иммуноферментного выявления антител к ВИЧ1/ВИЧ2 и антигена р-24 ВИЧ1 (производитель "Вектор-Бест"), Россия номер регистрационного мед. изделия ФСЗ 2012/13835, за исключением характеристики - "количество выполняемых тестов", значение которого, для указанного товара, составляет 192 шт.
Заказчики и уполномоченное учреждение представили возражения на жалобу ООО "РеМи", с доводами, изложенными в жалобе, не согласны, считают жалобу необоснованной.
На заседании Комиссии представители ООО "РеМи" поддержали позицию, изложенную в жалобе общества, просят признать жалобу обоснованной. Представители заказчика, уполномоченного учреждения не согласились с доводами жалобы ООО "РеМи" по основаниям, указанным в представленных возражениях на данную жалобу, считают жалобу необоснованной
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "РеМи", возражения заказчика и уполномоченного учреждения, заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 06.10.2022 размещено извещение об осуществлении Электронного аукциона.
Объект закупки - поставка медицинских изделий ВИЧ1/ВИЧ2 антигены/антитела ИВД, набор, иммуноферментный анализ (ИФА) на 2023 год.
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 266 804,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "РеМи" контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
Требования к закупаемому товару сформированы заказчиком и изложены в электронном документе "Описание объекта закупки", размещенном в составе извещения.
Согласно Техническому заданию к поставке требуются медицинские изделия ВИЧ1/ВИЧ2 антигены/антитела ИВД, набор, иммуноферментный анализ (ИФА) (КТРУ N 21.20.23.110-00005395).
Указанная позиция КТРУ содержит две обязательные к применению характеристики товара - "количество выполняемых тестов" - >= 480 шт. и "назначение" - для ручной постановки анализа и анализаторов открытого типа.
Описание объекта закупки содержит следующие требования для закупаемого товара:
Наименование товара, работы, услуги по ОКПД2, КТРУ |
Код позиции |
Наименование характеристики |
|
ВИЧ1/ВИЧ2 антигены/антитела ИВД, набор, иммуноферментный анализ (ИФА) |
21.20.23.110-00005395 |
|
|
Назначение |
Для ручной постановки анализа и анализаторов открытого типа |
||
Количество выполняемых тестов |
480 |
||
Прогрев компонентов набора перед работой до температуры в диапазоне от 18 до 25 °С (для предотвращения необратимой порчи реагентов при конденсации влаги на холодных частях планшета после вскрытия). Инкубация с ТМБ при температуре в диапазоне от 18 до 25 °С (для проведения анализа без использования термостата). Минимальное время между остановкой ферментативной реакции и измерением оптической плотности не более 2 минут (для сокращения общего времени проведения исследования). |
Допускается использование неспецифических реагентов: промывочный раствор, субстратный раствор, ТМБ, стоп-реагент из разных серий набора (для уменьшения количества ошибок при одновременной работы с наборами разных серий и сокращения трудозатрат персонала). Использование постоянного для каждой серии наборов коэффициента при определении ОПкрит (для исключения ошибки расчетов при многократных постановках на разных сериях набора). |
||
кислоты (серная кислота менее летуча по сравнению с соляной кислотой, а значит не оказывает вредного влияния на персонал). Конъюгат N 1 - биотинилированные антитела к р24 ВИЧ-1 (для высокой чувствительности определения аналита). Конъюгат N 2 - стрептавидин и белки ВИЧ конъюгированные с пероксидазой (для высокой чувствительности определения аналита). Стабильность рабочего раствора ТМБ |
при температуре 25°С не менее 3 часов (для оптимизации расхода реагентов при дробном использовании набора реагентов). Максимально допустимое время хранения образцов при температуре в диапазоне 2°С - 8°С до проведения исследования не менее 5 суток (для совместимости с технологическим процессом в лаборатории, при котором существует необходимость накапливать образцы несколько дней перед исследованием и для проведения дополнительных подтверждающих тестов без замораживания образца). |
||
Планшет разборный (для проведения анализ как это требуется, вне зависимости от количества образцов). Объем исследуемого образца не более 75 мкл (для проведения максимального количества исследований из минимального объема сыворотки). Анализ исследуемых образцов в монопликатах (для увеличения количества проводимых исследований на 1 планшет и упращении схемы раскапывания образцов). Промывка планшета только раствором, входящим в состав набора, без дополнительной промывки |
водой (для уменьшения трудозатрат сотрудников лаборатории и для снижения риска ошибок, благодаря уменьшению числа стадий ИФА). Объём готового промывочного раствора после приготовления из концентрата не менее 2,8 л (для полного и оптимального использования всего набора при дробных постановках малыми партиями). Объем внесения стоп-реагента в одну лунку планшета 100 мкл (для работы с дозаторами фиксированного объема, что существенно снижает риск технических ошибок). Стоп-реагент: раствор серной |
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать среди прочего электронные документы с описанием объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться правилами, в том числе осуществлять использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из смысла указанных выше норм следует, что заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования закупаемого товара.
При указанных обстоятельствах извещение об осуществлении Электронного аукциона в соответствующей части должно быть разработано исходя из потребностей заказчиков в товаре, необходимом для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации с учетом вышеизложенных критериев.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил использования Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила использования КТРУ), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу пункта 5 Правила использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 года N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 года N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Одновременно, с указанием в описании объекта закупки обязательного количества выполняемых тестов, в инструкции по заполнению заявки также указана возможность пересчета количества предлагаемого к поставке товара.
Комиссия, проанализировав доводы заявителя, приходит к следующим выводам.
Согласно письменным возражениям уполномоченного учреждения в описании объекта закупки характеристика "количество выполняемых тестов" установлена в неизменяемом виде - 480, однако в целях обеспечения конкуренции между участниками закупки предусмотрена инструкция по заполнению заявки участников, согласно которой имеется возможность пересчета фасовки товара с учетом изменения предлагаемого количества упаковок без нарушения целостности упаковки.
Между тем, по наименованию объекта закупки - медицинские изделия ВИЧ1/ВИЧ2 антигены/антитела ИВД, набор, иммуноферментный анализ (ИФА) в КТРУ также содержатся позиции:
N по КТРУ |
количеству выполняемых тестов |
21.20.23.110-00005398 |
96шт |
21.20.23.110-00005397 |
192 шт |
21.20.23.110-00005395 |
480 шт |
Согласно примененной позиции КТРУ (N 21.20.23.110-00005395) характеристика "количество выполняемых тестов" - 480 шт., которая является обязательной и неизменной, в связи с чем, ее изменение или пересчет указывает на нарушение Правил применения КТРУ.
С учетом вышеизложенного усматривается нарушение п.3 ч.2 ст. 42 Закона о контрактной системе и содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При указанных обстоятельствах, довод жалобы в части нарушения Правил применения КТРУ является обоснованным.
В ходе рассмотрения жалобы представители уполномоченного учреждения пояснили, что заказчиками направлялись запросы коммерческих предложений, в результате чего получены коммерческие предложения от 4 поставщиков, предложивших товар разных производителей, соответствующих техническому заданию.
Так же ОГКУ "Центр закупок" получены ответы от компаний ЗАО "ЭКОлаб" и ООО "Био-Рад Лаборатории" (производителей медицинских изделий), подтверждающих соответствие их продукции характеристикам, указанным в описании объекта закупки (представлены в материалы дела).
Кроме того, при рассмотрении дела установлено, что на участие в Электронном аукционе поступили заявки N 112776630 и N 112776493, содержащие предложения о товаре разных производителей.
С учетом вышеизложенного, а также имеющихся в деле доказательств Комиссия не находит оснований для признания обоснованным довода заявителя о неправомерном ограничении количества участников при проведении Электронного аукциона.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РеМи" частично обоснованной.
2. Признать в действиях заказчиков, уполномоченного учреждения нарушение п.3 ч.2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Белгородского УФАС России уполномоченному на составление протоколов об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным в мотивировочной части настоящего решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 21 октября 2022 г. N 031/06/49-592/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.10.2022