Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия, в составе:
<_>. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_>- заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_>- главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заказчика Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Ресурсный центр при Министерстве здравоохранения Республики Саха (Якутия)" (далее - ГКУ РС(Я) "Ресурсный центр при Министерстве здравоохранения РС(Я), заказчик): <_>., <_> (представители по доверенностям);
заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Синтра" (далее - ООО "Синтра", заинтересованное лицо): <_>. (представитель по доверенности);
от третьего лица акционерного общества "Инфаприм" (далее также - АО "Инфаприм"): <_>, <_> (представители по доверенностям),
рассмотрев обращение, представленное заказчиком ГКУ РС(Я) "Ресурсный центр при Министерстве здравоохранения РС(Я)" об участнике закупки ООО "Синтра" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на поставку товара: детского питания для обеспечения бесплатным питанием детей до трех лет (изв. N 0816500000622009445), действуя на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", (далее - Закон о контрактной системе), пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 (далее также - Правил),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили сведения, представленные заказчиком ГКУ РС(Я) "Ресурсный центр при Министерстве здравоохранения РС(Я)" об участнике закупки ООО "Синтра" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на поставку товара: детского питания для обеспечения бесплатным питанием детей до трех лет (изв. N 0816500000622009445).
Из представленных сведений следует, что заинтересованным лицом обязательства, предусмотренные контрактом не исполнены.
В ходе рассмотрения дела, представитель заинтересованного лица пояснил, что причиной неисполнения контракта явилось отсутствие товара у производителя (Abbott), а также затрудненная логистика ввиду введённых санкций.
В ходе рассмотрения дела представители АО "Инфаприм" также пояснили, что ввиду введенных санкций поставка товара иностранного производства затруднена.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее:
31.05.2022 года на официальном сайте Единой информационной системы (далее - ЕИС) и на сайте оператора электронной площадки АО "ЕЭТП" размещено извещение N0816500000622009445 на поставку товара: детского питания для обеспечения бесплатным питанием детей до трех лет.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 18 886 341,60 руб.
06.07.2022 года заключен государственный контракт N0816500000622009445_360872 между заказчиком и Обществом с ограниченной ответственностью ООО "Синтра" (далее- контракт).
Срок исполнения Контракта 60 календарных дней.
03.10.2022 года заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
14.10.2022 года Контракт N0816500000622009445_360872 расторгнут.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приняла решение не включать сведения об участнике закупки ООО "Синтра" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации по следующим основаниям:
Статьей 104 Закона о контрактной системе регламентирован порядок включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, который формируется в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 1.1 Контракту Поставщик обязуется передать в собственность детское питание для обеспечения бесплатным питанием детей в возрасте до трех лет (далее - Товар) Заказчику в обусловленный настоящим Контрактом срок, согласно Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Контракту) и Техническому заданию (Приложение N 2 к настоящему Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
В соответствии с пунктом 3.1 Контракта Товар поставляется Получателю единовременно в соответствии с условиями настоящего Контракта. Количество Товара определяется на основании настоящего Контракта. Частичная поставка и поставка Товара по частям не допускается.
Поставка Товара осуществляется Поставщиком в течение 60 (Шестьдесят) календарных дней со дня заключения Сторонами настоящего Контракта.
Из пояснений Заказчика следует, что заинтересованным лицом обязательства по контракту не исполнены.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.2 Контракта установлено, что расторжение настоящего Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. При этом факт подписания Сторонами соглашения о расторжении настоящего Контракта не освобождает Стороны от обязанностей урегулирования взаимных расчетов.
Руководствуясь частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, а также пунктом 11.2 Контракта заказчиком 03 октября 2022 принято и размещено в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта,
Согласно части 12.2 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно сведениям ЕИС, решение об одностороннем расторжении контракта 3 октября 2022 года успешно доставлено в личный кабинет поставщика.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе РФ, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Поскольку заинтересованным лицом не предпринимались меры по исполнению контракта, заказчиком был расторгнут контракт 14.10.2022 г.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком соблюден порядок расторжения контракта.
Представленные заказчиком и заинтересованным лицом сведения о взаимодействии в рамках исполнения контракта свидетельствуют о следующем:
06.07.2022 года заключен государственный контракт N0816500000622009445_360872 между заказчиком и Обществом с ограниченной ответственностью ООО "Синтра" (далее- контракт).
Согласно спецификации к Контракту поставке подлежали следующие товары:
NN |
Наименование товара |
Торговая марка |
1 |
Сухой молочный напиток |
Similac Сlassic 3 |
2 |
Смесь на основе гидролизованного белка для детского питания |
Беллакт Гипоаллергенный Active 1 |
FRISO HA 1 | ||
3 |
Смесь на основе гидролизованного белка для детского питания |
Беллакт Гипоаллергенный Active 2 |
FRISO HA 2 | ||
4 |
Смесь для детей с функциональным нарушением пищеварения |
Similaс Antireflux |
5 |
Смесь безлактозная для детского питания с 0 месяцев |
NAN безлактозный |
6 |
Смесь на основе гидролизованного белка для детского питания |
Alfare |
7 |
Смесь для маловесных и недоношенных детей |
PreNAN |
8 |
Смесь для детей с функциональным нарушением пищеварения |
Нутрилак (Nutrilak) Premium |
9 |
Каша молочная для детского питания |
Винни", "Нутрилак (Nutrilak)", "ИНФАПРИМ" смесь из 5 злаков с пребтотиками |
Умница из 5 злаков "Многозерновая каша" |
Из пояснений заинтересованного лица следует, что ООО "Синтра" не могло поставить товар торговой марки детских смесей Similac - продаваемая Abbott Laboratories, в подтверждение представлено письмо, направленное всем заинтересованным лицам, компании ООО "Эббот Лабораториз" от 30 июня 2022, где ООО "Эббот Лабораториз" сообщает об ограниченном количестве или отсутствие продуктов в связи с перебоями в поставках, ожидаемое время возобновление поставки ноябрь-декабрь 2022 года.
Заинтересованное лицо, руководствуясь Законом о контрактной системе, а также Поручением Заместителя Председателя Правительства РФ Т.А. Голиковой от 16.02.2022 NТГ-П12-3970кс, ввиду невозможности поставки товара, указанного в спецификации к Контракту, обратилось к компаниям ЗАО "Инфаприм", ООО "Нестле Россия".
27 июля 2022 года копания АО "Инфаприм" направило в адрес ООО "Синтра" информационное письмо, где сообщает о возможности поставки российского аналога.
28 июля 2022 года ООО "Синтра" направило письмо в адрес ГКУ РС(Я) "Ресурсный центр при Министерстве здравоохранения РС(Я)" о затруднениями при исполнении контрактов, а именно отсутствием возможности свободного приобретения в полном объеме продукции у официальных поставщиков ООО "Эббот Лабораториз". Данным письмом заинтересованное лицо просит согласовать заказчика поставку товара российского производителя.
02 августа 2022 года письмом N01-01/271 ГКУ РС(Я) "Ресурсный центр при Министерстве здравоохранения РС(Я)" отказывает в замене товара на аналогичный и сообщает о необходимости поставить товар в полном соответствии с условиями подписанного контракта.
11 августа 2022 года ООО "Синтра" направило письмо в адрес Министерства здравоохранения РС(Я), ГКУ РС(Я) "Ресурсный центр при Министерстве здравоохранения РС(Я)" о затруднениями при исполнении контрактов, а именно отсутствием возможности свободного приобретения в полном объеме продукции у официальных поставщиков ООО "Эббот Лабораториз". Данным письмом заинтересованное лицо просит согласовать заказчика поставку товара российского производителя.
15 августа 2022 года письмом NИ-01-25/2382 ГКУ РС(Я) "Ресурсный центр при Министерстве здравоохранения РС(Я)" направило запрос ООО "Эббот Лэбораториз" о подтверждении наличия или отсутствия товаров Similac.
17 августа 2022 года компания ООО "Эббот Лэбораториз" сообщает, что ООО "Синтра" не являются контрагентами ООО "Эббот Лэбораториз", также с ООО "Синтра" не заключали договоры, с запросами на поставку ООО "Синтра" не обращалось. Поставку Similac 2 подтвердить невозможно ввиду ограниченного количества продукта на складе.
18 августа 2022 года письмом N01-01/305 ГКУ РС(Я) "Ресурсный центр при Министерстве здравоохранения РС(Я)" сообщает об отсутствии обязанности у заказчика предложения к поставке товара с улучшенными качествами, ввиду чего отказывает в согласовании поставки товара отличного от условий контракта.
24 августа 2022 года ООО "Синтра" обратилось к Прокурору РС(Я), Председателю Правительства РС(Я), Администрации Главы и Правительства РС(Я), Первому заместителю руководителя Управления при Главе РС(Я) по профилактике коррупционных и иных правонарушений, Министерству здравоохранения РС(Я), ГКУ РС(Я) "Ресурсный центр при Министерстве здравоохранения РС(Я)" о проведении прокурорской проверки действий (бездействия) Министерства здравоохранения РС(Я).
30 августа 2022 года ООО "Синтра" сообщает ГКУ РС(Я) "Ресурсный центр при Министерстве здравоохранения РС(Я)" о ведении переговоров для приобритения продукции Similac, также просит о продлении сроков поставки товара до окончания срока действия государственного контракта.
12 сентября 2022 года письмом N1-24 ООО "Синтра" сообщает ГКУ РС(Я) "Ресурсный центр при Министерстве здравоохранения РС(Я)" о ведении поиска смеси производства Abbot TM "Similac classic", также сообщается, что ООО "Синтра" начаты переговоры с компанием Abbot через официального дистрибьютера АО "Фирма Евросервис".
14 сентября 2022 года ООО "Синтра" направило письмо ГКУ РС(Я) "Ресурсный центр при Министерстве здравоохранения РС(Я)", где сообщило, что весь товар предусмотренный контрактом имеется в наличии, за исключением продукции Abbot TM "Similac", также сообщило, что не отказывается от своих обязательств.
19 сентября 2022 года ООО "Синтра" сообщает ГКУ РС(Я) "Ресурсный центр при Министерстве здравоохранения РС(Я)", что согласно информации представленной письмом АО "Фирма Евросервис" адресованное партерам, продукция компании ООО "Эббот Лабораториз" доступна в полном объеме для позиций Similak Classic 1, Similak Classic 3. По позиции Similac Classic 2 производитель затрудняется предоставить гарантию поставки в течении ближайшего времени.
22 сентября 2022 года письмом N01-01/374 ГКУ РС(Я) "Ресурсный центр при Министерстве здравоохранения РС(Я)" отказывает в согласовании поставки товара отличного от условий контракта.
29 сентября 2022 года ООО "Синтра" сообщило ГКУ РС(Я) "Ресурсный центр при Министерстве здравоохранения РС(Я)" об ожидании окончания нанесения стикеров на продукцию ООО "Эббот Лабораториз", где по информации дилера АО "Фирма Евросервис" данная работа должна быть завершена 01 октября 2022 года.
03 октября 2022 года ГКУ РС(Я) "Ресурсный центр при Министерстве здравоохранения РС(Я)" приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
04 октября 2022 года ООО "Синтра" сообщило ГКУ РС(Я) "Ресурсный центр при Министерстве здравоохранения РС(Я)" об ожидании отгрузки (ориентировочно 07.10.2022) продукции Similac от производителя.
10 октября 2022 года компания АО "Инфаприм" направило в адрес ООО "Синтра" информационное письмо, где сообщает о возможности поставки российского аналога.
11 октября 2022 года ООО "Синтра" сообщило ГКУ РС(Я) "Ресурсный центр при Министерстве здравоохранения РС(Я)" просит рассмотреть возможность замены товара на российские аналоги, ввиду невозможности поставки частичной поставки согласно пункту 3.1 Контракта.
13 октября 2022 года письмом NИ-01-25/2920 ГКУ РС(Я) "Ресурсный центр при Министерстве здравоохранения РС(Я)" сообщает об отсутствии обязанности у заказчика предложения к поставке товара с улучшенными качествами, ввиду чего отказывает в согласовании поставки товара отличного от условий контракта.
14 октября 2022 года государственный контракт N0816500000622009445_360872 между заказчиком ГКУ РС(Я) "Ресурсный центр при Министерстве здравоохранения РС(Я)" и Обществом с ограниченной ответственностью ООО "Синтра" расторгнут.
Согласно пункту 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2022 N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При осуществлении гражданских прав добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (пункт 5 статьи 10 ГК РФ).
Следует отметить, что при применении гражданского законодательства в гражданских правоотношениях (пункт 2 статьи 6 ГК РФ), в том числе при осуществлении закупок и исполнении договоров изначально презюмируются принципы добросовестности, разумности и справедливости, основные начала гражданского законодательства, провозглашенные статьей 1 ГК РФ, также предусматривают, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3 статьи 1 ГК РФ); никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ).
Управление также обращает внимание на то, что сам по себе факт неисполнения Контракта не может свидетельствовать о недобросовестном поведении общества, как то понимается в статье 10 Гражданского кодекса РФ, и которая запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку обстоятельства дела не содержат доказательств, что Общество осуществляло свои гражданские права связанные с исполнением контракта исключительно с намерением причинить вред Заказчику, либо действовало в обход закона с противоправной целью, либо заведомо недобросовестно осуществляло гражданские права (злоупотребление правом).
Как следует из материалов дела, пояснений присутствующих лиц, ООО "Синтра" были приняты должные меры к исполнению вышеуказанного контракта.
Учитывая приведенные выше обстоятельства, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), рассмотрев обстоятельства и факты дела, поведение лица, направленное на исполнение контрактных обязательств, провела оценку всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи и считает, что заинтересованное лицо не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации.
Также согласно Информационному письму Минфина России от 08.04.2022 N 24-01-09/29768 "О направлении информации о применении постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2022 г. N417" " [_] невозможность исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта, возникшая вследствие введения вышеуказанных санкций и мер ограничительного характера (далее - санкции) (например, в отношении закупаемого товара, работы, услуги, являющихся объектом закупки, материалов и оборудования, необходимых для поставки и (или) производства таких товаров, выполнения таких работ, оказания таких услуг), является обстоятельством для отказа во включении информации о таком поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр.
Учитывая изложенное, если введение санкций повлекло невозможность исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта и, как следствие, расторжение с ним контракта и направление заказчиком в уполномоченный орган обращения о включении информации в Реестр, представляется целесообразным такому поставщику (подрядчику, исполнителю) с целью обеспечения защиты своих прав и законных интересов принять участие в заседании комиссии уполномоченного органа с представлением информации и документов, подтверждающих, что исполнение контракта оказалось невозможным в связи с введением санкций."
При рассмотрении обращения заказчика ГКУ РС(Я) "Ресурсный центр при Министерстве здравоохранения РС(Я)" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Синтра" Комиссией Якутского УФАС России не был установлен факт умышленного уклонения данного хозяйствующего субъекта от исполнения условий контракта на поставку товара: детского питания для обеспечения бесплатным питанием детей до трех лет.
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Якутского УФАС России,
р е ш и л а:
Не включать сведения об ООО "Синтра" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на поставку товара: детского питания для обеспечения бесплатным питанием детей до трех лет (изв. N 0816500000622009445) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместителя председателя комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 24 октября 2022 г. N 014/06/104-1477/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.10.2022