Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Яфизова А.А. - заместителя руководителя, |
Членов Комиссии: |
Тимофеева М.А. - ведущего специалиста-эксперта, Салимзянова А.И. - ведущего специалиста-эксперта, |
в присутствии представителя заказчика ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ВЕТЕРИНАРНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ" РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН - Валеева Е.О. (доверенность от 12.07.2022 г., в присутствии представителей заявителя АО "Согаз" - Егошина Д.А. (доверенность от 14.03.2022 NФ22-5/22), рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобу заявителя (вх. N13258/ж от 20.10.2022 г.) на действие заказчика при проведении закупки N 0311200044822000056 на предмет: Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона N0311200044822000056 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 14.10.2022 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 39 212,61 руб.
Заказчик - ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ВЕТЕРИНАРНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ" РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН.
Суть жалоб, по мнению заявителей, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобах не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, позиции заказчика, изучения извещения электронного аукциона приходит к следующим выводам.
Согласно статье 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Статьей 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Исходя из части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе Победителем аукциона признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Согласно доводам жалобы заявителя, заказчиком, способ проведения закупки в форме электронного аукциона, выбран неправомерно.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, пояснив, что каких-либо запретов на проведение заказчиком закупки, предметом которой является оказание услуг по ОСАГО, путем электронного аукциона Законом о контрактной системе не установлено. Напротив, в соответствии с частью 7 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения электронного аукциона, следовательно, нарушений со стороны заказчика, при выборе способа осуществления настоящей закупки нет.
Комиссия Татарстанского УФАС России изучив положения Извещения к настоящей закупки, пояснения заказчика и подателя жалобы приходит к следующим выводам.
Согласно сведениям Извещения обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) осуществляется исполнителем (страховщиком) в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО), Указанием Банка России от 08.12.2021 N 6007-У "О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России, и Закона об ОСАГО предусматривает специальные правила относительно определения стоимости страхования, в том числе, при заключении государственного/муниципального контракта, при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В пункте 1 статьи 9 Закона об ОСАГО определено, что страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 Закона об ОСАГО.
Страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 Закона об ОСАГО. Установленные в соответствии с Законом об ОСАГО страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя (пункт 6 статьи 9 Закона об ОСАГО).
Банк России Указанием Банка России от 08.12.2021 N 6007-У О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (вместе с "Требованиями к структуре страховых тарифов", "Порядком применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств") для страховщиков фактически установлен тарифный коридор в части базовых ставок страховых тарифов - от минимального до максимального значения, в пределах которого страховщик вправе выбрать базовую ставку страхового тарифа.
Таким образом, в настоящее время страховщики, осуществляющие ОСАГО, могут устанавливать тарифы в рамках их минимальных и максимальных значений, что позволяет государственным заказчикам использовать такие способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), как аукцион в электронной форме.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 сентября 2020 года по делу NА33-20344/2019, Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12.10.2020 года по делу NА11-13446/2019, Письме ФАС от 01.12.2014 года NАД/48891/14, Письме Министерства экономического развития РФ от 10.04.2017 года N28и-2007.
На основании изложенного, довод заявителя признан необоснованным.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой документарной проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией Татарстанского УФС России выявлено следующее нарушение.
1) Согласно части 1 статьи 45 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе) Заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии, выданные:
1) банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи;
2) государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ";
3) фондами содействия кредитованию (гарантийными фондами, фондами поручительств), являющимися участниками национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства, предусмотренной Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - региональные гарантийные организации), соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.7 настоящей статьи (при осуществлении закупок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона);
4) Евразийским банком развития (если участник закупки является юридическим лицом, зарегистрированным на территории государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, или физическим лицом, являющимся гражданином государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 13.1 проекта контракта Обеспечение исполнения настоящего Контракта по выбору Страховщика предоставляется в форме независимой гарантии, выданной банком или внесением денежных средств на указанный Страхователем счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Страхователю.
Таким образом, заказчиком в нарушении требований части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе, ограничены субъекты у которых потенциальные участники закупки могут получить независимую гарантию для ее предоставления в качестве обеспечения исполнения контракта.
2. Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п.п. "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе Для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать:
1) информацию и документы об участнике закупки:
в) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, управляющего (при наличии), управляющей организации (при наличии), участников (членов) корпоративного юридического лица, владеющих более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица, учредителей унитарного юридического лица или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц.
Вместе с тем, изучив положения Извещения, было установлено, что заказчиком указано следующее:
Заявка участника должна содержать:
в) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 настоящего Федерального закона, или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц;
Таким образом установлено, что заказчиком установлены положения о составе заявки участника закупки в устаревшей редакции Закона.
Заказчиком нарушены положения части 3 статьи 7, пп. "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
3. Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе В случае установления заказчиком в соответствии с настоящей статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 - 6.2-1 настоящей статьи. При этом, если: контрактом предусмотрена выплата аванса, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается не менее чем в размере аванса, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей части.
Изучив положения Извещения Комиссией было установлено следующее:
Так, согласно п. 5.4 проекта контракта Страховая премия уплачивается авансовым платежом в размере 100% при предоставлении страхового полиса.
В соответствии с пунктом 13.1.1. проекта контракта Обеспечение исполнения Контракта устанавливается в размере аванса.
Вместе с тем, Комиссия изучив положения электронной формы Извещения к настоящей закупки установила, что заказчиком установлено обеспечение исполнения контракта в размере - 1 960,63 (5 %).
Таким образом, заказчиком допущены нарушения части 3 статьи 7, пункта 1 части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе, в части указания различных сведений относительно размера обеспечения исполнения контракта.
Учитывая, что выявленные нарушения не повлияли на результат определения поставщика, предписание об устранении нарушений не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя АО "Согаз" (вх. N13258/ж от 20.10.2022 г.) на действие заказчика при проведении закупки N 0311200044822000056 на предмет: Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), необоснованной.
2. Признать заказчика ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ВЕТЕРИНАРНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ" РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН нарушившим требования части 3 статьи 7, пп. "в" пункта 1 части 1 статьи 43, части 1 статьи 45, пункта 1 части 6 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание об устранении нарушений действующего законодательства не выдавать.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
А.А. Яфизов |
Члены Комиссии |
М.А. Тимофеев |
|
А.И. Салимзянов |
Исп. Тимофеев Максим Александрович
тел. 8 (843)238-24-86
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 27 октября 2022 г. N 016/06/24-1647/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.11.2022