Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, ВРИО руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов Комиссии:
врио начальника отдела отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю - Рошевского С.И.
в присутствии представителей:
от заказчика - Каракозова И.И.
от ООО "СТРОЙСЕРВИС" - Аносов А.В., Церетели О.Г.,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России из Министерства строительства и архитектуры СК поступили сведения о внесении поступили сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков участника закупки - ООО "СТРОЙСЕРВИС" по факту осуществления закупки путём проведения аукциона в электронной форме N 0121200004721000766 "Выполнение подрядных работ по объекту "Казьминский групповой водопровод Кочубеевского района" для обеспечения государственных нужд Ставропольского края".
Заказчик указывает, что расторг контракт в одностороннем порядке.
В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении ООО "СТРОЙСЕРВИС" недобросовестных поставщиков назначено время и место осуществления проверки сведений поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления.
Комиссия Ставропольского УФАС России, выслушав пояснения сторон, проанализировав представленные материалы, установила следующее:
Закон о контрактной системе является специальным законом и подлежит применению к отношениям, связанным с осуществлением закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, исполнение и соблюдение норм которого носит обязательный характер для всех участников процесса.
В своем обращении Заказчик указал следующее:
"_Между министерством и обществом с ограниченной ответственностью "СТРОЙСЕРВИС" 08 сентября 2021 года заключен государственный контракт N 766ЭОК-2021 на выполнение подрядных работ по объекту "Казьминский групповой водопровод Кочубеевского района" для обеспечения государственных нужд Ставропольского края (далее соответственно - ООО "СТРОЙСЕРВИС", подрядчик, контракт, объект), в соответствии с которым подрядчик принимает на себя обязательства на выполнение комплексных инженерных изысканий, разработку проектной и рабочей документации по объекту.
Пунктом 5.3.16 государственного контракта установлена обязанность ООО "СТРОЙСЕРВИС" качественно выполнить все работы по строительству объекта в объеме и в сроки, предусмотренные контрактом, графиком выполнения работ, проектной и рабочей документацией, в соответствии с требованиями строительных норм и правил, технических регламентов и предъявить выполненные работы с комплектом исполнительной технической документации заказчику через организацию, осуществляющую строительный контроль
Срок окончания выполнения работ, согласно пункту 4.1 контракта, - 30 декабря 2021 года.
В соответствии с пунктом 2.2 контракта срок начала выполнения подрядных работ по объекту, срок окончания выполнения подрядных работ по объекту (конечный срок), промежуточные сроки выполнения отдельных видов и этапов строительно-монтажных работ и иных предусмотренных контрактов работ определены графиком выполнения работ.
Этапом исполнения контракта является выполнение подрядчиком работ в соответствии с графиком выполнения работ (пункт 2.3 контракта).
В установленные контрактом сроки обязательства по выполнению условий контракта ООО "СТРОЙСЕРВИС" не выполнены.
Министерством также велась претензионная работа по взысканию неустойки (пени) за просрочку исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных государственным контрактом (исх. письмо от 11.10.2022 N 01 -05/9996).
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) пункту 13.4 контракта допускается односторонний отказ стороны государственного контракта от исполнения государственного контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта.
Согласно части 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ и пунктом 13.4 государственного контракта заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, которое было размещено в Единой информационной системе в сфере закупок 11 октября 2022 года_".
Таким образом, решение заказчика о расторжении контракта в одностороннем порядке было принято 11.10.2022 г., размещено в ЕИС 11.10.2022 г.
В силу ч. 13 ст. 95 Закона N44-ФЗ решение заказчика вступило в законную силу и контракт считается расторгнутым 22.10.2022 г.
Вместе с тем, на рассмотрение дела представителями ООО "СТРОЙСЕРВИС" были предоставлены письменные возражения по факту ненадлежащего исполнения контракта, а также документы в том числе и Решение подрядчика об одностороннем расторжении контракта от 15 июня 2022 г. которое не было оспорено и не было отменено.
В силу п. 4 ст. 8 Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ(ред. от 16.04.2022) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, поставщик (подрядчик, исполнитель) направляет такое решение заказчику в порядке, установленном частью 20.2 статьи 95 указанного Федерального закона (в редакции настоящего Федерального закона).
Согласно ч. 20.2 ст. 95 Закона N44-ФЗ в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени заказчика, лично под расписку или направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте. Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени заказчика, в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени заказчика, лично под расписку);
2) дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) информации об отсутствии заказчика по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Согласно п. 13.4 контракта подрядчик был вправе принять решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
В силу ч. 21 ст. 95 Закона N44-ФЗ Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчиком данное решение подрядчика было получено 15.06.2022 г., о чем имеется отметка штампа входящей корреспонденции заказчика (подтверждение вручения имеется в материалах дела), таким образом, решение подрядчика вступило в законную силу и контракт считается расторгнутым 28.06.2022 г.
Исходя из всех обстоятельств дела решение подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта принято ранее решения заказчика и контракт считается расторгнутым 28.06.2022 г.
Решение Общества об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в законную силу 28.06.2021 г., следовательно, момент вступления в законную силу отказа Подрядчика от исполнения Контракта произошел раньше вступления в законную силу такого отказа Заказчика.
В рассматриваемом случае, Комиссия считает необходимы отметить, что возникшие в ходе исполнения Контракта разногласия сторон не свидетельствуют о недобросовестном поведении Подрядчика, направленном на намеренный срыв исполнения Контракта. Бесспорных доказательств, подтверждающих обратное, Заказчиком в материалы рассматриваемого дела не представлено.
Более того, наличие подобных разногласий свидетельствует о наличии гражданско-правового спора у сторон Контракта, возникшего при его исполнении.
При этом с момента заключения контракта между его сторонами возникают гражданско-правовые отношения, оценку которым антимонопольный орган в рамках рассмотрения одностороннего отказа заказчика либо подрядчика от исполнения контракта в качестве основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков давать не вправе.
При осуществлении проверки одностороннего отказа от исполнения контракта антимонопольный орган оценивает не правомерность расторжения контракта с позиции гражданского законодательства, а соблюдение сторонами контракта процедуры одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренной законом во избежание нарушения прав каждой из сторон контракта, установленных указанным Законом.
Исходя из вышеизложенного, обстоятельства, послужившие основанием для одностороннего отказа сторон от исполнения Контракта, находятся в сфере гражданско-правовых отношений сторон, а их исследование со стороны антимонопольного органа подменяло бы компетенцию суда.
Обоснованность и правомерность тех или иных действий сторон, связанных с исполнением рассматриваемого Контракта, может быть оценена в рамках конкретного гражданско-правового спора по итогам рассмотрения которого могут быть сделаны выводы о необходимости применения соответствующих гражданско-правовых последствий.
Согласно части 2 статьи 104 Закона N44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На момент вступления в законную силу Решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта, обязательства сторон по Контракту были прекращены, а Контракт прекратил свое действие в связи с вступлением в законную силу Решения Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
При таких обстоятельствах, оснований для рассмотрения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации в отношении - ООО "СТРОЙСЕРВИС" у Комиссии не имеется.
Аналогичная практика подтверждена Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу NА63-12059/20.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "СТРОЙСЕРВИС" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Г.В. Золина
Члены Комиссии Е.А. Соколов
С.И. Рошевский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 2 ноября 2021 г. N 026/06/104-1991/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.11.2022