Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
при участии представителей:
- от ООО "Панорама": представитель не явился, о дате, месте, времени рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
- от заказчика - ФКУ "Дальневосточное окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации":,
рассмотрев материалы дела N 7-3/699 по обращению заказчика - ФКУ "Дальневосточное окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - Заказчик, ФКУ "ДВОУМТС МВД России") о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Панорама" (ИНН 5526006170/ КПП 550501001), а также о генеральном директоре Горине Александре Константиновиче (ИНН: 550306983836), учредителе Шкуренко Николае Васильевиче (ИНН: 550300695302) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на поставку подставки под пароконвектомат в комплекте с гастроемкостью (извещение N 0322100001922000210),
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
15.08.2022 по результатам осуществления закупки заключен государственный контракт между ФКУ "ДВОУМТС МВД России" и участником закупки - ООО "Панорама" на поставку подставки под пароконвектомат в комплекте с гастроемкостью (далее также - контракт).
Согласно п. 1.1 контракта Поставщик обязуется поставить подставку под пароконвектомат в комплекте с гастроемкостью (далее - Товар) в соответствии со спецификацией (Приложение N 1), являющейся неотъемлемой частью Контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить поставку Товара.
Товар является новым (не бывшим в употреблении, не прошедшим восстановление или ремонт, не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства), свободным от любых прав третьих лиц, укомплектованный в соответствии с требованиями нормативно-технической (в том числе конструкторской) документации на него и изготовлен не ранее 2021 года (п. 1.2 контракта).
В соответствии с п. 2.1 контракта поставка Товара со всеми необходимыми документами производится Поставщиком в течение 60 календарных дней включительно с момента заключения государственного контракта в адрес обособленного подразделения Заказчика, ДВБХР ФКУ "ДВОУМТС МВД России", расположенного по адресу: 680032, г. Хабаровск, пер. Целинный, 41 (далее - Грузополучатель).
При поставке Товара, каждая поставляемая партия Товара сопровождается следующими документами:
- копией сертификата соответствия (заверенной подписью и печатью Поставщика) (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации) (п. 2.4.1 контракта);
- документом, подтверждающим и определяющим гарантийные условия на Товар (п. 2.4.2 контракта);
- паспортами (формулярами и этикетками), а также Руководством по эксплуатации на каждую единицу товара на бумажном носителе (в установленных случаях допускается выполнение Руководства по эксплуатации на электронном носителе), а в предусмотренных случаях - на каждую партию товара, оформленные в соответствии с требованиями действующих государственных стандартов, на русском языке (п. 2.4.3 контракта);
- списком региональных сервисных центров (при их наличии), с указанием их телефонов и почтовых адресов (п. 2.4.4 контракт);
- товарной накладной (код формы 0330212 по ОКУД), оформленной в 3-х экземплярах. Допускается вместо счёт-фактуры и товарной накладной - универсальный передаточный документ (п. 2.4.5 контракта);
- иными документами на поставляемый Товар, предусмотренными законодательством Российской Федерации (п. 2.4.6 контракта).
В соответствии с п. 2.7 контракта Товар, поставленный с нарушением условий контракта о качестве, некомплектный Товар, Товар, поставленный с нарушением требований Контракта, предъявляемым к качеству, комплектности, маркировке, упаковке товара, а также к наличию сопроводительных документов, считается не поставленным.
В соответствии с п. 3.1 контракта приемка - это совокупность мероприятий, связанных с проверкой качественных характеристик и свойств Товара, а так же связанных с требованиями к Товару процессов обязательным требованиям, установленных нормативно-технической (в том числе конструкторской) документации, испытания (экспериментальное определение заданных характеристик (количественных и качественных) свойств Товара при его функционировании, моделировании и (или) воздействии на него) и документальным оформлением полученных результатов. Приемка Товара заканчивается после проверки Грузополучателем его количества на соответствие требований Контракта и оформляется актом о приемке Товара (в случае проведения монтажа и наладки Товара - актом о проведении монтажа и наладки, а при необходимости проведения обучения и (или) инструктажа лиц, осуществляющих использование Товара - актом о проведении монтажа и наладки Товара с отметкой о проведении обучения и (или) инструктажа лиц, осуществляющих использование Товара).
Качество Товара должно соответствовать требованиям государственных стандартов и нормативных документаций, утвержденных в РФ, в течение всего срока годности Товара.
Поставка Товара должна сопровождаться документами, подтверждающими факт поставки Товара (товарная накладная, счет или счет-фактура, или универсально передаточный документ) (п. 3.2 контракта).
Поставляемый Товар должен быть упакован, маркирован и транспортироваться в соответствии с требованиями технических регламентов, ГОСТов, другой нормативно-технической документации для соответствующего вида Товара. Тара и упаковка должны быть пригодны для данного вида Товара, обеспечивать целостность и сохранность Товара (по количеству и качеству) при перевозке и хранении (п. 5.1 контракта).
Согласно п.7.1.1 контракта Поставщик обязан поставить Товар на условиях, предусмотренных Контрактом, в том числе по обеспечению с учетом специфики поставляемого Товара её соответствия обязательным требованиям, установленным Заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и (или) Контрактом.
Согласно п. 11.2 контракта настоящий Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, а также Заказчиком в одностороннем порядке в соответствии с гражданским законодательством. Расторжение Контракта не является основанием для прекращения неисполненных стороной обязательств по выплате штрафных санкций за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Контракту и убытков.
Приложением N1 к контракту "Спецификация" стороны определили товар необходимый к поставке: подставки под пароконвектомат в комплекте с гастроемкостью, в количестве 3 комплектов по цене 29 250, 00 рублей за 1 комплект на общую сумму 87 750, 00 рублей.
29.08.2022 Заказчиком в адрес Поставщика направлено письмо о выполнении обязательств по контракту с просьбой сообщить планируемую дату поставки товара.
Аналогичное письмо направлено в адрес Поставщика 06.09.2022.
Как следует из материалов дела 09.09.2022 в адрес заказчика осуществлена поставка товара со стороны ООО "Панорама".
12.09.2022 Заказчиком составлен акт недостатков, выявлены при проверке качества продукции. В результате проверки выявлены следующие недостатки: на поставленный Товар представлен паспорт изделия "Подставка под пароконвектомат ПК_". В представленном документе отсутствует информация о возможности укомплектования подставки под пароконвектомат гастроёмкостями, не указана модель фактически поставленного изделия (ПК-10). Эксплуатационная документация (паспорт, руководство пользователя, формуляр, этикетка) на гастроёмкости поставщиком не представлены. Также актом указаны еще 4 пункта недостатков.
12.10.2022 Заказчиком направлено письмо в адрес Поставщика с требованием вывезти несоответствующий условиям контракта товар с территории Заказчика.
17.10.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с поставкой товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не устранены до окончания поставки товара.
21.10.2022 Поставщиком в адрес Заказчика направлены пояснения по вопросу одностороннего отказа от исполнения контракта со стороны Заказчика. Согласно пояснениям Общество не согласно с принятым решением.
Рассмотрев материалы дела N7-3/699, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
Как установлено п. 2 ст. 456 ГК РФ если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Статьей 464 ГК РФ предусмотрено, что если продавец не передает или отказывается передать покупателю относящиеся к товару принадлежности или документы, которые он должен передать в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи (пункт 2 статьи 456), покупатель вправе назначить ему разумный срок для их передачи. В случае, когда принадлежности или документы, относящиеся к товару, не переданы продавцом в указанный срок, покупатель вправе отказаться от товара, если иное не предусмотрено договором.
В соответствии со ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Согласно п. 1 ст. 518 ГК РФ покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные статьей 475 настоящего Кодекса, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества.
В силу п. 2 ст. 475 ГК РФ в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
Как следует из материалов дела, Обществом поставлен товар без предусмотренных контрактом документов.
Поскольку отсутствие предусмотренных п. 2.4 к контракту исключает возможность принятия товара и его использование по назначению, заказчиком в принятии товара отказано.
В связи с допущенным нарушением условий контракта, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от его исполнения.
Исходя из части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
С учетом положений ст. 95 Закона о контрактной системе контракт расторгнут 28.10.2022.
Доказательств передачи необходимых документов к товару надлежащего качества ООО "Панорама" как в десятидневный период, предусмотренный ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, так и в период проведения Комиссией Хабаровского УФАС России проверки по обращению Заказчика, не представлено.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Таким образом, ООО "Панорама" не исполнены условия контракта, поставка товара осуществлена с нарушением контракта, исключающим принятие и использование такого товара заказчиком.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушении сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
Принимая участие в закупке, ООО "Панорама" осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами.
При этом в любом случае, действия хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности должны осуществляться в установленном законом порядке.
Поскольку хозяйствующий субъект ООО "Панорама", обязанный соблюдать действующее законодательство, не предпринял всех зависящих от него мер по исполнению условий контракта, допустив существенное нарушение условий контракта, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о недобросовестности действий вышеуказанного субъекта.
Обстоятельств, предусмотренных пунктом 15 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" не установлено, материалы дела не содержат.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России, учитывая недобросовестность действий ООО "Панорама", отсутствие обстоятельств, являющихся основанием для отказа в удовлетворении заявления заказчика, приходит к выводу о наличии оснований для включения сведений об ООО "Панорама" и его учредителе (директоре) в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные заказчиком - ФКУ "Дальневосточное окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации" об ООО "Панорама" (ИНН 5526006170/ КПП 550501001), а также о генеральном директоре Горине Александре Константиновиче (ИНН: 550306983836), учредителе Шкуренко Николае Васильевиче (ИНН: 550300695302), в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в трехмесячный срок со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 7 ноября 2022 г. N РНП-27-548
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.11.2022