Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба ООО "Эдвансед Трансформейшн Консалтинг" на действия Уполномоченного учреждения, Заказчика при осуществлении закупки N 0801500001122001413 "Выполнение работ по развитию системы межведомственного электронного взаимодействия Республики Башкортостан с целью обеспечения перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде в соответствии с требованиями к цифровой трансформации государственных и муниципальных услуг и сервисов, а также с целью перевода массово социально значимых услуг в электронный вид 4 очереди МСЗУ и повышения качества предоставления услуг независимо от формы их предоставления".
По мнению Заявителя, нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалоб по существу и запросом необходимой информации, Заказчиком была представлена информация по электронному аукциону N 0801500001122001413.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела и проведя внеплановую проверку в соответствии с п.1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, установила следующее.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком, Уполномоченным учреждением неправомерно объединены в один лот функционально и технологически не связанные работы: расширение функционала базового ПО и "Настройку системы".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что подавал заявку о проведении закупки в Уполномоченное учреждение без установления данного дополнительного требования, однако заявка была возвращена Уполномоченным учреждением с указанием, установить дополнительное требование, предусмотренное поз. 36 разд. VI Дополнительных требований. В связи с этим, представитель Заказчика согласен с доводом, изложенным Заявителем.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что "Выполнение работ, указанных в пунктах 2.9.1, 2.9.3, 2.9.4, 2.9.5, 2.9.8 Описания объекта закупки функционально и технологически связанны с пунктами 2.9.2, 2.9.6, 2.9.7, 2.9.9 Описания объекта закупки так как направлены на достижение цели указанной в п. 2.8 Описания объекта закупки:
Целью выполнения работ по развитию Системы межведомственного электронного взаимодействия Республики Башкортостан является перевод 3 массово социально значимых услуг 4 очереди МСЗУ в электронный вид, из перечня указанного в приложении 1, а также обеспечение перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде в соответствии с требованиями к цифровой трансформации государственных и муниципальных услуг и сервисов по целевым показателям "Увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов" и "Достижение "цифровой зрелости" (в части мероприятий "государственного управления").
Повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг независимо от формы их предоставления, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2022 г. N 951.
Разделение указанных работ затруднительно и экономически нецелесообразно без одновременного и последовательного выполнения остальных работ (указанных в пунктах 2.9.2, 2.9.6, 2.9.7, 2.9.9 Описания объекта закупки) с точки зрения достижения конечного результата, требуемого заказчику, в соответствии с пунктом 2.8 Описания объекта закупки "Цели выполнения работ" _ Укрупнение предмета закупки (лота), не производилось, т.к. в соответствии с пунктом 2.1 "Полное наименование Системы" Описания объекта закупки все указанные работы связаны с развитием Системы межведомственного электронного взаимодействия Республики Башкортостан (РСМЭВ), которая функционирует на базе программного обеспечения "Digit Платформа", что также отражено в предмете закупки".
Представитель Уполномоченного учреждения поддержал доводы Заказчика.
На основании части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона; требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать качественные параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающие количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации "28" июня 2017 года) по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В соответствии с п. 2 указанного Обзора нарушением является включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, лишь в отсутствие специфики использования такого товара.
Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию об аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика и отвечают его потребностям. Основной задачей законодательства о контрактной системе является не только обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, но и выявление лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования. Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Заявитель достаточных доказательств, которые свидетельствуют об обоснованности довода не представил.
Довод жалобы признается необоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчик должен был руководствоваться Приказом Минцифры России от 17.12.2020 N 715 "Об утверждении типовых условий контрактов на выполнение работ по созданию и (или) развитию (модернизацию) государственных (муниципальных) и (или) иных информационных систем", которым утверждены типовые условия контрактов на выполнение работ по созданию и (или) развитию (модернизации) государственных (муниципальных) и (или) иных информационных систем (далее - Типовые условия контракта).
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что "Право на использование программного обеспечения "Digit Платформа" было передано Заказчику в порядке, предусмотренным государственным контрактом N 30 от 21.09.2020 на выполнение работ по развитию системы межведомственного электронного взаимодействия Республики Башкортостан с целью обеспечения перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде в соответствии с требованиями к цифровой трансформации государственных и муниципальных услуг (далее - Контракт N 30 от 21.09.2020). В рамках исполнения Контракта N 30 от 21.09.2020 был заключен лицензионный договор NSC-9/3-2020 от 25.09.2020 (далее - Лицензионный договор).
Контракт N 30 от 21.09.2020 был заключен на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. В соответствии с Контрактом N 30 от 21.09.2020, Заказчику предоставлена бессрочная лицензия на право использования программного обеспечения на территории Республики Башкортостан".
Согласно п. 15 Правил разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.07.2014 N 606 (в редакции действующей на момент заключения Контракта N 30 от 21.09.2020) "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения" (вместе с "Правилами разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов") (далее - Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов) типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению в случаях, если извещения об осуществлении закупок размещены в единой информационной системе в сфере закупок (приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом направлены) или если контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, не предусматривающих размещения в единой информационной системе извещения о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заключается по истечении 30 календарных дней после дня размещения типового контракта, типовых условий контракта в единой информационной системе в сфере закупок, но не ранее дня вступления в силу нормативного правового акта ответственного органа, утверждающего типовой контракт, типовые условия контракта.
Типовые условия контрактов утверждены 17.12.2020 приказом Минцифры России N 715. Приказ Минцифры России от 17.12.2020 N 715 зарегистрирован в Минюсте России 12.04.2021 N 63089, размещен в ЕИС 02.06.2021 и подлежит обязательному применению с 03.07.2021.
Следовательно, система межведомственного электронного взаимодействия Республики Башкортостан функционирует с использованием программного обеспечения "Digit Платформа" в соответствии с условиями Контракта N 30 от 21.09.2020, Лицензионного договора и при заключении Контракта N 30 от 21.09.2020, Лицензионного договора у Заказчика отсутствовали основания для применения типовых условий контракта утвержденных Приказом Минцифры России от 17.12.2020 N 715.
Довод Заявителя жалобы признается необоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком исключена возможность выполнения работ по развитию системы межведомственного электронного взаимодействия Республики Башкортостан как путем разработки программного обеспечения в ходе выполнения работ, так и путем использования результатов интеллектуальной деятельности ранее созданных исполнителем.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил следующее: "_ помимо требований Описания объекта закупки Исполнитель должен руководствоваться условиями государственного контракта, который также содержит условия исполнения принятых исполнителем обязательств.
Так в соответствии с пунктом 4.4.12. проекта государственного контракта допускается использование программного обеспечения, разработанного ранее заключения государственного контракта _. описание объекта закупки содержит возможность использования исполнителем своего программного обеспечения для выполнения работ по государственному контракту".
Комиссией установлено, что в п. 5.1 Описания объекта закупки Заказчик указано: "В случае использования ПО, права на которые принадлежат Подрядчику и которые использовались при выполнении работ по Государственному контракту, Подрядчик обязан передать Заказчику права на использование такого ПО в объеме, необходимом для использования Заказчиком результатов работ по Государственному контракту по их целевому назначению и в соответствии с условиями настоящего Государственного контракта на весь срок действия использованных исключительных прав, без увеличения цены Государственного контракта".
Вместе с тем, в п. 5.8 Описания объекта закупки установлено следующее: "Для выполнения Работ в соответствии с настоящим техническим заданием, пунктом 1 статьи 1229 Гражданского Кодекса Российской Федерации и в целях исключения нарушения интеллектуальных прав правообладателя программного обеспечения "Digit Платформа" Подрядчик должен иметь достаточный объем прав и полномочий, надлежащим подтверждением которого могут являться следующие документы:
- документ (информация), подтверждающий, что Подрядчик является Правообладателем программного обеспечения "Digit Платформа";
- иные документы, подтверждающие наличие у Подрядчика права использования программного обеспечения "Digit Платформа" в объёме, достаточном для выполнения Работ (лицензионный договор, сублицензионный договор, соглашение и т.п.)".
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя жалобы признается обоснованным.
Жалоба признается частично обоснованной.
Выявленное нарушение содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99, ч. 3 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Эдвансед Трансформейшн Консалтинг" частично обоснованной.
2. В действиях Заказчика установлено нарушения ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
3. Уполномоченному учреждению, Заказчику выдать предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Башкортостанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 7 ноября 2022 г. N ТО002/06/106-2007/2022 (ключевые темы: характеристика - система межведомственного электронного взаимодействия - товар. работа. услуга. - лицензионный договор - минцифры)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.11.2022