Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей от Заказчика Администрация муниципального образования Ромашкинское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области:
в отсутствие представителей Заявителя - ИП Сараев Александр Юрьевич, извещенных о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 4264-ИП/22 от 01.11.2022) на положения извещения при проведении электронного аукциона на выполнение работ по замене котла N 5 на котельной N 676 п. Саперное, Приозерский район, Ленинградской области.
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме 24.10.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 499 200,00 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 той же статьи определено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
Согласно первому доводу жалобы Заявителем оспариваются разъяснения положений извещения об осуществлении закупки. По мнению Заявителя, Заказчиком предоставлены разъяснения на положения извещения об осуществлении закупки в нарушение части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе. Заявитель просит обратить внимание Комиссии на то, что представленные Заказчиком разъяснения положений извещения об осуществлении закупки не содержат конкретных ответов по существу поставленных вопросов.
Комиссия установила, что согласно данным, размещенным в ЕИС, запрос о даче разъяснений положений извещения поступил Заказчику 28.10.2022. При этом разъяснения предоставлены Заказчиком - 31.10.2022.
В соответствии с частью 5 статьи 42 любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Согласно разъяснениям, предоставленным Заказчиком, следует:
"На основании поступившего запроса, заказчиком принято решение о внесении изменений в Извещение о проведении электронного аукциона от 24.10.2022 N 0145300019222000009.
"Все необходимые заказчику требования установлены в Локальном сметном расчете. Требования к иным характеристикам по комплексу мероприятий по ремонту котельной N 676 п. Саперное, Приозерского района Ленинградской области. Замена участка теплотрассы заказчик не устанавливает".
При этом, согласно данным в ЕИС, изменения в извещение не вносились после предоставления разъяснений. Тем самым, указанием в разъяснениях о решении внести изменения в извещение об осуществлении закупки и, фактически не исполнив вышеуказанные действия, в рамках установленного Законом о контрактной системе срока, Заказчик вводит потенциальных участников закупки в заблуждение.
Указанными действиями Заказчик нарушил положения части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Согласно второму доводу жалобы Заявителем оспариваются положения извещения об осуществлении закупки в части установления, по мнению Заявителя, ненадлежащих положений проекта контракта.
Комиссия установила, что проектом контракта предусмотрены следующие положения:
"2.5. Оплата осуществляется в форме безналичного расчета путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика, без авансирования, по факту выполнения работ в полном объеме, не более чем в течение 7 (семь) рабочих дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке, предусмотренного разделом 4 настоящего Контракта и на основании счета на оплату, счета-фактуры (при наличии), выставленных Подрядчиком.
3.1.5. Оплачивать результаты выполненных по Контракту Работ в размерах, установленных настоящим Контрактом, Графиком оплаты выполненных по контракту работ (Приложение N 2 к Контракту) с учетом Графика выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 3 к Контракту) и в срок не более чем в течение 7 рабочих дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке, предусмотренного настоящим Контрактом".
Комиссия не усматривает в указанных положениях проекта контракта нарушений Закона о контрактной системе.
Заявитель также обращает внимание Комиссии на пункт 3.3.1, в соответствии с которым - Подрядчик обязуется выполнить на Объекте Работы по ремонту автомобильной дороги в сроки, предусмотренные Контрактом с учетом Графика выполнения строительно-монтажных работ.
Комиссия не усматривает данного положения в проекте контракта. В связи с чем, данный довод не является обоснованным.
В соответствии с четвертым доводом жалобы Заявителем оспариваются положения извещения об осуществлении в части сроков начала исполнения контракта.
Комиссия установила, что извещением о закупке определено, что подведение итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) было осуществлено аукционной комиссией Заказчика 07.11.2022 года, а дата начала исполнения контракта Подрядчиком - 15.11.2022 года.
Исходя из указанных положений извещения, заключение контракта сторонами приходится на период с 08.11.2022 г. по 15.11.2022 г. (8 календарных дней с даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе, по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, с иным участником закупки, не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки).
Таким образом, датой начала исполнения контракта должна являться дата, приходящаяся на период позднее 17.11.2022.
Исходя из указанного Заказчиком ненадлежащим образом установлен срок начал исполнения контракта. В указанных действиях Заказчика Комиссия усматривает нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Согласно четверному доводу жалобы Заявителем оспариваются положения извещения об осуществлении закупки в части неустановления дополнительных требований к участникам закупки.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с подпунктом а) пункта 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2571) положения Постановления N 2571 применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиция 15 применяется в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей;
Так, в соответствии с позицией 15 Приложения к Постановлению N 2571 дополнительные требования устанавливаются заказчиками при проведении закупок на выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений.
В соответствии части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Позиция 15 приложения к Постановлению Правительства РФ N 2571 определены следующие дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки при проведении, в том числе электронных аукционов на выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений:
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
В целях подтверждения соответствия дополнительным требованиям необходимо предоставление следующей информации и документов:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ
Комиссией установлено, что начальная (максимальная) цена контракта - 7 499 200 рублей. Объектом закупки является выполнение комплекса мероприятий по ремонту котельной N 676 п. Саперное, Приозерского района Ленинградской области. Замена участка теплотрассы.
Комиссией установлено, что проектно-сметная документация содержит следующие положения:
"Территориальные сметные нормативы, предусмотренные для применения на территории Ленинградской области:
- на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве (ТССЦ 81-01-2001);
- на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств (ТСЭМ 81-01-2001);
- на строительные и специальные строительные работы (ТЕР 81-02-2001);
- на монтаж оборудования (ТЕРм 81-03-2001);
- на ремонтно-строительные работы (ТЕРр 81-04-2001);
- на пусконаладочные работы (ТЕРп 81-05-2001);
- на капитальный ремонт оборудования (ТЕРмр 81-06-2001);
- на перевозки грузов для строительства (ТССЦпг 81-01-2001)".
Также согласно проектно-сметной документации Заказчиком установлены, в том числе следующие наименования работ: "Демонтаж трубопроводов в непроходных каналах краном диаметром труб до 250 мм"; "НР Наружные инженерные сети при ремонте: демонтаж, разборка, очистка"; "СП Наружные инженерные сети при ремонте: демонтаж, разборка, очистка".
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Комиссия установила, что в извещении о проведении электронного аукциона отсутствуют дополнительные требования к участникам закупки, устанавливаемые в соответствии с Постановлением Правительства РФ N2571.
Из указанного следует, что в действиях Заказчика усматриваются признаки нарушения пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Сараев Александр Юрьевич обоснованной в части;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 12 части 1 статьи 42, части 5 статьи 42, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системы;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений, путем отмены протоколов, внесения изменений в извещение об осуществлении закупки;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 8 ноября 2022 г. N 047/06/42-3210/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.11.2022