На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденных постановлением Правительства от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 28.09.2022 N 684/22 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ООО "Мультисервис Волга" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ГКУ Саратовской области "Региональный навигационно-информационный центр" (далее - Заказчик), ГКУ Саратовской области "Государственное агентство по централизации закупок" (далее - Уполномоченный орган), при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на аренду введенного в эксплуатацию оборудования фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения за счет средств областного дорожного фонда (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0860200000822006756) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1) Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом сформировано описание объекта закупки извещения о проведении Аукциона (далее - Извещение);
2) Заказчиком, Уполномоченным органом установлены противоречивые сроки в проекте контракта Извещения и в графике исполнения контракта (приложение N 2 к проекту контракта Извещения) (далее - График);
3) Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлено ограничение в проекте контракта Извещения на внесение по соглашению сторон допускаемых существенных изменений условий контракта, заключенного до 01.01.2023;
4) Заказчиком, Уполномоченным органом в Извещении неправомерно установлен запрет в соответствии с постановлением от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее -Постановление N 1236);
5) Заказчиком, Уполномоченным органом в Извещении неправомерно установлены условия допуска в соответствии с Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н (далее - Приказ N 126н);
6) Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке.
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с Законом о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки 08.11.2022 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 14.11.2022.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Аукциона:
1) Извещение размещено в ЕИС - 14.10.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная цена контракта - 3 295 000 000 руб.;
4) начальная сумма цен товара, работы, услуги - 955,94 руб.;
5) источник финансирования - бюджет субъекта Российской Федерации, КБК - 02904095Ж302D4720244;
6) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 31.10.2022;
7) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
8) в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку по результатам рассмотрения 2 заявок на участие в Аукционе только одна заявка на участие в закупке признана соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
9) в соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.11.2022 N ИЭА1 контракт заключается с участником закупки с идентификационным номером "3", предложившего сумму цен единиц товара, работы, услуги 951,16 руб.
1.1. Согласно доводу Заявителя положениями описания объекта закупки не определен ответственный за функционирование канала связи с СПО "Паутина" и объем услуг по предварительной обработке, что делает невозможным расчет собственных затрат исполнителя для участия в закупке.
Пунктом 4.1.24 проекта контракта Извещения установлено, что арендодатель несет обязанности: по техническому обслуживанию и содержанию комплексов, осуществлению капитального ремонта комплексов, по проведению текущего ремонта комплексов; по поддержанию комплексов в исправном состоянии; по уплате расходов на содержание комплексов.
Техническое обслуживание, содержание, текущий и капитальный ремонт комплексов обеспечивается за счет собственных средств и сил арендодателя, в том числе: все расходы и действия, связанные с размещением комплексов, получением и выполнением всех необходимых согласований, разрешений, требований, предписаний, которые будут существовать в течение срока действия контракта, от всех соответствующих организаций и служб, подключением к электроснабжению, защищенным каналам связи (за исключением канала связи между участком предварительной обработки фото-видеоматериала Арендатора и серверным оборудованием СПО "Паутина", установленным в ГУ МВД России по Саратовской области), организацией круглосуточного мониторинга работоспособности комплексов, оплаты электроэнергии и арендных платежей, иных расходов, связанных с техническим обслуживанием и ремонтно-восстановительными работами Комплексов, необходимыми для получения необходимой доказательной базы по правонарушениям в области дорожного движения и сведений о проездах транспортных средств несет и совершает арендодатель.
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснил, что в силу пункта 4.1.24 проекта контракта Извещения организация указанного канала не относится к обязанностям исполнителя, соответственно, у исполнителя отсутствует необходимость в расчете затрат по организации канала.
При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обоснованности довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
1.2. Согласно доводу Заявителя в описании объекта закупки отсутствует определение понятия "защищенный канал связи", в связи с чем не представляется возможным определить какие средства защиты необходимо использовать исполнителю. Также, неопределенно каким образом производится передача информации по защищенному каналу связи в СПО Паутина, а также что является точкой подключения к СПО Паутина. Необходимо ли проектирование системы защиты информации. Не определен перечень лицензий для выполнения указанных работ.
В соответствии с пунктом 4.1 описания объекта закупки (приложение N 1 к Извещению) исполнитель за свой счет обеспечивает передачу информации с комплексов с использованием защищенных каналов связи. Параметры защищенного канала связи устанавливаются Исполнителем самостоятельно и должны обеспечивать выполнение требований описания объекта закупки. При необходимости исполнитель самостоятельно осуществляет приобретение, установку, настройку и тестирование необходимого телекоммуникационного оборудования, необходимого программного обеспечения, а также необходимого количества автоматизированных рабочих мест.
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснил, что в силу пункта 4.1 описания объекта закупки (приложение N 1 к Извещению) исполнитель выбирает средства защиты информации самостоятельно и необходимость наличия лицензии зависит от выбора технического решения исполнителя. Также, предусматривается, что передача информации по защищенному каналу связи в СПО Паутина производится в соответствии с протоколом информационного обмена, серверное оборудование СПО Паутина имеет специальные средства защиты информации. При этом проектирование системы защиты информации не предусмотрено техническим заданием.
Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обоснованности довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
1.3. Согласно доводу Заявителя в техническом задании отсутствует определение понятия "ввод в эксплуатацию" и ссылки на какие-либо документы, определяющие данный процесс.
В соответствии с пунктом 5.4 описания объекта закупки (приложение N 1 к Извещению) исполнитель до передачи комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения (далее - КФВФ) в аренду производит доставку, монтаж и ввод в эксплуатацию комплексов, в том числе обеспечивает наличие механических конструкций и крепежных изделий, опор, материалов и оборудования для организации линий связи и линий электропитания - в количестве, необходимом для установки всех КФВФ и подключения их к СПО "Паутина", СПО "ДОРИС Платформа", средствам мониторинга Исполнителя и средствам мониторинга Заказчика СПО "Интеллект".
Согласно пункту 5.5 описания объекта закупки (приложение N 1 к Извещению) исполнитель до передачи КФВФ в аренду производит монтаж, пуско-наладку и настройку комплексов автоматической фотовидеофиксации на местах дислокации в соответствии с ГОСТ Р 57145-2016, "ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств, требованиями производителя Комплексов автоматической фотовидеофиксации.
В силу пункта 6.3 описания объекта закупки (приложение N 1 к Извещению) комплексы передаются в аренду после выполнения всех процедур по его размещению и обеспечению его функционирования в соответствии с требованиями, указанными в описании объекта закупки.
Пунктами 4.1.13 и 4.1.16 проекта контракта Извещения установлены обязанности арендодателя по передаче арендатору КФВФ в аренду на условиях контракта и по предоставлению арендатору КФВФ в сроки, установленные контрактом и приложением N 1 к контракту.
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснил, что вышеуказанные положения определяют порядок ввода в эксплуатацию объекта аренды.
При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обоснованности довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
1.4. Согласно доводу Заявителя в описании объекта закупки отсутствуют определения понятий "система фотовидеофиксации на рубеже контроля" и "элементы комплекса".
Пунктом 1 описания объекта закупки Извещения определено, что элементы комплексов должны быть функционально и технологически объединены в работоспособную и функционирующую систему фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения (далее также ПДД) на рубеже контроля и функционально и технологически интегрированы в СПО "Паутина" ГУ МВД России по Саратовской области, имеющейся у Заказчика СПО "ДОРИС Платформа" и обеспечивать возможность проведения мониторинга работоспособности Комплексов.
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснил, что система фотовидеофиксации - это все элементы технических средств автоматической фотовидеофиксации, которые функционально и технологически объединены в работоспособную и функционирующую систему, обеспечивающих фиксацию нарушений на рубеже контроля в соответствии с приложением N 1 к техническому заданию к проекту контракта "Адресный план размещения Комплексов на территории Саратовской области". Рубеж контроля - это адрес установки оборудования фотовидеофиксации. Так, например, перекресток - это одна системе фотовидеофиксации, которая размещена на 1 рубеже контроля и включает в себя несколько зон контроля.
Представитель Уполномоченного органа также пояснил, что указанные термины являются общеупотребимыми, не содержат в себе двойственности и не позволяют произвольного толкования, а также данные термины известны профессиональным участникам таких закупок.
При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обоснованности довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
1.5. Согласно доводу Заявителя в описании объекта закупки не установлено полное описание объема информации, передаваемой в XML файле.
Представитель Уполномоченного органа пояснил, что требований к XML файлам не предъявляется. Файл XML может иметь структуру, указанную в пунктах 2, 3 приложения 3 протокола информационного обмена для обеспечения интеграционной совместимости (приложения N 1 к описанию объекта закупки Извещения).
При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обоснованности довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
1.6. Согласно доводу Заявителя в техническом задании установлена возможность эксплуатации оборудования не в соответствии с "ГОСТ Р 57144-2016 Национальный стандарт Российской Федерации. Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования" (далее - ГОСТ Р 57144-2016).
Согласно пункту 5.7 ГОСТ Р 57144-2016 технические средства автоматической фотовидеофиксации должны обеспечивать выполнение следующих требований:
- вероятность полного распознавания государственных регистрационных знаков транспортных средств (движущихся или неподвижных) - не менее 90%;
- вероятность условного распознавания государственных регистрационных знаков транспортных средств (движущихся или неподвижных) - не менее 92%.
В пунктах 11, 12 таблицы "Общие требования к функциональным характеристикам программного обеспечения комплексов ТИП 1, 2, 3, 4" описания объекта закупки Извещения установлены следующие требования:
- вероятность условного распознавания государственных регистрационных знаков ТС (движущихся или неподвижных) в стационарном и передвижном режимах эксплуатации - не менее 90 %;
- вероятность полного распознавания государственных регистрационных знаков ТС (движущихся или неподвижных) в стационарном и передвижном режимах эксплуатации - не менее 92 %.
Вместе с тем в пунктах 1 таблиц "Индивидуальные требования к комплексам ТИП 1 (перекресток)", "Индивидуальные требования к комплексам ТИП 2 (пешеходный переход)", "Индивидуальные требования к комплексам ТИП 3 (остановка и стоянка)", "Индивидуальные требования к комплексам ТИП 4 (скоростной режим)" по конструктивным особенностям, связанным со степенью мобильности комплекса указано "стационарный".
Представитель Заявителя пояснил, что в вышеуказанных положениях не установлены требования к вероятности условного и полного распознавания, а также к передвижному режиму эксплуатации в соответствии с пунктами 11, 12 таблицы "Общие требования к функциональным характеристикам программного обеспечения комплексов ТИП 1, 2, 3, 4".
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснил, что данные требования ГОСТ Р 57144-2016 применимы для всех типов оборудования как для передвижных, так и для стационарных. Также, представитель Уполномоченного органа пояснил, что в пунктах 1 индивидуальных требований к комплексам отражены технические решения по организации установки КФВФ, что не противоречит положениям, установленным в пунктах 11, 12 таблицы "Общие требования к функциональным характеристикам программного обеспечения комплексов ТИП 1, 2, 3, 4".
При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обоснованности довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
1.7. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в положениях Извещения отсутствует выкупная цена комплексов фотовидеофиксации и порядок оплаты комплексов фотовидеофиксации.
Согласно пункту 2.2 проекта контракта Извещения цена единицы услуги (стоимость арендной платы за единицу измерения) включает в себя: стоимость затрат на оказание услуг, в том числе налогов, и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, расходов на перевозку, доставку, страхование, уплату таможенных пошлин, стоимости необходимых расходных материалов, расходов на получение технических условий, разрешений, согласований, а также иных расходов, связанных с исполнением арендодателем принятых на себя обязательств, включает в себя арендную плату за пользование объектом аренды, выкупную цену за арендуемые комплексы.
Пунктом 6.7 приложения N 1 к проекту контракта Извещения установлено, что в случае досрочного расторжения контракта по иным причинам КФВФ не переходят в собственность Саратовской области, при этом арендодатель возвращает арендатору внесенную на момент расторжения выкупную цену. Стороны исходят из того, что выкупная цена за переданные аренду КФВФ составляет 60 процентов от оплаченной арендатором арендной платы.
Представитель Уполномоченного органа пояснил, что указанными положениями установлен порядок определения выкупной цены комплексов фотовидеофиксации, которая составляет 60 процентов от оплаченной арендатором арендной платы.
При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обоснованности довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
1.8. Согласно доводу Заявителя в описании объекта содержатся условия о неоплате аренды комплекса фотовидеофиксации в случае отсутствия фиксации проездов и при техническом обслуживании комплексов.
В соответствии с пунктом 5.11 описания объекта закупки Извещения исполнитель обеспечивает ежедневную круглосуточную работоспособность КФВФ, установленных в соответствии с приложением N1 к описанию объекта закупки.
Отсутствие фиксации проездов функционирующим (т.е. не требующим замены или восстановления работоспособности) комплексом автоматической фотовидеофиксации более 5 часов в сутки (суммарно или подряд) не считается корректным результатом работы комплекса и за эти сутки оплата арендной платы не подлежит.
Формирование комплексом фото-видеоматериала, в формате отличающимся от образца, согласованного Заказчиком в порядке, предусмотренным п. 5.6 более 4 часов в сутки (суммарно или подряд) не считается корректным результатом работы комплекса и за эти сутки оплата арендной платы не подлежит.
Полное отсутствие фиксаций комплексом событий из диапазона С1-С16 в течение суток (от 00 часов до 24 часов) при наличии проездов не считается корректным результатом работы комплекса и за этот день оплата арендной платы не подлежит.
В силу пункта 5.15 описания объекта закупки Извещения исполнитель производит своевременную плановую и внеплановую (по необходимости) поверку комплексов в сроки, установленные Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, с предварительным письменным уведомлением Заказчика. После проведения поверки оборудования (появления информации в ГИС "Аршин") в течение 3 рабочих дней исполнитель обязан убедится в корректной, полноценной работе комплекса. Предоставление копии свидетельства о поверке Заказчику осуществляется по результатам получения исполнителем указанной документации.
Согласно пункту 6.6 описания объекта закупки Извещения в случае, если переданный в аренду КФВФ по тем или иным причинам демонтируется исполнителем, в том числе для модернизации, поверки, ремонта, передислокации и т.п. Заказчиком и исполнителем подписывается акт приема-передачи (возврата) КФВФ. Повторная передача комплексов (после проведения модернизации, поверки, ремонта, передислокации и т.п.) производится в порядке, указанном в п.п. 6.1. - 6.5. описания объекта закупки.
За период времени с момента демонтажа КФВФ до его новой установки арендная плата не начисляется и не оплачивается.
Согласно пункту 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснил, что работа комплекса считается корректной и арендная плата подлежит оплате в полном объеме, если события указанные в пункте 5.11 описания объекта закупки Извещения возникли по независящим причинам (например, в случае перекрытия проезда на автомобильных дорогах, проведения ремонтных работ, работ по реконструкции автомобильной дороги).
Таким образом, для осуществления арендной оплаты арендодатель должен доказать, что КФВФ находится в рабочем состоянии, а отсутствие фиксации проездов возникли по независящим причинам от арендодателя.
Представитель Уполномоченного органа также пояснил, что в силу пункта 6.6 описания объекта закупки Извещения в случае, если переданный в аренду КФВФ по тем или иным причинам демонтируется исполнителем, в том числе для модернизации, поверки, ремонта, передислокации и т.п. Заказчиком и исполнителем подписывается акт приема-передачи (возврата) КФВФ. Повторная передача комплексов (после проведения модернизации, поверки, ремонта, передислокации и т.п.) производится в порядке, указанном в п.п. 6.1. - 6.5. описания объекта закупки Извещения.
Учитывая изложенное, при проведении указанных работ КФВФ по акту возвращаются арендодателю и передаются после в аренду по новому акту, в связи с чем начисление арендной платы за имущество, которое выбыло из аренды, противоречит пункту 1 статьи 614 ГК РФ, поскольку пользование имуществом в данный момент не происходит.
При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обоснованности довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
1.9. Согласно доводу Заявителя в описании объекта закупки отсутствуют определения понятий "без смещения ракурса" и "визуальная идентификация", в связи с чем не представляется возможным определить потребности Заказчика, Уполномоченного органа.
В соответствии с пунктом 5.6 описания объекта закупки Извещения до передачи комплексов в аренду исполнитель обеспечивает согласование с Заказчиком и ЦАФАП ГИБДД ГУ МВД России по Саратовской области образцов фото-видеоматериала, формируемого КФВФ, а также обеспечивает четкое изображение с Комплексов без смещения ракурса, круглосуточную визуальную идентификацию транспортных средств и фиксирование государственных регистрационных знаков транспортных средств (далее - ГРЗ), фиксацию транспортных средств (далее - ТС) без ГРЗ и с нераспознанным ГРЗ.
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснил, что ракурс - это проекция определенного объекта в какой-либо точке, которая была получена при съемке. Под отсутствием смещения ракурса с точки зрения комплекса фотофиксации понимается отсутствие изменения фото-видеосъемки по сравнению с утвержденными образцами коллажа.
Кроме того, согласно описанию объекта закупки комплексы должны соответствовать, в том числе ГОСТ Р 57144-2016.
Пунктом 6.5.2 ГОСТ Р 57144-2016 определены следующие требования к визуальной идентификации: "Фотоизображение транспортного средства, полученное при распознавании его государственного регистрационного знака, должно позволять визуально определять какие-либо отличительные признаки транспортного средства.
Высота символа государственного регистрационного знака, представленного в фотоматериале, должна составлять не менее 8 пикселей.
Увеличенное фотоизображение государственного регистрационного знака транспортного средства должно позволять визуально идентифицировать цифробуквенную последовательность исходного государственного регистрационного знака".
Представитель Уполномоченного органа также пояснил, что указанные термины являются общеупотребимыми, не содержат в себе двойственности и не позволяют произвольного толкования.
При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом установлены противоречивые сроки в проекте контракта Извещения и в Графике.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.
В силу пункта 8.4 статьи 3 Закона о контрактной системе отдельный этап исполнения контракта - часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку (с оформлением в соответствии с Законом о контрактной системе документа о приемке) и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуг.
Пунктом 3.1 проекта контракта Извещения установлено следующее: "Авансовых платежей по Контракту не предусмотрено. Оплата производится ежемесячно в соответствии с отдельными этапами исполнения контракта. Оплата каждого отдельного этапа производится арендатором в безналичном порядке в форме платежного поручения в течение 7 (семи) рабочих дней с даты подписания арендатором документа о приемке, предусмотренного пунктом 5.1 главы 5 контракта, путем перечисления денежных средств на отдельный счет, открытый арендодателем в банке, осуществляющем банковское сопровождение Контракта. Датой оплаты считается дата списания денежных средств со счета арендатора".
В соответствии с Графиком отдельный этап исполнения контракта - в соответствии с пунктом 8.4 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе - часть обязательства арендодателя, в отношении которого контрактом установлена обязанность арендатора обеспечить приемку (с оформлением в соответствии с Законом о контрактной системе документа о приемке) и оплату оказанной услуги (далее - отдельный этап).
Комиссией установлено, что согласно Графику срок оказания услуги (срок аренды): с 16.01.2023 по 20.12.2027, поэтапно, в соответствии со сроком аренды по каждому отдельному этапу исполнения контракта.
Вместе с тем в соответствии с Графиком: номер отдельного этапа контракта "1": срок оказания услуг (срок аренды) по каждому отдельному этапу контракта с 16.01.2023 по 31.01.2023; срок исполнения каждого отдельного этапа контракта: с 15.11.2022, но не ранее даты заключения контракта, по 01.01.2028.
Таким образом, исходя из Графика, срок промежуточного оказания услуг (срок аренды) равен сроку отдельного этапа исполнения контракта, в связи с чем приемка и оплата первого этапа должна быть осуществлена до 01.01.2028, что противоречит пункту 3.1 проекта контракта Извещения, поскольку не предполагает ежемесячную оплату.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, указавших в проекте контракта Извещения и в Графике противоречивые сроки, нарушают часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлено ограничение в проекте контракта Извещения на внесение по соглашению сторон допускаемых существенных изменений условий контракта, заключенного до 01.01.2023.
В соответствии с частью 65.1 статьи 112 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на дату размещения Извещения) по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 01.01.2023, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное частью 65.1 статьи 112 изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3 - 1.6 статьи 95 Закона о контрактной системе на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.
Пунктом 8.11 проекта контракта Извещения установлено следующее: "По соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 01.01.2023, если при исполнении такого Контракта возникли независящие от Сторон Контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящим пунктом изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3 - 1.6 статьи 95 Закона о контрактной системе на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что пункт 8.11 проекта контракта Извещения установлен в соответствии с частью 65.1 статьи 112 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на дату размещения Извещения).
При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлен в Извещении запрет в соответствии с Постановлением N 1236.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Так, Правительством Российской Федерации принято Постановление N 1236.
Пунктом 2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения, а также установлены случаи, при которых указанный запрет не устанавливается.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 (1) Постановления N 1236 для целей применения пункта 2 Постановления N 1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него, полученные вследствие выполнения работ, оказания услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Пунктом 1.2 описания объекта закупки (приложение N 1 к Извещению) установлены требования к функциональным характеристикам программного обеспечения комплексов тип 1, 2, 3, 4.
Кроме того, в соответствии с пунктом 6.7 описания объекта закупки (приложение N 1 к Извещению) по окончании срока аренды либо в случае досрочного расторжения контракта (за исключением досрочного расторжения по инициативе Заказчика не обусловленного неисполнением и (или) ненадлежащим исполнением Исполнителем обязательств по контракту) и надлежащего исполнения Заказчиком обязательств по внесению арендной платы по Контракту, арендуемые КФВФ со всеми элементами, которые функционально и технологически объединяют КФВФ в работоспособную и функционирующую систему фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, переходят в собственность Саратовской области.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Извещением предусмотрена поставка программного обеспечения с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения.
При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлен в Извещении запрет в соответствии с Постановлением N 1236, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлены в Извещении условия допуска в соответствии с Приказом N 126н.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 Приказа N 126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении к приказу (далее - Приложение).
Комиссией установлено, что в Приложение включены товары с ОКПД2 26.20.3 "Устройства автоматической обработки данных прочие", что соответствует предмету закупки.
В соответствии с Извещением Заказчиком, Уполномоченным органом устанавливаются условия допуска в соответствии с Приказом N 126н.
Таким образом, учитывая что объектом закупки является аренда введенного в эксплуатацию оборудования фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения с выкупом его в собственность Саратовской области, Комиссия приходит к выводу о том, что условия допуска в соответствии с Приказом N 126н установлены Заказчиком, Уполномоченным органом в Извещении правомерно.
При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
6. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке, поскольку установлено требование о предоставлении декларации, содержащей сведения о наличии в реестре российского программного обеспечения или в реестре евразийского программного обеспечения сведений о программах для электронных вычислительных машин и баз данных, предлагаемых участником закупки с целью подтверждения соответствия положениям Постановления N 1236.
В соответствии с пунктом 3 требований к содержанию и составу заявки на участие в закупке (приложения N 3 к Извещению) участник закупки в составе заявки на участие в закупке представляет следующие документы в качестве подтверждения соответствия положениям Постановления N 1236: "декларация (форма предоставления произвольная), содержащая информацию о наличии в реестре российского программного обеспечения сведений о программах для электронных вычислительных машин и баз данных, предлагаемых участником закупки, или декларация (форма предоставления произвольная), содержащая информацию о наличии в реестре евразийского программного обеспечения сведений о программах для электронных вычислительных машин и баз данных, предлагаемых участником закупки".
Вместе с тем положения Закона о контрактной системе и Постановления N 1236 не устанавливают документ, представляемый в составе заявки в качестве подтверждения соответствия положениям Постановления N 1236.
Таким образом, заказчик допускает участника закупки, продекларировавшего в составе своей заявки о наличии в реестре российского или евразийского программного обеспечения сведений о программах для электронных вычислительных машин и баз данных, в случае если заказчиком установлен запрет на допуск товаров в соответствии с Постановлением N 1236.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что установление требования о декларировании в произвольной форме не противоречит требованиям Постановления N 1236 и Закона о контрактной системе, поскольку Заказчиком не установлены требования к документу, представляемого в составе заявки.
При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
7. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 .09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878) утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Комиссией установлено, что в Перечень включены товары с ОКПД2 26.20.3 "Устройства автоматической обработки данных прочие", что соответствует предмету закупки.
В соответствии с Извещением Заказчиком, Уполномоченным органом устанавливается ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств в соответствии с Постановлением N 878.
Пунктом 3 (1) Постановления N 878 установлено, что для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции условиям, предусмотренным Постановления N 878, участник закупки в составе заявки на участие в закупке представляет следующие документы и (или) информацию соответственно:
- номер реестровой записи из реестра, а также информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий);
- номер реестровой записи из евразийского реестра промышленных товаров, а также информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза, если такое предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020 N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий);
- копия сертификата по форме СТ-1.
Вместе с тем Комиссией установлено, что в требованиях к содержанию и составу заявки на участие в Аукционе (Приложение N 3 к Извещению) не установлено требование о предоставлении сертификата по форме СТ-1, подтверждающего соответствие радиоэлектронной продукции условиям, предусмотренным Постановления N 878.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, ненадлежащим образом установивших требования к содержанию и составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем у Комиссии отсутствуют документы и сведения, позволяющие прийти к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку при проведении закупки Постановление N 878 не применялось.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 1 статьи 34, пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы от 14.11.2022 по делу N 22/44/99/240 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 14 ноября 2022 г. N 22/44/99/240
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.11.2022