Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителя СПБ ГБУДО "Центр творчества и образования Фрунзенского района Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик): надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
при участии ИП Грабовского Михаила Олеговича (далее - Участник): лично,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 28328-ЭП/22 от 03.11.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку триммера (извещение N 0372200281422000037),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 11.07.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку триммера (извещение N 0372200281422000037) (далее - Запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 45 990,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.07.2022 NИЗК1 победителем Запроса котировок признан ИП Грабовский М.О.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Грабовским М.О. заключен государственный контракт N 0372200281422000037 от 21.07.2022 на сумму 38 200,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 8.5 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке в случае нарушения Поставщиком условий настоящего контракта, в том числе:
8.5.1. В случае нарушения Поставщиком срока поставки товара более чем на 3 календарных дня;
8.5.2. В случае несоответствия качества товара требованиям законодательства и (или) требованиям, указанным в контракте;
8.5.3. Если отступления в поставке товара от условий контракта или иные недостатки в ее результате в установленные Заказчиком сроки не были устранены Поставщиком, либо являются неустранимыми.
8.5.4. В случае нарушения Поставщиком срока предоставления Заказчику обеспечения гарантийных обязательств по контракту более чем на 3 календарных дня.
8.5.5. По другим основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 05.10.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Грабовским М.О.
На заседание Комиссии УФАС Заказчик представил сведения, согласно которым в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку триммера (далее - Товар) единовременно в течение 10 календарных дней с момента заключения Контракта (п. 2.1 Контракта), т.е. 01.08.2022.
24.08.2021 Товар был поставлен Участником не в упаковке производителя и с дефектом, а именно: трещина на корпусе.
По состоянию на 05.10.2022 Товар на замену бракованного не поставлялся Участником, Участник информацию о поставке нового Товара не сообщил Заказчику. Заказчиком по адресу электронной почты Участника, указанному в Контракте, были направлены запросы о ходе исполнения обязательства и претензионные письма (N б/н от 02.08.2022, N 214 10.08.2022, N 223 от 24.08.2022, N 231 от 05.09.2022).
Однако, по состоянию на 05.10.2022 обязательства по Контракту не были выполнены Участником надлежащим образом, ввиду чего Заказчик на основании п. 8.5.2. Контракта, п. 1 ст. 450.1 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
05.10.2022 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы (получено Участником 18.10.2022).
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Грабовским М.О. устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 02.11.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС ИП Грабовский М.О. пояснил, что что поставка Товара в срок, установленный Контрактом, не была осуществлена по следующей причине:
На момент подачи заявки на участие в Запросе котировок, ИП Грабовским М.О. был зарезервирован товар, соответствующий техническому заданию Заказчика, далее была подана заявка на участие. После подписания Контракта со стороны Заказчика, ИП Грабовский М.О. приобрел триммер Husqvarna в количестве 1 шт. для поставки Заказчику. Товар был доставлен транспортной компанией Заказчику, после проверки целостности и комплектации которого был выявлен факт дефекта товара на декоративном кожухе, о чем ИП Грабовский М.О. был уведомлен Заказчиком. Заказчик отказался принимать товар, потребовав его замену. ИП Грабовский М.О. связался с поставщиком товара посредством сотовой связи и проинформировал, что на товаре, который был поставлен, имелся брак, попросил сделать возврат и заменить товар на целый, но поставщик отказал в возврате, так как настоял на том, что дефект произошел в процессе транспортировки. ИП Грабовским М.О. был подобран вариант альтернативной покупки триммера для исполнения обязательств, но с 25.07.2022 у организации ошибочно был арестован расчетный счет по решению ИФНС, а также все личные счета предпринимателя. Средства на закуп товара находились на расчетном счете, которыми ИП Грабовский М.О. воспользоваться не мог. ИП Грабовским М.О. были предприняты попытки поиска средств для исполнения Контракта, однако от банковских организаций были получены отказы по причине ареста счета.
Участник пояснил, что предлагал Заказчику рассмотреть возможность замены Товара на аналогичный товар, произведенный на территории Российской Федерации, так как производитель Husqvarna в следствие наложенных санкций ограничил поставки Товара на территорию Российской Федерации, вследствие чего возник дефицит товара, запрашиваемого к поставке. Также Участник просил Заказчика продлить срок поставки в связи со сложившейся ситуацией, однако Заказчик принял решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
На основании вышеизложенного Участник ходатайствовал о невключении ИП Грабовского М.О. в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем Участник на заседание Комиссии УФАС не представил документов, подтверждающих невозможность поставки Товара, соответствующего условиям Контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов федерального бюджета), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Грабовского Михаила Олеговича, ИНН: 5903146352, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ИП Грабовского Михаила Олеговича в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
02.11.22 |
07.11.22 |
03.11.22 |
0 |
03.11.22 |
11.11.22 |
10.11.22 |
0 |
15.11.22 |
15.11.22 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10 ноября 2022 г. N РНП-78-1415/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.11.2022