Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБОУ СОШ N 10 с углубленным изучением химии Василеостровского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО ТК "Меридиан" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 28503-ЭП/22 от 07.11.2022) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого аукциона в электронной форме на поставку оборудования для пищеблока (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 29.08.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200132822000008. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 048 601, 30 рублей.
В жалобе Заявитель обжалует действия комиссии Заказчика, выразившиеся в неправомерном отклонении заявки Заявителя, а также в неправомерном призвании заявки победителя процедуры закупки, соответствующей требованиям извещения.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной по основаниям, изложенным в письменных пояснениях на жалобу.
Ознакомившись с представленными документами и сведениями, а также информацией, размещенной в ЕИС, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
1. В силу ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер.
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.11.2022 NИЭА2, заявка Заявителя была отклонена по следующим основаниям:
Участником предоставлены сведения о товаре, не соответствующие требованиям описания объекта закупки:П.1 Мясорубка. Требование, установленное документацией: Ток питающей сети необходим трехфазный, переменный. Значение, предоставленное Участником в первой части заявки: Ток питающей сети трехфазный, переменный.Согласно инструкции по заполнению первой части заявки, установленной в Приложение N 3 к извещению о проведении электронного аукциона: п.5 Наименование показателей отделено от значения показателей знаком "/", окончание значения показателя обозначено знаком ".". В случае отсутствия в составе предложения знака "/" следует считать всё предложение, как наименование показателя, содержащего в своем смысле и составе его значение. В случае отсутствия в составе предложения знака "/" все предложение должно быть указано в неизменном виде, со всеми словами, знаками и словосочетаниями, установленными настоящей инструкцией, за исключением слов "должен (-на), (-но), (-ны)", "не должен (-на), (-но), (-ны)", "должен (-на), (-но), (-ны)" быть, "не должен (-на), (-но), (-ны) быть", "допустимый (-мое), (-мая), (-мые)", "допустим (-ма), (-мо), (-мы), "не допустимый (-мое), (-мая), (-мые)", "не допустим (-ма), (-мо), (-мы), "допускается", "допускаются", "требуется", "требуются", "не требуются", "не требуется". Показатель "Ток питающей сети необходим трехфазный, переменный" должен быть указан в неизменном виде.П.2 Овощерезка. Требование, установленное документацией: Ток питающей сети необходим трехфазный, переменный. Значение, предоставленное Участником в первой части заявки: Ток питающей сети трехфазный, переменный.Согласно инструкции по заполнению первой части заявки, установленной в Приложение N 3 к извещению о проведении электронного аукциона: п.5 Наименование показателей отделено от значения показателей знаком "/", окончание значения показателя обозначено знаком ".". В случае отсутствия в составе предложения знака "/" следует считать всё предложение, как наименование показателя, содержащего в своем смысле и составе его значение. В случае отсутствия в составе предложения знака "/" все предложение должно быть указано в неизменном виде, со всеми словами, знаками и словосочетаниями, установленными настоящей инструкцией, за исключением слов "должен (-на), (-но), (-ны)", "не должен (-на), (-но), (-ны)", "должен (-на), (-но), (-ны)" быть, "не должен (-на), (-но), (-ны) быть", "допустимый (-мое), (-мая), (-мые)", "допустим (-ма), (-мо), (-мы), "не допустимый (-мое), (-мая), (-мые)", "не допустим (-ма), (-мо), (-мы), "допускается", "допускаются", "требуется", "требуются", "не требуются", "не требуется". Показатель "Ток питающей сети необходим трехфазный, переменный" должен быть указан в неизменном виде.П.3 Картофелечистка. Требование, установленное документацией: Род тока необходим трехфазный с нейтралью, переменный. Значение, предоставленное Участником в первой части заявки: Род тока трехфазный с нейтралью, переменный..Согласно инструкции по заполнению первой части заявки, установленной в Приложение N 3 к извещению о проведении электронного аукциона: п.5 Наименование показателей отделено от значения показателей знаком "/", окончание значения показателя обозначено знаком ".". В случае отсутствия в составе предложения знака "/" следует считать всё предложение, как наименование показателя, содержащего в своем смысле и составе его значение. В случае отсутствия в составе предложения знака "/" все предложение должно быть указано в неизменном виде, со всеми словами, знаками и словосочетаниями, установленными настоящей инструкцией, за исключением слов "должен (-на), (-но), (-ны)", "не должен (-на), (-но), (-ны)", "должен (-на), (-но), (-ны)" быть, "не должен (-на), (-но), (-ны) быть", "допустимый (-мое), (-мая), (-мые)", "допустим (-ма), (-мо), (-мы), "не допустимый (-мое), (-мая), (-мые)", "не допустим (-ма), (-мо), (-мы), "допускается", "допускаются", "требуется", "требуются", "не требуются", "не требуется". Показатель "Род тока необходим трехфазный с нейтралью, переменный" должен быть указан в неизменном виде.П.4 Универсальная кухонная машина. Требование, установленное документацией: Род тока питающей электросети необходим трехфазный переменный. Значение, предоставленное Участником в первой части заявки: Род тока питающей электросети трехфазный переменныйСогласно инструкции по заполнению первой части заявки, установленной в Приложение N 3 к извещению о проведении электронного аукциона: п.5 Наименование показателей отделено от значения показателей знаком "/", окончание значения показателя обозначено знаком ".". В случае отсутствия в составе предложения знака "/" следует считать всё предложение, как наименование показателя, содержащего в своем смысле и составе его значение. В случае отсутствия в составе предложения знака "/" все предложение должно быть указано в неизменном виде, со всеми словами, знаками и словосочетаниями, установленными настоящей инструкцией, за исключением слов "должен (-на), (-но), (-ны)", "не должен (-на), (-но), (-ны)", "должен (-на), (-но), (-ны)" быть, "не должен (-на), (-но), (-ны) быть", "допустимый (-мое), (-мая), (-мые)", "допустим (-ма), (-мо), (-мы), "не допустимый (-мое), (-мая), (-мые)", "не допустим (-ма), (-мо), (-мы), "допускается", "допускаются", "требуется", "требуются", "не требуются", "не требуется". Показатель "Род тока питающей электросети необходим трехфазный переменный" должен быть указан в неизменном виде.
Также согласно указанному протоколу, заявка победителя процедуры закупки была признана соответствующей требованиям извещения.
В соответствии с п.п. а) п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Комиссия УФАС констатирует, что описание объекта закупки содержится в составе извещения о проведении рассматриваемой закупки.
Согласно Приложению N 1 к Описанию объекта закупки Заказчику требуется, в том числе, товар N 1 "Мясорубка".
Для требуемого Заказчику товара "Мясорубка" установлены, в том числе, следующие требования: "Ток питающей сети необходим трехфазный, переменный".
Согласно Приложению N 1 к Описанию объекта закупки Заказчику требуется, в том числе, товар N 2 "Овощерезка".
Для требуемого Заказчику товара "Овощерезка" установлены, в том числе, следующие требования: "Ток питающей сети необходим трехфазный, переменный".
Согласно Приложению N 1 к Описанию объекта закупки Заказчику требуется, в том числе, товар N 3 "Картофелечистка".
Для требуемого Заказчику товара "Картофелечистка" установлены, в том числе, следующие требования: "Род тока необходим трехфазный с нейтралью, переменный".
Согласно Приложению N 1 к Описанию объекта закупки Заказчику требуется, в том числе товар N 4 "Универсальная кухонная машина".
Для требуемого Заказчику товара "Универсальная кухонная машина" установлены, в том числе, следующие требования: "Род тока питающей электросети необходим трехфазный переменный".
Согласно инструкции по заполнению заявки, установленной Заказчиком, при составлении описания объекта закупки использованы стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающаяся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Комиссия УФАС отмечает, что Заявителем в жалобе указано, что согласно паспортам производителей, использующих стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических и качественных характеристик производимого товара, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, ни один из производителей при описании характеристик показателей "ток питающей сети" и "род тока" не использует слово "необходим".
Также в инструкции по заполнению заявки Заказчиком определено, что при указании значений конкретных показателей, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения, не допускается использование слов / словосочетаний / знаков: "не менее", "более", знак ">", "не <", "от", знак ">", "не <", "не более", "менее", "ниже", "не выше", знак "<", "не >", знак "<", "не >", "до" в том числе слов и словосочетаний: "должен (на), (-но), (-ны)", "не должен (-на), (-но), (-ны)", "должен (-на), (-но), (-ны)" быть, "не должен (на), (-но), (-ны) быть", "допустимый (-мое), (-мая), (-мые)", "допустим (-ма), (-мо), (-мы), "не допустимый (-мое), (-мая), (-мые)", "не допустим (-ма), (-мо), (-мы), "допускается", "допускаются", "требуется", "требуются", "не требуются", "не требуется", "необходим (-ма, -мо, -мы)", необходимое (-мая, -мые, -мый).
Из содержания положений инструкции также следует, что при указании максимальных и (или) минимальных значений, вариантов значений, значений, которые не могут изменяться, наименования показателя не допускается использование слова "необходим" и при указании этого слова в составе заявки указанное значение не является конкретным.
Но в то же время, при отсутствии знака "/" (что согласно инструкции тоже является наименованием показателя) предложение участника с использованием слова "необходим" является конкретным.
Таким образом, при описании объекта закупки с учетом положений инструкции Заказчиком допущено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении нестандартных требований, не позволяющих определить потребность Заказчика, что в достаточной степени затрудняет правильность оформления предложения участника закупки.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае у аукционной комиссии Заказчика не имелось достаточных оснований для принятия решения о несоответствии заявки Заявителя требованиям извещения, приняв оспариваемое Заявителем решение, аукционная комиссия допустила нарушение п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе.
2. В остальной части жалобы Комиссия УФАС не находит достаточных оснований для удовлетворения жалобы Заявителя.
В частности, анализ заявки победителя процедуры закупки указывает на то, что представленные указанным участником значения показателей характеристики предлагаемых к поставке товаров в достаточной степени удовлетворяют требованиям извещения, а, следовательно, у комиссии Заказчика отсутствовали законные основания для ее отклонения.
3. В результате внеплановой проверки обстоятельств размещения рассматриваемой закупки, Комиссия УФАС также отмечает следующее.
Так, при описании товарной позиции "Универсальная кухонная машина" Заказчиком установлено, в том числе, следующее требование: "Масса приводного механизма требуется не более 35,5 мм".
В свою очередь, согласно положению Постановления Правительства РФ от 31.10.2009 N 879 "Об утверждении Положения о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации", стандартной единицей измерения показателя массы является килограмм (кг), а не миллиметр (мм), как это указано в описании объекта закупки.
Таким образом, указанное обстоятельство также указывает на допущенное Заказчиком нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выявленные в действиях Заказчика и его аукционной комиссии нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ТК "Меридиан" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика и членов его аукционной комиссии.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11 ноября 2022 г. N 44-3787/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.11.2022