Комиссия Московского областного УФАС России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Бряза В.Р. (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения Московской области "МОСАВТОДОР" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на поставку щебня (лот 2) (извещение N 0348200049722000405 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно признавшим Заявителя уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) дата размещения извещения о проведении Аукциона - 30.09.2022;
2) начальная максимальная цена контракта - 11 942 437,65 руб.;
3) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
4) по результатам подведения итогов заявки 3 участников закупки признаны соответствующими требованиям Извещения о проведении Аукциона;
5) победителем Аукциона признан Заявитель (далее - Победитель).
Согласно части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе независимая гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 15 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона, а также идентификационный код закупки, при осуществлении которой предоставляется такая независимая гарантия;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается независимой гарантией;
3) обязанность гаранта в случае просрочки исполнения обязательств по независимой гарантии, требование об уплате денежной суммы по которой соответствует условиям такой независимой гарантии и предъявлено заказчиком до окончания срока ее действия, за каждый день просрочки уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате по такой независимой гарантии;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по независимой гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия независимой гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона;
6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления независимой гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления независимой гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии.
В силу части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.10.2022 NИЭА1 заявка Заявителя с идентификационным номером "112745666" соответствует требованиям извещения о проведении Аукциона и признана победителем Аукциона.
В соответствии с протоколом признания участника уклонившимся от заключения контракта от 12.10.2022 NИЭА1 (далее - Протокол) Заявитель признан уклонившимся от заключения контракта по следующим основаниям:
"12.10.2022 ГБУ МО "Мосавтодор" (далее - Заказчик) опубликовало в единой информационной системе протокол подведения итогов электронного аукциона на поставку щебня (лот 2) (N0348200049722000405).
14.10.2022 в соответствии с п.1 ч.2 ст.51. Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 (далее - Федеральный закон 44-ФЗ) Заказчик разместил в единой информационной системе проект контракта.
20.10.2022 в соответствии с п.2 ч.3 ст.51 Федерального закона 44-ФЗ ИП БРЯЗА ВАДИМ РАДУВИЧ разместил на электронной площадке протокол разногласий.
24.10.2022 в соответствии с п.2 ч.4 ст. 51 Федерального закона 44-ФЗ Заказчик разместил в единой информационной системе доработанный проект контракта, в соответствии с протоколом разногласий.
25.10.2022 в соответствии с ч.3 ст. 51 Федерального закона 44-ФЗ победитель электронного аукциона ИП БРЯЗА ВАДИМ РАДУВИЧ подписал доработанный проект контракта в соответствии с регламентным сроком, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также предоставил документ в соответствии с ч.3 ст. 51 Федерального закона 44-ФЗ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица - независимую гарантию от 21 октября 2022 г. N 13176-19КЭБГ/0004 АО "Киви БАНК" В соответствии с ч.7 ст.45 Федерального закона 44-ФЗ по результатам рассмотрения предоставленной независимой гарантии от 21.10.2022 N 13176-19КЭБГ/0004 АО "Киви БАНК" Заказчик принял решение об отказе в принятии независимой гарантии на основании п.6 ч.2 ст.45 Федерального закона 44-ФЗ, о чем 27.10.2022 победитель электронного аукциона ИП БРЯЗА ВАДИМ РАДУВИЧ был уведомлен в форме электронного документа посредством электронной почты.
Основание отказа в принятия Независимой Гарантии:
В соответствии с п.6 ч.2 ст.45 Закона о контрактной системе независимая гарантия должна содержать отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления независимой гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления независимой гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта.
Однако в представленной гарантии условие отсутствует.
На основании вышеизложенного, в соответствии п.3 ч.6 ст.45 Федерального закона 44-ФЗ, принято решение об отказе от заключения контракта.
В соответствии с ч.5. ст.96 Федерального закона 44-ФЗ победитель электронного аукциона ИП БРЯЗА ВАДИМ РАДУВИЧ признан уклонившимся от заключения контракта".
На заседании Комиссии установлено, что Заявитель подписал контракт в регламентированный срок и представил обеспечение исполнения контракта в виде независимой гарантии от 21.10.2022 N 13176-19КЭБГ/0004, выданная АО "Киви БАНК" (далее - Независимая гарантия).
Представитель Заявителя на заседании сообщил, что предоставленная независимая гарантия соответствует типовой форме независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта (утверждена Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
Кроме того, согласно части 1 статьи 157 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка считается совершенной под отлагательным условием, если стороны поставили возникновение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит.
Соответственно, отлагательное условие для независимой гарантии при обеспечении исполнения контракта. Это условие о том, что договор предоставления независимой гарантии заключается по обязательствам, которые возникнут из контракта при его заключении.
Кроме того, в Независимой гарантии установлено в том числе следующее: "Настоящая независимая гарантия обеспечивает исполнение принципалом его обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным (заключаемым) с бенефициаром, включающих в том числе обязательства принципала по уплате неустоек (штрафов, пеней).".
Изучив документы и сведения, представленные на заседание Комиссии представителем Заказчика, Комиссия приходит к выводу, что Независимая гарантия, представленная Заявителем в качестве обеспечение исполнения контракта, не противоречит положениям извещения о проведении Аукциона и требованиям Закона о контрактной системе по основаниям, указанным в Протоколе.
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, в части признания Заявителя уклонившимся от заключения контракта, противоречат положениям Закона о контрактной системе.
При этом представителями Заказчика на заседании Комиссии не представлены документы и сведения, однозначно свидетельствующие об обратном.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Аналогичная позиция отражена в решении Управления федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по делу от 17 октября 2022 г. N 44-3550/22.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Бряза В.Р. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 09.11.2022 N 050/06/105-41331/2022 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 9 ноября 2022 г. N 050/06/105-41331/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.11.2022