На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 28.09.2022 N 684/22 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки на основании обнаружения контрольным органом в сфере закупок признаков нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях Роспотребнадзора (далее - Заказчик), ФБУН ГНЦ ВБ "Вектор" Роспотребнадзора (далее - Уполномоченный орган), комиссии по осуществлению закупок Уполномоченного органа (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Комиссией по осуществлению закупок, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг на осуществление функций технического заказчика для осуществления строительного контроля на объекте: "Завершение реконструкции корпуса N 6а (II этап)" ФБУН ГНЦ ВБ "Вектор" Роспотребнадзора, Новосибирская область,р.п. Кольцово" (в рамках гособоронзаказа) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0351100000722000086) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В связи с обнаружением контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа, Комиссии по осуществлению закупок при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Аукциона Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки 15.11.2022 в целях полного и всестороннего изучения материалов на заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 17.11.2022.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона (далее - Извещение), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) по Аукциону:
1) Извещение размещено в ЕИС - 10.07.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 12 964 671,98 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 14104125130594009413;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 18.07.2022;
6) на участие в Аукционе подано 8 заявок от участников закупки;
7) дата проведения Аукциона - 18.07.2022;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 7 участников Аукциона;
9) по результатам рассмотрения заявок 8 участников закупки признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и Извещению;
10) победителем Аукциона признано ООО "Русстрой-ВМ" (далее - Победитель).
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации,по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Частью 12 статьи 55.16 ГрК РФ установлены минимальные размеры взносов в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации.
Частью 13 статьи 55.16 ГрК РФ установлен минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации.
Кроме того, исходя из совокупных норм материального права, обязательность членства в саморегулируемой организации, а также уровень ответственности члена саморегулируемой организации, имеющего намерение выполнять по договору строительный контроль, определяются исходя из размера обязательств по договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, по которому планируется осуществление этого строительного контроля.
На заседании Комиссии установлено, что по Аукциону строительный контроль осуществляется на объекте "Завершение реконструкции корпуса N 6а (II этап)" ФБУН ГНЦ ВБ "Вектор" Роспотребнадзора, Новосибирская область р.п. Кольцово" (далее - Объект) по закупке на выполнение подрядных работ по строительству Объекта (номер извещения в ЕИС - 0351100000722000029), а также по закупке на выполнение строительно-монтажных работ по Объекту (номер извещения в ЕИС - 0351100000722000031) с суммой цен контрактов 1 033 122 298,03 руб.,в связи с чем следовало установить требование к участникам Аукциона о наличии уровня ответственности члена саморегулируемой организации, в соответствии с которым участником закупки внесены взносы в компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, не ниже третьего.
Вместе с тем согласно требованиям Извещения заявка участника Аукциона должна содержать следующее: "выписка из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" (за исключением случаев, предусмотренных ч. 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ) с соблюдением следующего условия: - совокупный размер обязательств участника закупки по Контрактам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения Контрактных обязательств".
При этом на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом в извещении о проведении Аукциона не установлено требование о наличии у участника закупки взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, а также о наличии соответствующего уровня ответственности члена саморегулируемой организации в компенсационных фондах.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
2. В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49
Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48
Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что участниками Аукциона с идентификационными номерами заявок "112281305", "112257380", "112275718", "112277664" в составе заявок на участие в Аукционе представлены выписки из реестра членов саморегулируемых организаций, согласно которым вышеуказанные участники имеют первый уровень ответственности по компенсационному фонду договорных обязательств, а также компенсационному фонду возмещения вреда, что ниже необходимого уровня ответственности участника саморегулируемой организации.
Вместе с тем согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.07.2022 N ИЭА1 заявки участников
Аукциона с идентификационными номерами "112281305", "112257380","112275718", "112277664" признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, действия Комиссии по осуществлению закупок, принявшей решение о соответствии заявок участников Аукциона с идентификационными номерами "112281305", "112257380", "112275718", "112277664" требованиям Извещения и Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП.
3. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать проект контракта.
В пункте 8.5 проекта контракта Извещения установлено, что контракт вступает в силу с момента заключения и действует до 25.12.2022.
При этом в пункте 12.1 проекта контракта Извещения установлено, что контракт вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует до 31.12.2022 включительно.
Кроме того, представители Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что указание противоречивых сведений в отношении срока действия контракта является технической ошибкой.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших противоречивые сведения в отношении срока действия контракта, нарушают часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системы и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
4. В соответствии с частью 9 статьи 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31
Закона о контрактной системе, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
На основании части 11 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным частями 9 и 10 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем установления факта, являющегося основанием для такого отказа, формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе протокол об отказе от заключения контракта, содержащий информацию об идентификационном номере заявки на участие в закупке, поданной таким победителем, о факте, являющемся основанием для такого отказа, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт. Указанный протокол в течение двух рабочих дней с даты его подписания направляется заказчиком данному победителю. При этом заказчик вправе заключить контракт с иным участником закупки, который предложил такие же, как и победитель такой закупки, цену контракта, сумму цен единиц товара, работы, услуги или предложение о цене контракта, сумме цен единиц товара, работы, услуги которого содержит лучшие условия по цене контракта, сумме цен единиц товара, работы, услуги, следующие после условий, предложенных победителем в порядке, установленном для заключения контракта в случае уклонения победителя закупки от заключения контракта.
В соответствии с частью 10 статьи 44 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки направляет в банк информацию о реквизитах специального счета для осуществления банком по такому счету операции, предусмотренной частью 9 статьи 44 Закона о контрактной системе, в течение одного часа с момента наступления следующих случаев:
1) отклонение заявки на участие в закупке (за исключением случая, предусмотренного частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе), отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Законом о контрактной системе;
2) отзыв заявки участником закупки в соответствии с Законом о контрактной системе;
3) заключение контракта в соответствии с Законом о контрактной системе с участником закупки. В этом случае оператор электронной площадки направляет также информацию о реквизитах специальных счетов всех участников закупки, заявки которых не были отклонены, отстранены, отозваны в соответствии с Законом о контрактной системе, за исключением участников закупки, признанных в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимися от заключения контракта;
4) отмена закупки в соответствии со статьей 36 Закона о контрактной системе. В этом случае оператор электронной площадки направляет информацию о реквизитах специальных счетов всех участников закупки, подавших заявки на участие в закупке;
5) получение решения контрольного органа в сфере закупок об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
6) получение предусмотренного Законом о контрактной системе решения об отказе во включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с его уклонением от заключения контракта;
7) включение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии со статьей 104
Закона о контрактной системе в связи с его уклонением от заключения контракта.
Частью 11 статьи 44 Закона о контрактной системе установлено, что банк не позднее одного часа с момента получения информации, предусмотренной пунктами 1 - 6 части 10 статьи 44 Закона о контрактной системе, прекращает осуществленное в соответствии с подпунктом "в" пункта 3 части 5 статьи 44
Закона о контрактной системе блокирование денежных средств на специальном счете (специальных счетах), реквизиты которого (которых) направлены оператором электронной площадки, и направляет информацию о прекращении такого блокирования оператору электронной площадки. Не позднее одного часа с момента получения информации, предусмотренной пунктом 7 части 10 статьи 44
Закона о контрактной системе, банк осуществляет перевод заблокированных в соответствии с подпунктом "в" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе денежных средств на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, и направляет информацию о таком переводе оператору электронной площадки.
На заседании Комиссии установлено, что на специальных счетах участников Аукциона с идентификационными номерами заявок "112281305", "112257380", "112275718", "112279095", "112277664" заблокированы денежные средства в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что согласно протоколу об отказе от заключения контракта от 01.08.2022 N ПОК20_1 Заказчиком принято решение об отказе от заключения с Победителем контракта по результатам проведения Аукциона на основании части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем представители Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что Заказчик принял решение не реализовывать право, установленное частью 11 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также представили сведения, согласно которым Заказчиком, Уполномоченным органом 16.08.2022 размещен новый электронный аукцион с номером извещения в ЕИС 0351100000722000128,по результатам проведения которого между Заказчиком и ООО "Олмина" заключен государственный контракт от 28.09.2022 N 1770751598422000060.
При этом Комиссия приходит к выводу, что блокирование денежных средств участников Аукциона с идентификационными номерами заявок "112281305", "112257380", "112275718", "112279095", "112277664" на специальных счетах в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе нарушает часть 11 статьи 44 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
2. Признать нарушение в действиях Комиссии по осуществлению закупок пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
3. Признать нарушение части 11 статьи 44 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 17.11.2022 по делу N П-413/22 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа
ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 17 ноября 2022 г. N П-413/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.11.2022