Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, ВРИО руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
Врио начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.,
Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В.
В отсутствие представителей сторон, должным образом извещенных о дате времени рассмотрении по существу, согласно Уведомления от 16.11.2022 г.,
УСТАНОВИЛ
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ИП Жадик Г.В. на действия заказчика - Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края по факту осуществления закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме N 0121500000122000100 "Поставка медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий по объекту: "Строительство врачебной амбулатории в с. Татарка государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края "Шпаковская районная больница" для обеспечения государственных нужд Ставропольского края".
Заявитель обжалует действия заказчика в части закупки.
На момент рассмотрения жалобы по существу, от Заказчика- Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края поступили объяснения, согласно которых установлено, что Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме N 0121500000122000100 "Поставка медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий по объекту: "Строительство врачебной амбулатории в с. Татарка государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края "Шпаковская районная больница" для обеспечения государственных нужд Ставропольского края" размещено на сайте ЕИС 14 ноября 2022 года. В соответствии со ст.36 ФЗN44 Заказчиком на основании Приказа N578 от 15 ноября 2022 г. принято решение об отмене закупки и в этот же день данная информация размещена в ЕИС.
В настоящее время процедура отменена.
Кроме того, Комиссия, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
1. В соответствии с пунктом 2 части 29 статьи 34 Закона ФЗN44 Правительство Российской Федерации вправе определить требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 19.04.2021 N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 620) при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает:
600 тыс. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей;
1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн.рублей до 100 млн. рублей;
1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.
Как указано выше объектом спорной закупки являются Поставка медицинский изделий для ФАПов (анализаторов);
НМЦК - 1 876 666,67 рублей.
Согласно Техническому заданию Заказчиком осуществляется закупка медицинских изделий, в том числе:
позиция 1 Технического задания (Анализатор иммунологический фотометрический ИВД, питание от сети) имеет код 113970, позиция 2 технического задания (Анализатор мочи ИВД, лабораторный, автоматический) соответствует коду261730, а позиция 3 технического задания (Анализатор гемоглобина ИВД, лабораторный, полуавтоматический) соответствует код 261380.
Такое объединение объектов закупки является незаконным и нарушает требования Постановления правительства Российской Федерации N620 от 19.04.2021 г. "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Исходя из изложенного следует, что довод, изложенный в жалобе обоснован и Заказчиком нарушены требования пункта 2 части 29 статьи 34 Закона и пункта 1 Постановления N 620.
2. Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе).
При описании объекта закупки в Позиции 1: 26.60.12.119/ 26.60.12.119-00000266 Анализатор иммунологический фотометрический ИВД, питание от сети Заказчик указывает характеристики, которыми обладает только один товар на рынке, Анализатор иммуноферментных реакций АИФР-01 УНИПЛАН по ТУ 9443-001-35924433-2005, производства ЗАО "ПИКОН", Российская Федерация, Регистрационный номер медицинского изделия ФСР 2010/08123 от 11.03.2022 г., которая представлена на сайте Федеральной службы по надзору в сфере Здравоохранения в сети интернет https://roszdravnadzor.gov.ru. При описании объекта закупки в Позиции 2: 26.60.12.119/ 26.60.12.119-00000316 Анализатор мочи ИВД, лабораторный, автоматический Заказчик указывает характеристики которыми обладает только один товар на рынке, Экспресс-анализатор мочи Laura Smart с принадлежностями, производства "Эрба Лахема с.р.о." Чешская Республика, Регистрационный номер медицинского изделия ФСЗ 2011/09059 от 08.07.2019 г., которая представлена на сайте Федеральной службы по надзору в сфере Здравоохранения в сети интернет https://roszdravnadzor.gov.ru
Исходя из изложенного характеристики, указанные заказчиком при описании объекта закупки, делают невозможным предоставление аналога, не влияют на качество товара. При этом они исключают предложение товаров, соответствующих Техническому заданию по всем существенным характеристикам.
Согласно п.2 ст.8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, Заказчик при составлении "Описание объекта закупки" установил характеристики закупаемого товара, подходящие под одного производителя, что приводит к ограничению потенциальных участников закупки.
Комиссия, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в извещении.
Доказательств возможности поставки Анализаторов по 3 позициям иных производителей, эквивалентных установленным заказчиком в Техническом задании Комиссии Ставропольского УФАС Заказчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, Комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок, данный довод признается обоснованным, в действиях заказчика установлены нарушения требований ст. 42, ч.1, ст. 33, статьи 34 Закона и пункта 1 Постановления N 620.
3. Заявитель в жалобе указывает, что Заказчик неверно описывает обоснование дополнительных требований к товару. Комиссия Ставропольского УФАС России приходит к выводу, что данный довод необоснован.
Описание объекта закупки составлено Заказчиком с использованием КТРУ. В соответствии с п. 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п. 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога. Согласно п. 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В свою очередь, согласно Описания объекта закупки Заказчик в качестве обоснования применения дополнительных технических характеристик, под таблицей указаны сноски: "Обусловлено конструктивом оборудования, Обусловлено удобством использования, Обусловлено комплектностью оборудования..." и т.д.
Между тем, Законом N44-ФЗ и вышеуказанных Правил не установлены требования, каким образом необходимо составлять данное обоснование, таким образом довод является необоснованным.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Жадик Г.В. на действия заказчика - Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края по факту осуществления закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме N 0121500000122000100 "Поставка медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий по объекту: "Строительство врачебной амбулатории в с. Татарка государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края "Шпаковская районная больница" для обеспечения государственных нужд Ставропольского края" - обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края нарушившим требования ст. 42, ч.1, ст. 33, статьи 34 Закона и пункта 1 Постановления N 620, в связи с те, что закупка Заказчиком отменена, предписание не выдается.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
Е.А.Соколов
Члены комиссии
Е.В. Вишневская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 22 ноября 2022 г. N 026/06/106-2098/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.11.2022