Резолютивная часть решения объявлена 18.11.2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 22.11.2022 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии: "_" - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Члены Комиссии:
"_" - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"_" - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи с использованием платформы "TrueConf":
от уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок:
- "_", действующая на основании доверенности от 11.01.2022 года N 8,
от заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Инфекционная больница":
- "_", действующая на основании доверенности от 11.01.2022 года б/н,
от подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью "Систематика" (далее - ООО "Систематика"):
- "_", действующий на основании решения от 14.09.2020 года N 1/2020,
рассмотрев жалобу (вх. N 4347 от 15.11.2022 года) ООО "Систематика" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона N 0112200000822004241 на приобретение расходных материалов (Набор базовый для внутривенных вливаний) для нужд ГБУЗ РТ "Инфекционная больница" на 2022 год и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес уполномоченного органа, заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно жалобе ООО "Систематика" аукционной комиссией при рассмотрении заявок участников закупок не применено положения постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 года N 102.
На заседании Комиссии представитель подателя жалобы поддержал письменные доводы жалобы в полном объеме.
Представители уполномоченного органа и заказчика пояснили, что действительно при рассмотрении заявок участников закупок положения постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 года N 102 не применено.
Рассмотрев жалобу, выслушав пояснений лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, и проведя внеплановую документарную проверку извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000822004241 на приобретение расходных материалов (Набор базовый для внутривенных вливаний) для нужд ГБУЗ РТ "Инфекционная больница" на 2022 год, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 29.03.2017 года N 122 утвержден Порядок взаимодействия заказчиков и Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок (уполномоченный орган) при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), согласно которому уполномоченный орган формирует извещение об осуществлении закупки об определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и формирует состав комиссии по осуществлению закупок (подпункты 1 и 9 пункта 5.1).
Так, уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 03.11.2022 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000822004241 на приобретение расходных материалов (Набор базовый для внутривенных вливаний) для нужд ГБУЗ РТ "Инфекционная больница" на 2022 год, начальная (максимальная) цена контракта - 479 780 рублей.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 11.11.2022 года поступило 9 ценовых предложений, наименьшее ценовое предложение представлено участником закупки N 112962972 в размере 141 530,80 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0112200000822004241 от 11.11.2022 года все 9 заявок участников закупки признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям, установленным законодательством о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 года N 102 утверждены:
- перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Перечень N 1);
- перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Перечень N 2).
Объектом электронного аукциона N 0112200000822004241 является приобретение расходных материалов (Набор базовый для внутривенных вливаний) с кодом ОКПД2 32.50.50 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие".
Указанный код ОКПД2 включен в Перечень N 2 постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 года N 102.
Подпунктом "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 года N 102 предусмотрено, что для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в Перечень N 1 или Перечень N 2, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза и Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок, соответствующих требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, которые одновременно для заявок, содержащих предложения о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, включенных в Перечень N 2:
- содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок;
- содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, процентная доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции которых соответствует указанной в показателе локализации собственного производства медицинских изделий;
- содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, на производство которых имеется документ, подтверждающий соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 "Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования".
В силу пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 года N 102 подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в Перечень N 1 и Перечень N 2, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза, или сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами.
Подтверждением процентной доли стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции является выданный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации акт экспертизы, содержащий информацию о доле стоимости иностранных материалов (сырья), используемых для производства одной единицы медицинского изделия, рассчитанной в соответствии с подпунктом "в" пункта 2.4 Правил, или аналогичный документ, выданный уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза или уполномоченным органом (организацией) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики.
Аналогичное требование также установлено в извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000822004241.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Таким образом, в случае предоставления участником закупки в составе своей заявки предложения о поставке товара, страной происхождения которого является государство - член Евразийского экономического союза, то такой участник закупки предоставляет в составе своей заявки документы, подтверждающие страну происхождения товара в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 года N 102. При отсутствии таких документов в составе заявки участника закупки, а равно если заявка участника закупки содержит предложение о поставке товаров, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство, такая заявка приравнивается к заявке, содержащей предложение о поставке товаров иностранного происхождения.
В случае наступления условий, указанных в подпункте "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 года N 102, заказчик (аукционная комиссия) отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств.
Как указано выше и установлено Комиссией Тывинского УФАС России, на участие в электронном аукционе N 0112200000822004241 поступило 9 заявок участников закупки, которые признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям, установленным законодательством о контрактной системе и содержат следующие предложения:
- заявки участников закупки N 112962972 (ООО "К"), N 112962933 (ООО "КТ"), N 112963220 (ООО "Л"), N 112966981 (ООО "Р") содержат предложения о поставке товара со страной происхождения - Китай (КНР) (в составе заявок документы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 года N 102 отсутствуют);
- заявка участника закупки N 112971774 (ИП Я) содержит предложение о поставке товара со странами происхождения - Китай (КНР), Индия, Германия, Республика Беларусь (в составе заявки документы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 года N 102 отсутствуют);
- заявка участника закупки N 112971701 (ООО "М") содержит предложение о поставке товара со страной происхождения - Германия (в составе заявки документы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 года N 102 отсутствуют);
- заявка участника закупки N 112968058 содержит предложение о поставке товара со страной происхождения - Российская Федерация (в составе заявки документы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 года N 102 представлены);
- заявка участника закупки N 112969676 содержит предложение о поставке товара со страной происхождения - Республика Армения (в составе заявки документы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 года N 102 представлены);
- заявка участника закупки N 112968432 содержит предложение о поставке товара со страной происхождения - Республика Беларусь (в составе заявки документы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 года N 102 представлены).
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) - это международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 года и включает в себя пять стран: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация (информация, размещенная на официальном сайте ЕАЭС в сети Интернет http://www.eaeunion.org/#about).
Поскольку на участие в электронном аукционе N 0112200000822004241 подано три заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий различных производителей, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза, с приложением документов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 года N 102 (сертификат о происхождении товара СТ-1, акт экспертизы, ГОСТ ISO 13485-2017), то постановление Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 года N 102 подлежит применению, следовательно, в рассматриваемом случае, все заявки участников закупки, содержащие предложение о поставке товаров иностранного происхождения и приравненные к ним, должны быть отклонены.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Закона о контрактной системе).
На основании изложенного и учитывая положения пункта 9 решения Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020 года N 105, пункта 19 приложения N 1 и пунктов 3, 5 приложения N 18 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 года N 353, пункта 2 решения Совета Евразийской экономической комиссии от 15.04.2022 года N 53, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что аукционной комиссией уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в нарушение подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 и пункта 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе неправомерно признаны заявки участников закупки, содержащие предложение о поставке товаров иностранного происхождения и приравненные к ним (номера заявок 112962972, 112971774, 112962933, 112963220, 112966981 и 112971701) соответствующими требованиям, установленным законодательством о контрактной системе и извещением о проведении электронного аукциона N 0112200000822004241.
Указанные действия аукционной комиссии уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, довод ООО "Систематика" о неприменении аукционной комиссией при рассмотрении заявок участников закупок положений постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 года N 102 является обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Систематика" обоснованной.
2. Установить в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок нарушение подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 и пункта 4 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части неправомерного признания заявок участников закупки N 112962972 (ООО "К"), N 112971774 (ИП Я), N 112962933 (ООО "КТ"), N 112963220 (ООО "Л"), N 112966981 (ООО "Р") и N 112971701 (ООО "М") соответствующими требованиям, установленным законодательством о контрактной системе и извещением о проведении электронного аукциона N 0112200000822004241.
3. Выдать уполномоченному органу - Министерству Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок и аукционной комиссии уполномоченного органа, оператору электронной торговой площадки - ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных должностных лиц.
Председательствующий Комиссии |
"_" |
|
|
Члены Комиссии |
"_"
"_" |
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 22 ноября 2022 г. N 017/06/105-112/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.11.2022