рассмотрев обращение МКУ "Управление капитального строительства" г. Нытва (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об "ПСК "ПСГ-Проект"" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на разработку ПСД по объекту: Реконструкция участка ТМ3 от тепловой камеры ТК3-11 (ул. Комсомольская) до ТК 3-19 (ул. Октября) левобережная часть (изв.N 0156600019320000140),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156600019320000140 Заказчиком проводился электронный аукцион на разработку ПСД по объекту: Реконструкция участка ТМ3 от тепловой камеры ТК3-11 (ул. Комсомольская) до ТК 3-19 (ул. Октября) левобережная часть. Начальная (максимальная) цена контракта - 850 000,00 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 16.11.2021 N 13556/22) рассмотрение обращения было назначено на 21.11.2022 в 15:15 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 23.11.2022 с целью принятия решения. После перерыва рассмотрение обращение было продолжено Комиссией в прежнем составе без участия сторон.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
15.06.2020 г. между Заказчиком и ООО "ПСК "ПСГ-Проект"" (далее - Подрядчик) заключен контракт на разработку ПСД по объекту: Реконструкция участка ТМ3 от тепловой камеры ТК3-11 (ул. Комсомольская) до ТК 3-19 (ул. Октября) левобережная часть (далее - Контракт).
В связи с неисполнением Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, 27.09.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 4, 8 Контракта).
Условия и обязанности сторон указаны в разделе N 1, 4 Контракта.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч.1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ч.1 ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч.2 ст.715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п.1 ст.721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено разделом 4, 8 Контракта.
Из поступившего обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчика следует, что в соответствии с п. 10 Технического задания, Подрядчик должен выполнить весь комплекс работ по подготовке проектно-сметной документации, а также осуществить сопровождение проекта при прохождении государственной экспертизы до получения положительного заключения. В соответствии с п. 1.3. Срок выполнения работ: с момента заключения контракта в течении 180 календарных дней согласно Графика выполнения работ. Таким образом все работы по разработке документации и получения положительного заключения государственной экспертизы должны были быть выполнены до 06.12.2020 г. (включительно). Работы Подрядчиком выполнялись медленно, с отставанием от графика. Проектно-сметная документация была передана заказчику для сдачи в КГАУ Управление государственной экспертизы Пермского края, только 14.04.2021 г. Заказчиком были выполнены обязательства по промежуточной оплате выполненных работ в соответствии с п. 2.7. Контракта. Платежными поручениями от 23.12.2020 N 642760 и от 27.04.2021 N 13028 была произведена оплата выполненных работ в размере 50% цены контракта. Работы по сопровождению проектно-сметной документации при прохождении государственной экспертизы Подрядчиком проводились не качественно, замечания экспертизы своевременно не были устранены, в результате чего КГАУ Управление государственной экспертизы Пермского края было выдано отрицательное заключение от 03.09.2021 г. N59-1-2-3-050107-2021. В соответствии с п. 12 Технического задания, при получении отрицательного заключения государственной экспертизы, прохождение проектно-сметной документации повторной экспертизы после устранения замечаний осуществляется за счет средств и силами Подрядчика. Поскольку по собственной инициативе замечания Подрядчиком устранены не были, 02.12.2021 г. Заказчиком в адрес Подрядчика была направлена претензия с требованием обеспечить загрузку документации в электронную систему КГАУ "Управление государственной экспертизы Пермского края" в срок до 15.12.2021 г. Требования Заказчика Подрядчиком выполнены не были, на последующие направленные претензии ответы представлены не ыбли, повторное прохождение разработанной проектно-сметной документации не было обеспечено.
Поскольку на 27.09.2022 г. Подрядчиком работы не выполнены, результат работ не принят, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. 02.11.2022 г. указанное решение размещено в реестровой записи контракта N 3594200407020000042 в разделе "Решение об одностороннем отказе".
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 03.11.2022 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 15.11.2022 г. Вместе с тем, обращение о включении ООО "ПСК "ПСГ-Проект"" в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта было направлено в адрес Пермского УФАС России 16.11.2022 г. посредством функционала единой информационной системы.
В письменных пояснениях Подрядчик указал, что работы по проекту реконструкции участка тепловой сети ТМ3 были завершены полностью, и документация могла в ближайшее время загружена на прохождение повторной государственной экспертизы. Задержка носила объективный характер и связана была очень долгим сроком согласования сметной документации со стороны Заказчика, о чем неоднократно Подрядчик упоминал в запросах Исх. N 520-22 от 12.05.2022 г., в которым было указано, что с момента направления сметного раздела прошло более 2 месяцев. Официальный ответ от Заказчика с согласованием сметной документации по участку сети ТМ3 поступил только 16.06.2022 г. исх. N 340. То есть с момента направления разработанной нами сметной документации, до получения согласования от Заказчика прошло более 3 месяцев, Проект по реконструкции участка тепловой сети ТМ3, в настоящее время, готов к загрузке на повторное прохождение государственной экспертизы и при предоставлении документов, указанных в запросе исх.N 543-22 от 21.06.2022 г., а также в повторном запросе исх.N 567-22 от 19.09.2022 г. Подрядчик готов оперативно осуществить загрузку. В письме исх.569-22 от 20.09.2022 г. Подрядчик указал, что по на момент принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе, Подрядчик продолжает исполнять свои обязательства, находится на прямой связи с Заказчиком по поступающим запросам, а также имеет готовность и ресурсы для дальнейшего исполнения своих обязательств в части прохождения повторной государственной экспертизы, которые могут гарантировать получение положительных заключений по всем трем проектам. В связи с этим Подрядчик просил не расторгать с контракт в одностороннем порядке и продолжить взаимодействие, в части согласования и предоставления необходимых для прохождения экспертизы документов. Также Подрядчик отметил, что без передачи разработанной проектной документации и результатов инженерных изысканий Заказчику, орган осуществляющий проведение государственной экспертизы, не принял документацию в работу согласно Постановлению Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий". Документом, подтверждающим передачу документации от подрядчика к Заказчику, является накладная, о необходимости предоставлении которой, кроме прочего, Подрядчик указывал в запросе исх.N 543-22 от 21.06.2022 г., а также в повторном запросе исх.N 567-22 от 19.09.2022 г. Накладную Заказчик так и не предоставил, кроме этого обязательным документом для загрузки документов в экспертизу является предоставлении доверенности на представление интересов, данный документ также Заказчиком предоставлен не был.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Так, в адрес Комиссии была представлена переписка, которая велась между сторонами. Также в адрес Комиссии было представлено письмо о направлении Заказчику разработанной проектной документации по участку ТМ3 (исх.N 567-22 от 19.09.2022 г.). Комиссия приходит к выводу, что Подрядчик от исполнения Контракта не уклонялся. Кроме того, работы по разработки проектной документации были оплачены заказчиков в размере 50 % от цены контракта.
Комиссия, изучив материалы и документы, представленные сторонами, пришла к выводу об отсутствии в действиях Подрядчика недобросовестного поведения и оснований для включения сведений о Подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков не усматривается в силу следующего. Исходя из пояснений Подрядчика, переписки, которая велась между сторонами, Комиссия приходит к выводу, что Подрядчик не уклонялся от исполнения контракта, был намерен исполнить контракт полностью при условии увеличения цены контракта.
Комиссия приходит к выводу, что из материалов обращения, пояснений сторон, следует факт наличия между сторонами спора относительно результата выполненных работ, послужившего основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Подрядчика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, доказательства намеренного неисполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия отмечает, что совокупность изложенных обстоятельств, свидетельствует о совершении Подрядчиком действий в целях его исполнения. Комиссия отмечает, что имеющиеся в деле доказательства, свидетельствуют о том, что Подрядчиком предпринимались меры для надлежащего исполнения условий Контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Подрядчика.
В силу пп. "б", "в" п. 15 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил:
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Подрядчиком, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "ПСК "ПСГ-Проект"" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "ПСК "ПСГ-Проект"" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 23 ноября 2022 г. N РНП-59-502
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.11.2022