Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<------>;
Членов Комиссии:
<------>;
<------>,
При участии:
от Заявителя -представителя по доверенности;
от Заказчика - представителя по доверенности,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу ООО ЧОО "Илир-24" на действия Заказчика - Управление образования Администрации города Муравленко при осуществлении совместной закупки способом электронного аукциона на "Оказание охранных услуг", начальная (максимальная) цена контракта - 38 389 365,34 рублей (извещение N 0190300004622000261) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через Единую информационную систему в сфере закупок (далее- ЕИС), поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Заявитель считает, что требования извещения об осуществлении закупки противоречат Закону о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте;
2) дата и время начала срока подачи заявок - 10.11.2022 14:44 (МСК+2);
3) дата и время окончания срока подачи заявок - 18.11.2022 09:00 (МСК+2);
4) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 18.11.2022;
5) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 18.11.2022;
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком при формировании извещения об осуществлении совместной закупки, в приложении N 3 к извещению использованы типовые проекты муниципальных контрактов на охранные услуги, установленные приказом Росгвардии России от 01.06.2020 N 149, однако незаконно внес изменения в его условия, которые являются постоянными и не подлежат изменению, а именно установил требование к исполнителю: "Разработать и утвердить по согласованию с Заказчиком для работников, указанных в Списке, инструкцию частного охранника на объекте по организации защиты объекта от чрезвычайных ситуаций не позднее чем за 5 (пять) календарных дней до начала оказания охранных услуг.
Уполномоченным органом и Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что они считают доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На заседании Комиссии Ямало-Ненецкого УФАС России представитель Заказчика пояснил, что требование о разработке инструкции частного охранника на объекте по организации защиты объекта от чрезвычайных ситуаций обусловлено спецификой охраны образовательных объектов, в частности должна быть разработана инструкция по действиям охранника на объекте при возникновении чрезвычайных ситуаций, к которым в том числе относятся террористические акты.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с подпунктом 1 части 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Согласно ч. 11 ст. 34 Закона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.
Пунктом 12 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что условия типовых контрактов и типовые условия контрактов, утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей Федеральному закону от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона), до утверждения Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) типовых условий контрактов.
В соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Правилами разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2014 г. N 606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения" издан приказ Росгвардии от 01.06.2020 N 149 "Об утверждении типового контракта на оказание охранных услуг и информационной карты типового контракта на оказание охранных услуг" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2020 N 59095).
Постановление Правительства Российской Федерации от 2 июля 2014 г. N 606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения" отменено Постановлением Правительства РФ от 12.10.2021 N 1736 "О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" и прекратило свое действие с 01.01.2022, в связи с чем случаи и условия применения типовых контрактов и типовых условий контрактов в настоящее время данным постановлением не регулируются.
Признавая довод Заявителя, в части невозможности внесения изменений в типовой контракт, несостоятельным Комиссия сообщает, что в п. 11.6 типового контракта императивно установлено право внесения изменений и дополнений к настоящему контракту, не противоречащие законодательству Российской Федерации, которые оформляются дополнительными соглашениями к контракту в письменной форме.
Само по себе заключение сделки - это согласование основных условий сделки, направленных на установление, прекращение или изменение правоотношений физических или юридических лиц.
При изучении содержания контракта являющегося приложением N 3 к извещению об осуществлении закупки Комиссией установлено, что Заказчиком применен типовой контракт утвержденный приказом Росгвардии от 01.06.2020 N 149 в полном объеме, при этом его типовые условия не изменены, не удалены, а дополнены дополнительным требованием. Условия контракта по результатам осуществления закупки, на стадии процедуры заключения контракта, согласовываются сторонами правоотношений, что не противоречит законодательству Российской Федерации и требованиям приказа Росгвардии от 01.06.2020 N 149.
В части довода Заявителя о том, что Заказчик требует от исполнителя не предусмотренный документ Комиссия сообщает, что вопросы частной охранной деятельности в Российской Федерации регулируется Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности" (далее Закон N2487-1).
Приказом федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 19 октября 2020 г. N 419 утверждены типовые требования к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны.
В соответствии с п. 12.4 указанного приказа, должностная инструкция должна содержать сведения о действиях частного охранника при возникновении чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с ГОСТ Р 58485-2019 "Национальный стандарт РФ. Обеспечение безопасности образовательных организаций. Оказание охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций", пунктом 6.4 установлено, что должностная инструкция охранника образовательной организации (работника по обеспечению охраны образовательных организаций) должна включать в себя следующие разделы:
- общие положения;
- права;
- обязанности;
- ответственность.
Примечание - Порядок действий охранника образовательной организации (работника по обеспечению охраны образовательной организации) при возникновении чрезвычайных ситуаций рекомендуется устанавливать в отдельной инструкции по действиям в таких ситуациях.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Как установлено, система обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения, это совокупность предусмотренных законодательством мер и мероприятий персонала образовательного учреждения, осуществляемых под руководством органов управления образованием и органов местного самоуправления во взаимодействии с правоохранительными структурами, вспомогательными службами и общественными организациями (формированиями), с целью обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников и учащихся к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях.
Целью, процессом и результатом реализации указанных мер и мероприятий является комплексная безопасность образовательного учреждения как временное состояние защищенности охраняемого объекта от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера. Безопасность образовательного учреждения (как временный результат) достигается в процессе реализации основных мер и мероприятий, к которым также относится организации физической охраны объекта и территории (ее задачи: контроль и обеспечение состояния безопасности для своевременного обнаружения и предотвращения опасных проявлений и ситуаций; осуществления пожарного надзора; организации пропускного режима, исключающего несанкционированное проникновение на объект граждан и техники; защиты персонала и обучающихся от насильственных действий в образовательном учреждении и его территории). Осуществляется путем привлечения сил подразделений вневедомственной охраны органов внутренних дел, частных охранных предприятий (ЧОП) или штатных сторожей.
Кроме этого, в соответствии с п. 3.2 типовой инструкции по организации охраны и обеспечения безопасности учреждений образования, разработанной на основании Указа Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года N 116 "О мерах по противодействию терроризму", Закона Российской Федерации от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", рекомендаций ЦОР ДВО МВД РФ по алгоритмам организации охраны и обеспечению безопасности объектов с учетом их функционально-отраслевых признаков, иных нормативно-правовых актов Российской Федерации установлено, что за соблюдение мероприятий по организации охраны и обеспечению безопасности образовательного учреждения согласно условиям договора и выделенных учреждением средств на охрану несут ответственность руководители привлеченных охранных организаций, которые непосредственно отвечают за организацию службы, обучение, воспитание подчиненных работников и их материально-техническое обеспечение.
Исходя из вышеизложенного Комиссия приходит в выводу, что требование Заказчика установленное в проекте контракта о необходимости разработки инструкции частного охранника на объекте по организации защиты объекта от чрезвычайных ситуаций, не противоречит законодательству Российской Федерации, а довод Заявителя является необоснованным.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО ЧОО "Илир-24" на действия Заказчика - Управление образования Администрации города Муравленко при осуществлении совместной закупки способом электронного аукциона на "Оказание охранных услуг", начальная (максимальная) цена контракта - 38 389 365,34 рублей (извещение N 0190300004622000261) необоснованной.
Председатель Комиссии: <------>
Члены Комиссии: <------>
<------>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 24 ноября 2022 г. N 089/06/33-997/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.11.2022