Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ИП Боровик Е.В. на действия Единой комиссии Администрации Энгельсского муниципального района при проведении аукциона в электронной форме N 0160300003622000281 "Приобретение жилых помещений (квартир) в г. Энгельсе Саратовской области для последующего предоставления для переселения гражданам в рамках реализации муниципальной программы "Переселение граждан Энгельсского муниципального района из аварийного жилищного фонда в 2021-2022 годах",
УСТАНОВИЛА:
29.11.2022 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ИП Боровик Е.В.
на действия Единой комиссии Администрации Энгельсского муниципального района при проведении аукциона в электронной форме N 0160300003622000281 "Приобретение жилых помещений (квартир) в г. Энгельсе Саратовской области для последующего предоставления для переселения гражданам в рамках реализации муниципальной программы "Переселение граждан Энгельсского муниципального района из аварийного жилищного фонда в 2021-2022 годах" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что Единая комиссия в нарушение Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) неправомерно признала заявку Заявителя несоответствующей требованиям извещения об Аукционе.
Представитель Заявителя, присутствующий при рассмотрении жалобы, доводы жалобы поддержал.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа, присутствующие при рассмотрении жалобы, с доводами жалобы не согласились, считают жалобу необоснованной, не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
10.11.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении Аукциона.
Заказчиком по данному Аукциону является МКУ "Энгельсская недвижимость".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 775 191,25 рублей.
Согласно ч.1 ст.49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно пп. "н" п.1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать информацию и документы об участнике закупки: документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно п.1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п.8 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур: при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях: выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Согласно приложению N4 к извещению о проведения Аукциона "Проект контракта", Заказчиком установлено:
"1.1. Предметом контракта является приобретение Стороной 2 у Стороны 1 жилого помещения (квартиры), (далее также - Товар) в г. Энгельсе Саратовской области для последующего предоставления для переселения гражданам в рамках реализации муниципальной программы "Переселение граждан Энгельсского муниципального района из аварийного жилищного фонда в 2021-2022 годах", в порядке и на условиях, определенных Контрактом.
1.2. Жилое помещение принадлежит Стороне 1 на праве собственности на основании документа, выданного органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно доводу жалобы, Единая комиссия неправомерно отклонила заявку заявителя.
Из протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.11.2022 NИЭА1 следует, что заявка с идентификационным номером 2 (заявка Заявителя) отклонена в связи с выявлением недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке, а именно на момент участия в Аукционе ИП Боровик Е.В. не являлась правообладателем квартиры.
В силу пункта 1 статьи 182 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее-ГК РФ) сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.
Согласно положениям пункта 4 статьи 3 и части 5 статьи 24.2 Закона о контрактной системе любое юридическое лицо или любое физическое лицо, зарегистрированное в единой информационной системе и аккредитованное на электронной площадке, вправе участвовать во всех электронных процедурах, проводимых на электронной площадке в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Частью 3 статьи 27 Закона о контрактной системе предусмотрено, что участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно письму ФАС России от 07.08.2019 N АК/68293/19 физическое лицо (собственник квартиры или жилого помещения) вправе принимать участие в закупках лично либо через своего представителя (при наличии соответствующей доверенности) после аккредитации такого лица на электронной площадке в порядке, установленном Законом о контрактной системе, в том числе подписывать контракт при наличии соответствующей доверенности.
В соответствии с письмом Федерального казначейства Российской Федерации от 30.11.2020 N 14-00-05/24558 функционал ЕИС реализован в соответствии с нормами действующего законодательства, возможность регистрации в едином реестре участников закупки (далее - ЕРУЗ) представителя участника, являющимся физическим лицом (не являющимся индивидуальным предпринимателем) не предусмотрена.
Согласно письму ФАС России от 20.02.2021 N ПИ/12688/21 в случае участия в закупке Собственника через своего Представителя, заявка на участие в закупке подается Представителем от имени и в интересах Собственника, при этом непосредственное участие Собственника в закупке осуществляется через Представителя.
Комиссией Саратовского УФАС России установлено, что составе заявки Заявителя содержится нотариально заверенная доверенность от 28.02.2022 N 64 АА 3632160, в соответствии с которой Решетников Р.О. уполномочивает И.П. Боровик Е.В. продать за цену и на условиях по своему усмотрению, принадлежащие ему на праве собственности любые объекты недвижимости.
При этом согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости, полученной Единой комиссией в ходе рассмотрения заявок об объекте недвижимости от 28.11.2022, правообладателем квартиры с местоположением: Саратовская обл., г. Энгельс, ул. 148 Черниговской Дивизии, д 27, кв. 38, является Молчанова Н.К. Дата и время государственной регистрации права: 15.11.2022 10:54:36.
Выписка из ЕГРН от 28.11.2022, представленная Заявителем на рассмотрении жалобы в Саратовском УФАС России, свидетельствует, что право собственности на квартиру у Решетникова Р.О. возникло 28.11.2022 в 15:03:06.
Заявка на участие в Аукционе подана ИП Боровик Е.В. 27.11.2022 17:21:19. Таким образом, заявка подана до даты регистрации права собственности на квартиру.
В силу п. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
По правилам п. 1 ст. 131 ГК РФ:
- право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней;
- регистрации подлежат: право собственности право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях. предусмотренных ГК РФ и иными законами.
Согласно п. 1 ст. 164 ГК РФ в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.
На основании ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется выпиской из ЕГРН.
Исходя из вышеизложенного, на момент рассмотрения заявки у Единой комиссии отсутствовали сведения о наличии в собственности указанной в заявке квартиры.
Из пункта 5 статьи 454 ГК РФ следует, что договор (контракт) поставки товаров для муниципальных нужд является разновидностью договора купли-продажи. На основании статьи 456 ГК РФ при заключении договора купли-продажи недвижимого имущества продавец обязан предоставить правоустанавливающие документы, копии которых прилагаются к договору и являются неотъемлемой его частью, поскольку служат основанием для регистрации права
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с названным Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
С учетом изложенного, участник закупки, не являющийся собственником жилого помещения и не имеющий правоустанавливающих документов на данное помещение, являющееся предметом электронного аукциона, не может быть признан соответствующим требованиям статьи 31 Закона о контрактной системе.
Данная позиция подтверждается судебной практикой: Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.10.2019 N Ф07-12335/2019 по делу N А52-5048/2018; Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 09.07.2020 N Ф09-3884/20 по делу N А07-24244/2019; Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31.03.2022 N Ф02-613/2022 по делу N А78-3439/2021; Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.09.2022 N Ф01-3276/2022 по делу N А11-1476/2021.
Таким образом, Единая комиссия правомерно отклонила заявку заявителя в связи с чем довод жалобы признан необоснованным.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ИП Боровик Е.В. на действия Единой комиссии Администрации Энгельсского муниципального района при проведении аукциона в электронной форме N 0160300003622000281 "Приобретение жилых помещений (квартир) в г. Энгельсе Саратовской области для последующего предоставления для переселения гражданам в рамках реализации муниципальной программы "Переселение граждан Энгельсского муниципального района из аварийного жилищного фонда в 2021-2022 годах" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 5 декабря 2022 г. N 064/06/48-1092/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2022