Решение Ленинск-Кузнецкого городского Совета народных депутатов от 18 мая 2010 г. N 29
"Об утверждении муниципальной целевой программы
"Поддержка малого и среднего предпринимательства в городе
Ленинске-Кузнецком на 2010-2012 годы"
В целях развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, городской Совет решил:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную целевую программу "Поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Ленинске-Кузнецком на 2010-2012 годы".
2. Финансовому управлению (С.А. Павлова) обеспечить финансирование расходов на реализацию муниципальной целевой программы "Поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Ленинске-Кузнецком на 2010-2012 годы" за счет средств бюджета города.
3. Считать утратившими силу:
решение Ленинск-Кузнецкого городского Совета народных депутатов от 26.11.2009 N 101 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Ленинске-Кузнецком на 2010-2012 годы";
решение Ленинск-Кузнецкого городского Совета народных депутатов от 11.03.2010 N 11 "О внесении изменений в решение Ленинск-Кузнецкого городского Совета народных депутатов от 26.11.2009 N 101 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Ленинске-Кузнецком на 2010-2012 годы".
4. Опубликовать настоящее решение в средствах массовой информации.
5. Контроль за исполнением решения возложить на председателя комитета по предпринимательству и развитию малого бизнеса В.Н.Рощина.
Председатель Ленинск-Кузнецкого |
В.В. Бочков |
Глава города Ленинска-Кузнецкого |
В.Н. Телегин |
Муниципальная целевая программа
"Поддержка малого и среднего предпринимательства в городе
Ленинске-Кузнецком на 2010-2012 годы"
(утв. решением Ленинск-Кузнецкого городского Совета народных депутатов от 18 мая 2010 г. N 29)
Паспорт
муниципальной целевой программы "Поддержка малого
и среднего предпринимательства в городе Ленинске-Кузнецком
на 2010-2012 годы"
Наименование программы |
Муниципальная целевая программа "Поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Ленинске-Кузнецком на 2010-2012 годы" (далее - Программа) |
Заказчик Программы |
Администрация г. Ленинска-Кузнецкого |
Директор Программы |
Первый заместитель главы города Ковалев Илья Николаевич |
Основной разработчик Программы |
Отдел содействия малому и среднему предпринимательству |
Цели Программы |
Обеспечение устойчивого развития предпринимательства как важнейшего компонента формирования оптимальной территориальной и отраслевой экономики, как способа создания новых рабочих мест, рационального использования природных, материальных и трудовых ресурсов, как одного из источников пополнения бюджета. Общими целями Программы являются: содействие развитию малого и среднего предпринимательства на территории города Ленинска-Кузнецкого; оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг); обеспечение занятости и развитие самозанятости населения; увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме производимой продукции предприятиями города; внедрение инноваций; увеличение производительности труда и энергоэффективности производства |
Задачи Программы |
Создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства; развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Решение данной задачи позволит уравнять шансы малого бизнеса с другими группами хозяйствующих субъектов; финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; информационная и консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (максимальное удовлетворение потребностей субъектов малого и среднего предпринимательства в информационных и консультационных услугах); развитие системы подготовки кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства; повышение роли предпринимательства в общественной жизни, вклада предпринимателей в решение социальных проблем города (стимулирование создания объединений предпринимателей; привлечение предпринимателей и их объединений к разработке нормативных правовых актов в сфере экономики и финансов, планов развития города, различных целевых программ, имеющих социальное значение для города) |
Срок реализации Программы |
2010-2012 годы |
Основные направления Программы |
Изучение и формирование благоприятной среды для развития предпринимательства; расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам; имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства; поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; информационная и консультационная поддержка, выставочно-ярмарочная деятельность |
Основные исполнители Программы |
Отдел содействия малому и среднему предпринимательству; Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общая потребность в финансовых ресурсах на реализацию мероприятий Программы составит 429753,77 тыс. рублей, в том числе: на 2010 год - 131700 тыс. рублей; на 2011 год - 155650,81 тыс. рублей; на 2012 год - 142402,96 тыс. рублей. Средства федерального бюджета составят 310276,05 тыс. рублей, в том числе: на 2010 год - 94000 тыс. рублей; на 2011 год - 115212,20 тыс. рублей; на 2012 год - 101063,85 тыс. рублей. Средства областного бюджета составят 16382,95 тыс. рублей, в том числе: на 2010 год - 5000 тыс. рублей; на 2011 год - 6063,80 тыс. рублей; на 2012 год - 5319,15 тыс. рублей. Средства бюджета города составят 3979,77 тыс. рублей, в том числе: на 2010 год - 1350 тыс. рублей; на 2011 год - 999,81 тыс. рублей; на 2012 год - 1629,96 тыс. рублей. Иные, не запрещенные законодательством источники финансирования на 2010-2012 годы - 99115 тыс. рублей, из них 50115 тыс. рублей за счет средств МФ ПМП, в том числе: на 2010 год - 15850 тыс. рублей; на 2011 год - 16875 тыс. рублей; на 2012 год - 17390 тыс. рублей. Собственные средства предпринимателей составят 49000 тыс. рублей, в том числе: на 2010 год - 15500 тыс. рублей; на 2011 год - 16500 тыс. рублей; на 2012 год - 17000 тыс. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
В рамках выполнения мероприятий Программы предполагается: увеличение роста объема производимой малыми и средними предприятиями продукции к 2012 году на 14 % к уровню 2009 года; увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства не менее чем на 5 % ежегодно; обеспечение занятости населения - увеличение численности работников, занятых в малом и среднем бизнесе, не менее чем на 5 % ежегодно; увеличение доли налоговых поступлений в бюджет города от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства; обеспечение потребностей населения города в производстве продукции и услуг высокого качества, предоставляемых субъектами малого и среднего предпринимательства; сокращение сроков рассмотрения заявлений и оформления разрешительной документации для субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках системы "одного окна" |
Организация контроля за исполнением Программы |
Организацию контроля за исполнением Программы осуществляет заказчик Программы, Ленинск-Кузнецкий городской Совет народных депутатов. Исполнитель Программы один раз в полугодие, но не позднее даты утверждения исполнения бюджета города за отчетный период, предоставляет отчет об исполнении мероприятий Программы в отдел экономического анализа и прогнозирования, финансовое управление города и Ленинск-Кузнецкий городской Совет народных депутатов |
I. Термины и определения
Субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП) - внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - ИП), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Административные барьеры - действия, нарушающие законодательство, совершаемые органами государственной власти, органами местного самоуправления, контролирующими (надзорными) организациями и юридическими лицами, а также действия, создающие дополнительные и усложняющие процедуры в сфере хозяйственной деятельности.
Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства - система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд при реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства и оказания им поддержки.
II. Содержание проблемы и необходимость ее решения
программными методами. Социально-экономическое
обоснование Программы
Малое и среднее предпринимательство является неотъемлемой частью экономики города, которая вносит существенный вклад в его социально-экономическое развитие.
К настоящему времени в экономике города сформировался достаточно мощный сектор малого предпринимательства во всех видах экономической деятельности: в сфере розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, ремонта и пошива швейных изделий, парикмахерских услуг, ритуальных услуг, ремонта и строительства жилья. Одновременно с этим требуют развития сферы создания и организации производств, создания и развития объектов в сфере туризма, создания и развития инновационных предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере энергосбережения.
Динамика количества индивидуальных предпринимателей (ИП) на протяжении последних лет была стабильной (2007 г. - 2,08 тыс. ед., 2008 - 2,37 тыс. ед.). В 2009 году (2,6 тыс. ед.) их количество увеличилось на 9,7% по отношению к 2008 году. Это может свидетельствовать не только о создании новых ИП, но и об активном процессе миграции статуса субъекта малого предпринимательства. Увеличение количества индивидуальных предпринимателей обусловлено финансовой поддержкой за счет средств федерального, областного и местного бюджетов. Проводить динамику количества ИП на будущие периоды в настоящий момент можно лишь с определенными допущениями. Принятие Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ выделило в отдельную группу микропредприятия с численностью работников 1-15 человек, что может повлиять на изменение количества ИП. В ближайшей перспективе возможна определенная ротация субъектов малого предпринимательства по организационно-правовым формам, однако их общее количество, как ожидается, будет расти (прогноз на 2012 г. - 2,9 тыс. ед.).
Общая динамика развития субъектов малого бизнеса (ед.) и индивидуальных предпринимателей (чел.) в г.Ленинске-Кузнецком в 2006-2009 гг.
За 2009 год отраслевая направленность города Ленинска-Кузнецкого не изменилась. Основные направления деятельности малого бизнеса - торговля и услуги населению. В 2009 году население города обслуживали 418 магазинов общей площадью 62,9 тыс. кв. метров, 106 предприятий общественного питания на 5998 посадочных мест, в том числе 66 предприятий открытого типа, 4 рынка по торговле продовольственными и непродовольственными товарами на 1458 рабочих мест. В 2009 году открыто вновь после реконструкции 14 магазинов торговой площадью 1500 кв. метров. Создано 107 рабочих мест. Мелкорозничная торговая сеть представлена 78 стационарными киосками по продаже мороженого, цветов, прохладительных напитков, изданий периодической печати и т.д.
За истекший период населению города оказано различных бытовых услуг на сумму 161,2 млн. рублей, что составило 107,9 % к показателям соответствующего периода 2008 года, бытовые услуги оказывали 270 предприятий, включая индивидуальных предпринимателей. Численность занятых на объектах малого бизнеса в 2009 году составила 5100 человек.
Обрабатывающее производство в городе представлено 20 малыми и средними предприятиями и 12 индивидуальными предпринимателями.
Строительный комплекс г.Ленинска-Кузнецкого включает в себя 30 субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих проектирование, строительство, техническое перевооружение и капитальный ремонт объектов всех отраслей экономики города. Численность работающих на этих предприятиях составляет до 200 человек.
Малый бизнес в жилищно-коммунальном хозяйстве представлен 18 субъектами малого и среднего предпринимательства, которые обслуживают 100 % жилого фонда.
На 11 городских маршрутах города в 2009 году оказывали транспортные услуги по перевозке пассажиров в режиме маршрутного такси 17 индивидуальных предпринимателей. Услуги по перевозке пассажиров легковыми таксомоторами предоставляли 13 субъектов малого предпринимательства.
В 2009 году гранты на создание собственного бизнеса из средств областного и федерального бюджетов на общую сумму 2800 тыс. руб. получили 8 начинающих предпринимателей (3 проекта на оказание услуг для населения, 5 - на организацию производства).
Для более эффективного использования средств бюджета города в муниципальной целевой программе предусмотрены целевые показатели выполнения каждого из программных мероприятий. В 2009 году Муниципальным фондом поддержки малого предпринимательства выданы займы на сумму 11,8 млн. руб., из них предприятиям производственной сферы в размере 3,0 млн. руб. и предприятиям сферы услуг - 8,8 млн. руб. - 91 % от плана. Собственные средства предприятий - 12,55 млн. руб. Кредитно-финансовая и имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства составила 24,65 млн. руб. Выдана субсидия на возмещение части процентной ставки по кредитам, полученным в коммерческих банках, на сумму 0,3 млн. руб.
На статистическое, научно-методическое, кадровое и информационное обеспечение за счет прочих источников финансирования направлено 0,345 млн. руб.: на подготовку и переподготовку кадров для городских структур предпринимательства - 0,315 млн. руб., освещение передового опыта развития малого и среднего предпринимательства в СМИ - 0,03 млн. руб. В результате реализации инвестиционных проектов создано 137 новых рабочих мест. В 2009 году оборот малых предприятий составил 5,35 млрд. руб., что почти на 6 % превышает показатель 2008 года. В секторе малого предпринимательства в 2009 году было занято более 7,8 тыс. человек, что составляет 17 % от численности населения, занятого в экономике города.
С целью поддержки малого и среднего бизнеса и снижения административных барьеров решением Ленинск-Кузнецкого городского Совета народных депутатов от 26.03.2009 N 19 "Об утверждении структуры администрации города Ленинска-Кузнецкого" образован отдел содействия малому и среднему предпринимательству, работающий по системе "одного окна". Инфраструктура поддержки малого предпринимательства включает: Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства, представительство Кузбасской торгово-промышленной палаты. Для обеспечения эффективного взаимодействия органов местного самоуправления и субъектов предпринимательской деятельности создан Совет по предпринимательству при главе города.
При администрации города функционируют попечительский Совет Муниципального фонда поддержки малого предпринимательства, комиссия по преодолению административных барьеров при развитии предпринимательства, наблюдательный совет, межведомственная комиссия по поддержке малого и среднего предпринимательства, в состав комиссии входят руководители территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, должностные лица администрации города, предприниматели.
При утверждении состава конкурсной комиссии по проведению конкурсного отбора в целях оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, представителей общественных организаций и предпринимателей города Ленинска-Кузнецкого в составе комиссии будет более 30 %. Особенно эффективна их деятельность, когда имеет место сотрудничество с органами власти и взаимодействие с бизнесом.
В перспективе администрацией города планируется создание конфликтной комиссии, работа которой станет одной из форм досудебного урегулирования конфликтов. В работе такой комиссии будут заинтересованы как потребители, так и фирмы-ответчики.
Несмотря на положительную динамику развития малого и среднего предпринимательства в городе Ленинске-Кузнецком, сохраняется напряженная ситуация по проблемам, сдерживающим развитие предпринимательства. Трудности доступа к финансовым ресурсам (особенно для начинающих предпринимателей), снижение потребительского спроса, нестабильность налогового законодательства, отсутствие возможности воспользоваться банковскими кредитами на пополнение оборотного капитала из-за их высокой стоимости и, как правило, отсутствие достаточного для банка залогового обеспечения; ограниченность доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к информации о наличии ресурсов, в том числе излишков производственных площадей и технологического оборудования крупных предприятий, которые могут быть вовлечены в рыночный оборот малыми и средними предприятиями; слабое использование субъектов малого и среднего предпринимательства для решения социальных проблем и, в первую очередь, занятости населения; низкий уровень подготовки многих руководителей малого и среднего предпринимательства и индивидуальных предпринимателей в вопросах правового, финансового, налогового законодательства не позволяют предпринимателям уверенно планировать развитие своего бизнеса в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Сегодня малый и средний бизнес характеризуется высокой степенью риска, значительной зависимостью от инициативы и способностей руководителя предприятия, финансовой и коммерческой неустойчивостью, низким уровнем финансовых резервов, ограниченностью основных фондов, малой численностью работников, ограниченным числом управленческого персонала, значительным объемом привлеченных ресурсов и другими показателями, определяющими его "экономическую неустойчивость".
В связи с эти имеется необходимость принятия муниципальной целевой программы, в рамках которой необходимо продолжить работу по оказанию финансово-кредитной и имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, развитию организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации, консультационному и информационному обеспечению малого и среднего предпринимательства, стимулированию производственной и инновационной деятельности малых и средних предприятий, вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность, что сохранит уже существующие благоприятные условия для развития малого и среднего предпринимательства в городе Ленинске-Кузнецком и обеспечит дополнительные возможности для нового этапа его развития в увязке с уже имеющейся системой региональной и государственной поддержки малого и среднего бизнеса.
Проведение эффективной последовательной политики в вопросе поддержки и развития предпринимательства, решение его проблем позволит провести диверсификацию экономики, создать новую движущую силу экономического роста города Ленинска-Кузнецкого.
Планируется, что развитие данного сектора экономики будет способствовать росту объемов и качеству производимой продукции, а также созданию новых рабочих мест.
Указанных целей можно достичь путем активизации мер по развитию малого и среднего предпринимательства, в том числе государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих приоритетные для города направления деятельности.
Правовым основанием для принятия настоящей Программы являются Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Закон Кемеровской области от 27.12.2007 N 187-ОЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства", постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.06.2007 N 167 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Кемеровской области" на 2008-2012 годы", распоряжение Губернатора Кемеровской области от 03.03.2009 N 40-рг "О поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства по системе "одного окна" в Кемеровской области".
Программа представляет собой комплексный план действий по совершенствованию внешней среды для развития малого и среднего предпринимательства, оказанию финансовой и иных видов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, совершенствованию финансово-кредитных механизмов в сфере малого и среднего предпринимательства с учетом имеющегося в Кемеровской области опыта.
Направления Программы сохраняют преемственность системы мер, предусмотренных предшествующей муниципальной целевой программой "Поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Ленинске-Кузнецком на 2009-2011 годы", и предусматривают дальнейшее развитие сферы малого и среднего бизнеса в городе.
III. Цели и задачи Программы
Ленинск-Кузнецкий является моногородом. Угольная промышленность доминирует в экономической структуре города и определяет общий характер складывающейся экономической ситуации. Необходимо устранить диспропорции в экономике города, что без развития предпринимательства не достижимо. Сложившаяся в городе традиционная структура экономики должна быть изменена в сторону увеличения доли малого и среднего бизнеса. Этот сектор экономики должен создавать новые рабочие места и обслуживать значительную долю потребителей, производя комплекс товаров и услуг в соответствии с существующими требованиями рынка. Малый и средний бизнес будет развиваться в сферах деятельности, не привлекательных для крупного бизнеса, способствовать стабилизации налоговых поступлений, динамично осваивать новые виды продукции и экономические ниши.
Основная цель Программы - обеспечение устойчивого развития предпринимательства как важнейшего компонента формирования оптимальной территориальной и отраслевой экономики, как способа создания новых рабочих мест, рационального использования природных, материальных и трудовых ресурсов, как одного из источников пополнения бюджета.
Общими целями Программы являются:
содействие развитию малого и среднего предпринимательства на территории города Ленинска-Кузнецкого;
оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг);
обеспечение занятости и развитие самозанятости населения;
увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме производимой продукции предприятиями города;
внедрение инноваций;
увеличение производительности труда и энергоэффективности производства.
Задачи Программы:
создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства;
развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Решение данной задачи позволит уравнять шансы малого бизнеса с другими группами хозяйствующих субъектов;
финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
информационная и консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (максимальное удовлетворение потребностей субъектов малого и среднего предпринимательства в информационных и консультационных услугах);
развитие системы подготовки кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства;
повышение роли предпринимательства в общественной жизни, вклада предпринимателей в решение социальных проблем территории (стимулирование создания объединений предпринимателей; привлечение предпринимателей и их объединений к разработке нормативных правовых актов в сфере экономики и финансов, планов развития города, различных целевых программ, имеющих социальное значение для города).
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется по приоритетным для города Ленинска-Кузнецкого видам деятельности:
инновационная и научно-техническая деятельность;
производство товаров народного потребления;
производство строительных материалов и комплектующих;
химическое производство;
производство машин и оборудования;
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования;
производство, ремонт транспортных средств и оборудования;
образование, здравоохранение, культура и спорт;
услуги общественного питания;
реализация на экспорт товаров кузбасского производства;
транспорт и связь;
строительство;
переработка сельскохозяйственной продукции;
жилищно-коммунальное хозяйство;
бытовое обслуживание населения;
ремесленная деятельность;
туристическая деятельность, направленная на развитие туризма в Кузбассе (деятельность по развитию внутреннего и въездного туризма).
К основополагающим принципам государственной и муниципальной поддержки относятся:
адресность и целевой характер мер поддержки;
эффективность использования средств поддержки;
предоставление государственной поддержки субъектам МСП на условиях конкурсного отбора и софинансирования проектов (с учетом значимости и/или необходимости проектов, продукции или услуг);
дифференцированный подход при проведении муниципальной политики поддержки в отношении субъектов МСП с учетом нормативно закрепленных приоритетов региональной политики (территориальных, отраслевых, социальных).
IV. Система программных направлений
В рамках настоящей Программы будут реализованы следующие основные направления:
изучение и формирование благоприятной среды для развития предпринимательства;
расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам;
имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
информационная и консультационная поддержка, выставочно-ярмарочная деятельность.
Программные направления определены исходя из основной цели Программы и задач, необходимых для решения поставленной цели. Программные мероприятия структурированы по следующим направлениям.
Изучение и формирование благоприятной среды для развития предпринимательства
Данное направление предполагает: создание портала "Малый и средний бизнес" (консолидация всей информации о субъектах МСП на одном портале), проведение маркетинговых исследований в сфере малого и среднего бизнеса и предпринимательства, а также мониторинг и анализ развития малого среднего бизнеса, в том числе:
анализ и прогнозирование социально-экономического развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
мониторинг развития предпринимательства;
ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства МО, в т.ч. получивших поддержку;
мониторинг нормативных правовых актов в части муниципальной поддержки малого предпринимательства;
мониторинг затруднений, возникающих у предпринимателей при осуществлении предпринимательской деятельности, административных барьеров;
создание информационной базы данных по выпускаемой предприятиями городского округа продукции и предоставляемым на территории услугам;
мониторинг информационной базы неиспользованных производственных площадей города;
проведение маркетинговых исследований в сфере среднего и малого предпринимательства;
анализ обеспеченности населения бытовыми услугами, организация работ по обеспеченности населения необходимыми бытовыми услугами.
В результате реализации мероприятий данного направления планируется достижение следующих основных результатов:
выявление проблем и препятствий, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства;
актуализация нормативных правовых актов;
ликвидация административных барьеров;
определение потребности населения в услугах.
Объем финансирования на 2010-2012 годы по данному направлению составит 5339 тыс. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 5019,7 тыс. руб., областного бюджета - 266,3 тыс. руб., бюджета города - 53 тыс. руб.
Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам
Одним из важнейших направлений развития малого и среднего предпринимательства, реализуемых в рамках Программы, является его финансовое обеспечение.
На расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам необходимо направить 336095,77 тыс. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 224532,4 тыс. руб., областного бюджета - 11861,6 тыс. руб., бюджета города - 1701,77 тыс. руб., других источников - 98000 тыс. руб.
В качестве поддержки начинающих субъектов МСП Программой предусмотрено предоставление на безвозмездной и безвозвратной основе субсидий (грантов) на создание собственного дела в том числе:
государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя;
приобретение основных средств и производственного оборудования;
аренду помещений;
погашение первого взноса по уплате лизинговых платежей.
Гранты будут направляться вновь зарегистрированным и действующим менее 1 года малым предприятиям, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и потребительские кооперативы. Выделена приоритетная целевая группа индивидуальных предпринимателей - получателей грантов - зарегистрированные безработные, уволенные работники градообразующих предприятий. Сумма гранта не превышает 0,3 млн. руб. на одного получателя поддержки.
Объем финансирования на 2010-2012 годы по данному направлению составит 96364,3 тыс. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 90638,5 тыс. руб., областного бюджета - 4787,5 тыс. руб., городского бюджета - 938,3 тыс. руб. В результате будет выдано не менее 150 грантов ежегодно.
В муниципальной целевой программе на 2010-2012 годы предусмотрены средства и виды экономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, получающих субсидирование в приоритетном порядке на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения затрат в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг в части расходов на: подключение к системе коммунальной инфраструктуры (тепловым сетям, инженерным сетям водоснабжения и водоотведения); проведение производственно-лабораторного контроля для получения заключения о соответствии производства санитарным нормам, патентование, стандартизацию, уплату лизинговых платежей по договорам лизинга; субсидирование первоначального взноса по лизинговым договорам; субсидирование части затрат, связанных с технологическим присоединением энергопринимающих устройств к электрическим сетям (до 100 кВт); субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с внедрением энергосберегающих технологий и устройств.
Предоставление субсидий на возмещение части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства по договору на присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям.
Предельный размер субсидии на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства по данному мероприятию не может превышать 30 % от суммы договора о присоединении энергопринимающих устройств. Максимальная величина присоединяемых мощностей не должна превышать 100 кВт.
Критерии отбора субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих право на получение субсидий, а также цели, условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении по соответствующему мероприятию, определяются муниципальными правовыми актами.
Компенсация предоставляется субъектам малого и среднего предпринимательства, принявшим на себя обязательства по сохранению общего количества рабочих мест.
Объем финансирования на 2010-2012 годы по данному мероприятию составит 40525,32 тыс. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 38255,4 тыс. руб., областного бюджета - 1914,6 тыс. руб., бюджета города - 355,32 тыс. руб. Ожидаемые результаты - не менее 28 компенсаций на снижение затрат малого и среднего предпринимательства при оплате лизинговых платежей, подключении объектов к электрическим сетям.
Программой предполагается дальнейшее развитие и обеспечение деятельности микрофинансовой организации - капитализация Муниципального фонда поддержки малого предпринимательства города Ленинска-Кузнецкого.
Микрофинансовая деятельность - деятельность некоммерческих организаций (фондов, потребительских кооперативов и т.п.), созданных для целей обеспечения доступа малых и средних предприятий и организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам посредством предоставления займов (далее - микрофинансовые организации) субъектам МСП.
Финансовая поддержка микрофинансовых организаций осуществляется в виде предоставления на безвозмездной и безвозвратной основе субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), являющимся микрофинансовыми организациями, в целях возмещения затрат микрофинансовых организаций на проведение внешней аудиторской и (или) ревизионной проверки деятельности микрофинансовых организаций, на обучение и повышение квалификации специалистов микрофинансовых организаций, на приобретение и (или) разработку специализированного лицензионного программного обеспечения для деятельности микрофинансовых организаций.
Объем финансирования на 2010-2012 годы по данному мероприятию составит - 101117,15 тыс. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 95638,5 тыс. руб., областного бюджета - 5159,5 тыс. руб., бюджета города - 319,15 тыс. руб.
Для предприятий малого и среднего бизнеса Муниципальным фондом поддержки малого предпринимательства города Ленинска-Кузнецкого предоставляются займы (не менее 20 займов ежегодно).
Объем финансирования на 2010-2012 годы по данному мероприятию 98000 тыс. руб., в том числе средства МФПМП - 49000 тыс. руб., собственные средства предпринимателей - 49000 тыс. руб.
В целях расширения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам будет осуществляться предоставление поручительства по кредитам, предоставленным банками субъектам малого и среднего предпринимательства за счет средств областного гарантийного фонда (лимит в Государственном фонде поддержки предпринимательства Кемеровской области в объеме не менее 25 поручительств).
Имущественная поддержка малого и среднего предпринимательства
Серьезной проблемой, сдерживающей развитие малого и среднего предпринимательства в городе на протяжении длительного времени, остается дефицит нежилых помещений и земельных участков. С целью смягчения ситуации, сложившейся на городском рынке движимого и недвижимого имущества, Программой предусмотрена реализация комплекса мер, включающих дальнейшее совершенствование системы предоставления льгот субъектам малого и среднего предпринимательства по аренде муниципального имущества города. Финансирование по данному направлению предусмотрено в размере 32906 тыс. руб. в том числе за счет средств федерального бюджета - 30319,25 тыс. руб., областного бюджета - 1595,75 тыс. руб., бюджета города - 991 тыс. руб.
Решением комитета по управлению муниципальным имуществом от 01.10.2008 N 941 утвержден перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с постановлением администрации города от 14.07.2009 N 1093 "О порядке оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства" формирование и ведение Перечня муниципального имущества, обеспечение открытого доступа к информации об имуществе, предназначенном для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется комитетом по управлению муниципальным имуществом.
Решением Ленинск-Кузнецкого городского Совета народных депутатов от 30.04.2009 N 27 утвержден генеральный план города Ленинска-Кузнецкого.
Постановлением администрации города от 14.07.2008 N 1093 "О порядке оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства" утверждено положение о порядке оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
Оказание имущественной поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" осуществляется в виде передачи во владение и (или) пользование на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства. При этом указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.
Программными мероприятиями предусмотрено:
предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства в аренду на льготных условиях нежилых помещений;
содействие в реализации субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение ими имущества в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
В городе созданы отдельные элементы системы поддержки малого и среднего предпринимательства, на базе которых будет продолжено развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства и повышение качества инфраструктурного обеспечения.
Создание новых объектов инфраструктуры и развитие действующих призвано решить проблемы доступа предпринимателей к необходимой информации по ведению бизнеса, обучающим системам и создать условия для оперативного получения предпринимателями консультационной, методической и финансовой помощи на всей территории городского округа.
Необходимо продолжить работу по координации деятельности объектов инфраструктуры предпринимательства в целях исключения дублирования функций и повышения эффективности их работы.
Бизнес-инкубатор - объект инфраструктуры, созданный для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду на льготных условиях нежилых помещений и оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг. Приоритет будет отдаваться субъектам малого и среднего бизнеса, ведущим инновационную деятельность, занимающимся разработками и производством инновационных продуктов или технологий, для размещения в бизнес-инкубаторе.
Сроки начала и окончания реализации проекта - 2011-2012 гг.
В муниципальной целевой программе "Поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Ленинске-Кузнецком на 2010-2012 годы" предусмотрены средства на организацию бизнес-инкубатора. Всего на создание бизнес-инкубатора планируется израсходовать 32906 тыс. руб.
Максимальный срок предоставления аренды для субъектов малого предпринимательства в бизнес-инкубаторе - 3 года. Общий объем дополнительных поступлений в бюджет города от проекта за три года составит 5,3 млн. руб. Льготные ставки арендной платы для субъектов малого предпринимательства в бизнес-инкубаторе по договорам аренды нежилых помещений будут предусмотрены в следующих размерах: в первый год аренды - не более 40 % от базовой арендной ставки, во второй год аренды - не более 60 %, в третий год аренды - не более 100 %.
В рассматриваемый период 2011-2012 гг. предполагается создать 40 временных рабочих мест в период реализации проекта и не менее 100 рабочих мест в период эксплуатации проекта.
Выполнение строительных работ и поставка оборудования (сырья) материалов будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
Задачи бизнес-инкубатора:
создание дополнительных рабочих мест, в том числе для научных сотрудников и инженерно-технических специалистов высокой квалификации;
обеспечение лучших организационно-финансовых условий для реализации проектов, направленных на коммерциализацию научно-исследовательских разработок и реализацию научно-технических проектов;
формирование инфраструктуры, ориентированной на развитие малого и среднего наукоемкого и инновационного промышленного предпринимательства;
развитие правовых и нормативных регуляторов деятельности малых и средних предприятий;
увеличение поступлений в бюджет за счет создания новых компаний-налогоплательщиков.
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров
Необходимость значительного увеличения количества малых предприятий, работающих в реальном секторе экономики, с одновременным повышением качества и ростом объемов производимой ими продукции и оказываемых услуг, делает еще более актуальной проблему подготовки и переподготовки кадров для малого и среднего предпринимательства. Появляется дополнительная необходимость переквалификации жителей города, потерявших работу.
Основной целью Программы в этой сфере является предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства образовательных услуг, связанных с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации, а также развитие предпринимательской грамотности и предпринимательских компетенций целевых групп граждан, в том числе молодых людей в возрасте до 30 лет, включая активное участие в реализации Президентской программы подготовки управленческих кадров для рыночной экономики. Для достижения этой цели Программой предусмотрено привлечение к этой работе учреждений высшего и среднего профессионального образования и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Финансирование по данному направлению составит - 37740 тыс. руб. (федеральный бюджет - 35298,6 тыс. руб., областной бюджет - 1861,4 тыс. руб., бюджет города - 80 тыс. руб., прочие источники - 500 тыс. руб.).
Подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров субъектов малого предпринимательства и инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства планируется осуществлять через реализацию следующих мероприятий:
проведение образовательных программ для субъектов МСП, в том числе молодых людей (организация и проведение курсов подготовки, переподготовки и повышения квалификации для малого и среднего предпринимательства, краткосрочного обучения претендентов на получение грантов на создание собственного дела);
разработка системы обучения субъектов малого и среднего предпринимательства и их сотрудников. Данное мероприятие реализуется в целях обобщения опыта образовательной отрасли, а также опыта других регионов Российской Федерации и разработки для города наиболее оптимальной системы обучения субъектов малого и среднего предпринимательства и их сотрудников (результат: проект нормативного правового акта о порядке возмещения части затрат на обучение субъектов малого и среднего предпринимательства и их сотрудников);
предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат по обучению субъектов малого и среднего предпринимательства и их сотрудников. Данное мероприятие реализуется в целях обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к образовательному ресурсу, необходимому для становления либо дальнейшего развития.
В результате реализации данного направления пройдут обучение 2200 субъектов малого и среднего предпринимательства и их сотрудников (2010 г. - 700 чел., 2011 г. - 750 чел., 2012 г.- 750 чел.).
Информационная и консультационная поддержка, выставочно-ярмарочная деятельность
Существенной проблемой для всех предприятий, а для малых в особенности, является получение достоверной и оперативной информации, необходимой для рациональной организации бизнеса. При этом характер востребованной информации самый разнообразный: от правовой до маркетинговой.
Информационная поддержка. В связи с глобальным развитием современных информационных и коммуникационных технологий, без использования которых сегодня невозможно эффективное ведение бизнеса, стратегическим направлением поддержки деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства является дальнейшее совершенствование Системы информационного обеспечения малого и среднего предпринимательства города. Программа предусматривает расширение сферы применения современных информационных технологий в практике ведения бизнеса за счет ввода в эксплуатацию современного компьютерного и телекоммуникационного оборудования, обеспечивающего распространение информационных ресурсов, включая базы данных, электронные издания, интерактивные системы информационной поддержки предпринимателей, действующие в сети Интернет.
В Программе также определены меры по развитию информационной поддержки малого и среднего предпринимательства с использованием возможностей специализированных печатных изданий и телевидения.
В рамках данного направления планируется разработка и изготовление информационных и методических материалов для субъектов малого и среднего предпринимательства по организации бизнеса:
информирование о региональных и муниципальных формах поддержки малого и среднего предпринимательства, создание "горячих линий" в городе;
организация и проведение семинаров, конференций с участием субъектов малого и среднего предпринимательства;
организация и проведение конкурсов, праздников "Молодой предприниматель -2010", "Лучший предприниматель Кемеровской области (I этап)", конкурсов профессионального мастерства в сфере торговли и услуг; Дня российского предпринимательства.
Развитие предпринимательской инициативы, пропаганда предпринимательства, являясь одной из составляющих создания положительного имиджа предпринимательства, в рамках реализации Программы осуществляются путем проведения следующих мероприятий:
выпуск тематических программ и статей о предпринимательстве в СМИ города Ленинска-Кузнецкого, размещение наружной рекламы о формах и инструментах поддержки развития малого и среднего бизнеса.
Также из бюджета города планируется выделить 450 тыс. руб. на создание необходимых условий для полного охвата в режиме "одного окна" всех направлений комплексной поддержки малого и среднего предпринимательства (организационно-техническое обеспечение деятельности отдела содействия малому и среднему предпринимательству (центра): приобретение программного обеспечения с автоматизированной информационной системой (АИС) для информационного терминала, создание электронной системы документооборота "одно окно").
Для обеспечения эффективного взаимодействия предприятий и организаций, осуществляющих поддержку малого и среднего предпринимательства, на приобретение оборудования для видеоконференцсвязи из бюджета города планируется выделить 200 тыс. руб.
Консультационная поддержка субъектов МСП осуществляется через оказание скорой правовой и консультационной помощи предпринимателям, а также прием жалоб, связанных с несанкционированными проверками правоохранительных и контролирующих органов.
Консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, путем предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства и их представителям адресных очных и заочных консультаций, организации и проведения семинаров, тренингов, "круглых столов", иных мероприятий.
Выставочно-ярмарочная деятельность. Данный блок мероприятий, направленный на повышение конкурентоспособности субъектов МСП, продвижение продукции субъектов МСП, предусматривает деловые миссии в другие регионы, в т.ч.:
организацию и проведение презентационных встреч и иных мероприятий с потенциальными инвесторами, способствующих развитию и привлечению инвестиций в предпринимательство;
подготовку выставочной экспозиции потенциала города Ленинска-Кузнецкого;
содействие участию субъектов малого и среднего предпринимательства в выставках, ярмарках;
субсидирование расходов на участие в зарубежных и российских выставках, форумах;
субсидирование расходов на изготовление выставочной экспозиции.
В результате будут:
подготовлены выставочные стенды субъектов малого и среднего предпринимательства для участия в ярмарках, выставках в других регионах Российской Федерации;
организовано участие субъектов малого и среднего предпринимательства в выставочно-ярмарочной деятельности с целью развития межрегиональных и международных контактов;
организованы и проведены презентационные встречи и иные мероприятия с потенциальными инвесторами, способствующие развитию и привлечению инвестиций в предпринимательство.
Объем финансирования по данному направлению составит 17673 тыс. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 15106,1 тыс. руб., областного бюджета - 797,9 тыс. руб., бюджета города - 1154 тыс. руб., прочих источников - 615 тыс. руб.
Перечень программных мероприятий приведен в разделе XI Программы.
V. Инвестиционный климат города Ленинска-Кузнецкого
Инвестиционная политика города Ленинска-Кузнецкого в целом направлена на формирование условий по улучшению инвестиционного климата, создание привлекательного имиджа территории как объекта инвестиций, повышение инвестиционных возможностей за счет привлечения бизнеса, в том числе из регионов.
Основные показатели инвестиционной деятельности в городе Ленинске-Кузнецком
В связи с кризисными явлениями в 2009 году наблюдается снижение уровня инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах к 2008 году на 14 %. По итогам 2009 года город Ленинск-Кузнецкий вошел в пятерку муниципальных образований Кемеровской области с высоким уровнем инвестиций в основной капитал (удельный вес - 4,9 % в общем объеме по области).
Основные показатели и положение города Ленинска-Кузнецкого за 2009 год
Показатели |
Ед. изм. |
г. Ленинск-Кузнецкий |
Кемеровская область |
||
объем |
темп роста, % |
объем |
темп роста, % |
||
Объем инвестиций в основной капитал |
млрд. руб. |
5,4 |
86 |
109,4 |
71 |
Структура инвестиций по видам экономической деятельности
Источники финансирования инвестиций
Структура инвестиций в основной капитал малых предприятий по видам экономической деятельности за 2009 г.
Факторы, снижающие инвестиционную привлекательность города
На современном этапе развития города Ленинска-Кузнецкого весьма актуальной и приоритетной является проблема снижения зависимости социально-экономического развития города от градообразующей отрасли экономики - угольной. В долгосрочном периоде решение проблемы должно привести к формированию многоотраслевой диверсифицированной структуры экономики города с существенной долей предприятий малого и среднего предпринимательства. В краткосрочном периоде необходимо обеспечить основу устойчивого инновационного развития города Ленинска-Кузнецкого на основе максимально эффективного использования имеющегося внутреннего и внешнего потенциала города и хозяйствующих субъектов.
Таким образом, инвестиционный климат, формирующийся в городе, характеризуется как достаточно благоприятный. Учитывая сформированную систему поддержки СМПС и проводимую органами государственной власти и местного самоуправления политику по вопросам социально-экономического развития муниципального образования, территория может эффективно и успешно развиваться.
VI. Ресурсное обеспечение Программы
Общая потребность в финансовых ресурсах на реализацию мероприятий Программы составляет 429753,77 тыс. руб., в том числе по годам (в тыс. руб.) и источникам финансирования:
Источники финансирования |
Объем финансирования (тыс. руб.) |
В том числе по годам (тыс. руб.): |
||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
||
Средства МФ ПМП |
50115 |
15850 |
16875 |
17390 |
Собственные средства предпринимателей |
49000 |
15500 |
16500 |
17000 |
Средства бюджета города |
3979,77 |
1350 |
999,81 |
1629,96 |
Средства бюджета области |
16382,95 |
5000 |
6063,80 |
5319,15 |
Средства федерального бюджета |
310276,05 |
94000 |
115212,20 |
101063,85 |
Всего |
429753,77 |
131700 |
155650,81 |
142402,96 |
Указанные средства носят расчетный характер и будут уточнены при принятии бюджета на соответствующий финансовый год.
VII. Оценка эффективности реализации Программы
В рамках выполнения мероприятий Программы предполагается:
увеличение роста объема производимой малыми и средними предприятиями продукции к 2012 году на 14 % к уровню 2009 года;
увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства не менее чем на 5 % ежегодно;
обеспечение занятости населения - увеличение численности работников, занятых в малом и среднем бизнесе, не менее чем на 5 % ежегодно;
увеличение доли налоговых поступлений в бюджет города от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
обеспечение потребностей населения города в производстве продукции и услуг высокого качества, предоставляемых субъектами малого и среднего предпринимательства;
сокращение сроков рассмотрения заявлений и оформления разрешительной документации для субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках системы "одного окна".
Необходимо отметить, что по мере перехода на новый порядок статистических наблюдений за малыми предприятиями, включая микропредприятия, а также создания и ведения базы данных по средним предприятиям (в настоящий момент отсутствует), ожидаемые результаты от реализации Программы подлежат корректировке.
VIII. Целевые индикаторы и показатели
N |
Наименование индикаторов и показателей |
Годы |
||||
|
|
2009 факт |
2010 план |
2011 план |
2012 план |
2012 г. к уровню 2010 г., % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Количество субъектов МСП, ед./количество малых и средних предприятий |
3358/ 729 |
3477/ 1199 |
3735/ 1495 |
5201/ 1798 |
150 |
|
Количество малых и средних предприятий в расчете на 1 тысячу человек населения города, ед. |
6,8 |
11,2 |
14,1 |
17,00 |
152 |
|
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий от совокупного количества экономически активного населения, % |
14,6 |
14,9 |
20 |
23,00 |
154 |
|
Среднесписочная численность работников, занятых в сфере МСП, чел. |
9700 |
9890 |
13040 |
14835 |
150 |
|
Доля оборота субъектов МСП, занятых в неторговой сфере (в том числе ЖКХ, промышленность и строительство), % от общего оборота в городе |
23,3 |
29 |
36 |
40,00 |
138 |
|
Доля субъектов малого и среднего предпринимательства, считающих недвижимость доступной (опросный показатель), % |
31 |
53 |
68 |
77,00 |
145 |
|
Количество субъектов МСП, получивших господдержку, ед./% от общего количества субъектов МСП |
98/ 0,03 |
114/ 0,03 |
140/ 0,04 |
161/ 0,03 |
141 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Привлекательность ведения бизнеса в городе (опросный показатель), % |
20,7 |
23 |
25 |
29 |
126 |
|
Количество, ед.: |
|
|
|
|
|
|
грантов |
8 |
150 |
150 |
150 |
100 |
|
обученных |
200 |
700 |
750 |
750 |
143 |
|
поручительств |
0 |
25 |
25 |
25 |
100 |
|
компенсаций |
0 |
28 |
28 |
28 |
100 |
* По мере предоставления статистических данных о деятельности средних и микропредприятий на территории города оценочные показатели социально-экономической эффективности реализации Программы могут корректироваться и дополняться.
IX. Возможные риски не достижения представленных целевых
показателей и способы их минимизации
Финансирование Программы осуществляется за счет средств Муниципального фонда поддержки малого предпринимательства и бюджета города. Кроме того, предполагается привлечь собственные средства предпринимателей. Часть мероприятий будет реализована за счет привлеченных средств, в т.ч. средств федерального бюджета и областного бюджета на условиях софинансирования. Участники Программы должны проявлять максимум гибкости в решении вопроса о доли риска, который они согласны принять на себя.
Потери от рисков в Программе подразделяются на материальные, трудовые, финансовые, потери времени, специальные виды потерь. Особая группа специальных видов потерь - потери от воздействия непредвиденных факторов политического характера.
Финансовые потери возникают в результате прямого денежного ущерба (высокие темпы инфляции).
Риск несоблюдения графика - это неполучение или недополучение денег из предусмотренных Программой источников (отсутствие денежных средств в бюджете города на подготовку проектно-сметной документации на организацию бизнес-инкубатора, не согласованность между субъектом и центром).
Потери времени могут возникнуть в том случае, если процесс освоения денежных средств идет медленнее предусмотренного (не осваиваются средства на программные мероприятия).
Высокая степень риска Программы заставляет искать способы его снижения, а именно администрации города Ленинска-Кузнецкого необходимо:
выработать и утвердить сетевой график освоения денежных средств;
принять нормативно-правовой акт (порядок выполнения запланированных программных мероприятий);
широко освещать результаты мероприятий в СМИ;
в случае неполного освоения денежных средств в текущем финансовом году перенести выполнение программных мероприятий на I квартал следующего года.
X. Организация управления Программой и контроль
за ходом ее реализации
Контроль за реализацией Программы осуществляет заказчик Программы, Ленинск-Кузнецкий городской Совет народных депутатов.
Директор Программы организует управление реализацией Программы.
Исполнитель Программы один раз в полугодие, но не позднее даты утверждения исполнения бюджета города за отчетный период, предоставляет отчет об исполнении мероприятий Программы в отдел экономического анализа и прогнозирования, финансовое управление города и Ленинск-Кузнецкий городской Совет народных депутатов.
XI. Программные направления и мероприятия города
Ленинска-Кузнецкого
Наименование направлений и мероприятий |
Ожидаемые результаты и целевые показатели |
Финансовые затраты, тыс.руб. |
Финансовые затраты, тыс.руб. |
Финансовые затраты, тыс.руб. |
Итого, тыс. руб. |
|||||||||||||||||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
||||||||||||||||||||
Всего (федеральный, областной бюджеты) |
бюджет |
другие источники |
Всего (федеральный, областной бюджеты) |
бюджет |
другие источники |
Всего (федеральный, областной бюджеты) |
бюджет |
другие источники |
Всего (федеральный, областной бюджеты) |
бюджет |
другие источники |
|||||||||||
городской |
областной |
федеральный |
городской |
областной |
федеральный |
городской |
областной |
федеральный |
городской |
областной |
федеральный |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
Направление 1: Изучение и формирование благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства |
|
|||||||||||||||||||||
1.1 |
Внедрение и продвижение портала "Малый и средний бизнес"; |
Консолидация всей информации о СМиСП на одном портале; |
3160,00 |
32,00 |
160,00 |
3000,00 |
0,00 |
1063,00 |
10,00 |
53,15 |
1009,85 |
0,00 |
1063,00 |
11,00 |
53,15 |
1009,85 |
0,00 |
5286,00 |
53,00 |
266,30 |
5019,70 |
0,00 |
Итого по разделу: |
|
3160,00 |
32,00 |
160,00 |
3000,00 |
0,00 |
1063,00 |
10,00 |
53,15 |
1009,85 |
0,00 |
1063,00 |
11,00 |
53,15 |
1009,85 |
0,00 |
5286,00 |
53,00 |
266,30 |
5019,70 |
0,00 |
|
Направление 2: Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам |
|
|||||||||||||||||||||
2.1 |
Предоставление грантов начинающим предпринимателям на создание собственного дела, в т.ч. на погашение первого взноса по уплате лизинговых платежей |
Стимулирование развития бизнеса начинающих субъектов малого предпринимательства (предоставление грантов не менее 150 ежегодно) |
31596,00 |
300,00 |
1596,00 |
30000,00 |
0,00 |
31915,00 |
319,15 |
1595,75 |
30319,25 |
0,00 |
31915,00 |
319,15 |
1595,75 |
30319,25 |
0,00 |
95426,00 |
938,30 |
4787,50 |
90638,50 |
0,00 |
2.2 |
Компенсация части затрат СМиСП по уплате процентов по лизинговым договорам, подключение к объектам электросетевого хозяйства, подключение к системе коммунальной инфраструктуры, патентование, стандартизация, субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с внедрением энергосберегающих технологий и устройств |
Снижение затрат малого и среднего предпринимательства при оплате лизинговых платежей, при подключении объектов к электрическим сетям (не менее 28 компенсаций ежегодно) |
14638,00 |
100,00 |
638,00 |
14000,00 |
0,00 |
12766,00 |
127,66 |
638,30 |
12127,70 |
0,00 |
12766,00 |
127,66 |
638,30 |
12127,70 |
0,00 |
40170,00 |
355,32 |
1914,60 |
38255,40 |
0,00 |
2.3 |
Капитализация микрофинансовой организации - Муниципального фонда поддержки малого предпринимательства г.Ленинска-Кузнецкого |
Обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам (выдача не менее 70 микрозаймов ежегодно) |
36968,00 |
0,00 |
1968,00 |
35000,00 |
0,00 |
31915,00 |
0,00 |
1595,75 |
30319,25 |
0,00 |
31915,00 |
319,15 |
1595,75 |
30319,25 |
0,00 |
100798,00 |
319,15 |
5159,50 |
95638,50 |
0,00 |
2.4 |
Предоставление поручительства по кредитам, предоставленным банками субъектам малого и среднего предпринимательства за счет средств областного гарантийного фонда |
Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам (выдача не менее 25 поручительств ежегодно) |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
500,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
500,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1500,00 |
2.5 |
Предоставление займов субъектам малого и среднего предпринимательства на реализацию бизнес-планов за счет целевых средств Муниципального фонда поддержки малого предпринимательства г.Ленинска-Кузнецкого |
Обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам (предоставление не менее 20 займов ежегодно) |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
15500 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
16500 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
17000 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
49000 |
2.6 |
Расширение уровня информированности субъектов малого и среднего предпринимательства об участии в системе муниципальных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг |
Привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в системе муниципальных заказов (консультирование не менее 50 СМиСП) |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
2.7 |
Предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на развитие производственных и инновационных малых и средних предприятий |
Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам |
0,00 |
80,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
80,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
2.8 |
Развитие молодежного предпринимательства (организация работы "Школы молодого предпринимателя") |
Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность, создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодых граждан |
0,00 |
9,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
9,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Итого по разделу: |
|
83202,00 |
489,00 |
4202,00 |
79000,00 |
31000,00 |
76596,00 |
446,81 |
3829,80 |
72766,20 |
33000,00 |
76596,00 |
765,96 |
3829,80 |
72766,20 |
34000,00 |
236394,00 |
1701,77 |
11861,60 |
224532,40 |
98000,00 |
|
Направление 3: Имущественная поддержка малого и среднего предпринимательства |
|
|||||||||||||||||||||
3.1 |
Создание бизнес-инкубатора в г.Ленинске-Кузнецком |
Формирование условий для создания новых малых предприятий и создание не менее 40 временных рабочих мест в период реализации проекта и не менее 100 созданных рабочих мест в период эксплуатации проекта |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
23404,00 |
340,00 |
1170,20 |
22233,80 |
0,00 |
8511,00 |
651,00 |
425,55 |
8085,45 |
0,00 |
31915,00 |
991,00 |
1595,75 |
30319,25 |
0,00 |
3.2. |
Взаимодействие с комитетом по управлению муниципальным имуществом г.Ленинска-Кузнецкого по установлению льгот по арендной плате для субъектов малого и среднего предпринимательства |
Снижение затрат субъектов малого и среднего предпринимательства по оплате аренды, обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства нежилыми помещениями |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
3.3. |
Содействие в реализации субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение ими имущества в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ |
Обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства имуществом |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Итого по разделу: |
|
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
23404,00 |
340,00 |
1170,20 |
22233,80 |
0,00 |
8511,00 |
651,00 |
425,55 |
8085,45 |
0,00 |
31915,00 |
991,00 |
1595,75 |
30319,25 |
0,00 |
|
Направление 4: Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров |
|
|||||||||||||||||||||
4.1 |
Проведение образовательных программ для СМиСП, в т.ч. для молодежи (организация и проведение курсов подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого и среднего предпринимательства, в том числе по темам: охрана труда, энергоэффективность и энергоаудит, бизнес-планирование и т.д.) |
Повышение образовательного уровня субъектов малого и среднего предпринимательства обучение |
7372,00 |
0,00 |
372,00 |
7000,00 |
160,00 |
14894,00 |
40,00 |
744,70 |
14149,30 |
170,00 |
14894,00 |
40,00 |
744,70 |
14149,30 |
170,00 |
37160,00 |
80,00 |
1861,40 |
35298,60 |
500,00 |
Итого по разделу: |
|
7372,00 |
0,00 |
372,00 |
7000,00 |
160,00 |
14894,00 |
40,00 |
744,70 |
14149,30 |
170,00 |
14894,00 |
40,00 |
744,70 |
14149,30 |
170,00 |
37160,00 |
80,00 |
1861,40 |
35298,60 |
500,00 |
|
Направление 5: Информационная и консультационная поддержка, выставочно-ярмарочная деятельность |
|
|||||||||||||||||||||
5.1 |
Разработка и изготовление информационных и методических материалов для субъектов малого и среднего предпринимательства по организации бизнеса. |
Повышение уровня информационного обеспечения по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства (подготовка не менее 5 тыс. экз. методической литературы, |
4216,00 |
53,00 |
216,00 |
4000,00 |
70,00 |
4319,00 |
50,00 |
215,95 |
4103,05 |
80,00 |
4319,00 |
50,00 |
215,95 |
4103,05 |
90,00 |
12854,00 |
153,00 |
647,90 |
12206,10 |
240,00 |
5.2 |
Организация и проведение семинаров, конференций с участием субъектов малого и среднего предпринимательства |
Создание устойчивых позитивных предпринимательских моделей поведения (проведение не менее 5 мероприятий - ежегодно) |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
40,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
40,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
40,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
120,00 |
5.3 |
Организация и проведение конкурсов, праздников "Молодой предприниматель -2010", "Лучший предприниматель Кемеровской области (I этап)", конкурсов профессионального мастерства в сфере торговли и услуг; Дня российского предпринимательства |
Пропаганда предпринимательской деятельности (проведение не менее 5 мероприятий - ежегодно) |
0,00 |
60,00 |
70,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
64,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
63,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
187,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
5.4 |
Приобретение оборудования для видеоконференцсвязи в целях взаимодействия с органами государственной власти и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти |
Реализация концепции системы устойчивого развития малого и среднего предпринимательства |
0,00 |
200,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
200,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
5.5 |
Приобретение программного обеспечения с автоматизированной информационной системой (АИС) для информационного терминала, создание электронной системы документооборота "одно окно" для обеспечения деятельности центра содействия малому и среднему предпринимательству |
Расширение доступности получения субъектами малого и среднего предпринимательства государственных и муниципальных услуг |
0,00 |
450,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
450,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
5.6 |
Выпуск тематических программ и статей о предпринимательстве в СМИ города Ленинска-Кузнецкого, размещение наружной рекламы о формах и инструментах поддержки развития малого и среднего бизнеса |
Пропаганда идей малого предпринимательства, формирование среди населения положительного имиджа предпринимательства (выпуск не менее одной передачи в месяц, не менее 5 статей в месяц, не менее 2 рекламных щитов) |
0,00 |
11,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
11,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
5.7 |
Оказание правовой и консультационной помощи и неотложной правовой помощи предпринимателям, оказание методических и консультационных услуг в сфере охраны труда. а также прием жалоб, связанных с несанкционированными проверками правоохранительных и контролирующих органов |
Удовлетворение потребностей бизнеса в правовых консультационных услугах не менее 50 СМиСП ежегодно |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
35,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
40,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
45,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
120,00 |
5.8 |
Содействие участию субъектов малого и среднего предпринимательства в выставках, ярмарках: |
Информирование субъектов малого и среднего предпринимательства, обмен положительным опытом (проведение не менее 5 мероприятий в месяц, выпуск не менее одной передачи в месяц, не менее 5 статей в месяц; |
1050,00 |
55,00 |
50,00 |
1000,00 |
45,00 |
1000,00 |
49,00 |
50,00 |
950,00 |
45,00 |
1000,00 |
49,00 |
50,00 |
950,00 |
45,00 |
3050,00 |
153,00 |
150,00 |
2900,00 |
135,00 |
Итого по разделу: |
|
5266,00 |
829,00 |
266,00 |
5000,00 |
190,00 |
5319,00 |
163,00 |
265,95 |
5053,05 |
205,00 |
5319,00 |
162,00 |
265,95 |
5053,05 |
220,00 |
15904,00 |
1154,00 |
797,90 |
15106,10 |
615,00 |
|
Софинансирование (областной и федеральный бюджеты): |
|
99000,00 |
|
5000,00 |
94000,00 |
|
121276,00 |
|
6063,80 |
115212,20 |
|
106383,00 |
|
5319,15 |
101063,85 |
|
326659,00 |
|
16382,95 |
310276,05 |
|
|
Бюджет города: |
|
|
1350,00 |
|
|
|
|
999,81 |
|
|
|
|
1629,96 |
|
|
|
|
3979,77 |
|
|
|
|
Другие источники (средства МФ ПМП, собственные средства предпринимателей): |
|
|
|
|
|
31350,00 |
|
|
|
|
33375,00 |
|
|
|
|
34390,00 |
|
|
|
|
99115,00 |
|
Всего: |
|
131700,00 |
155650,81 |
142402,96 |
429753,77 |
Первый заместитель главы города |
И.Н. Ковалев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинск-Кузнецкого городского Совета народных депутатов от 18 мая 2010 г. N 29 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Ленинске-Кузнецком на 2010-2012 годы"
Текст решения официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Совета народных депутатов Ленинск-Кузнецкого городского округа от 27 декабря 2012 г. N 188
Решение Совета народных депутатов Ленинск-Кузнецкого городского округа от 20 декабря 2012 г. N 177
Решение Ленинск-Кузнецкого городского Совета народных депутатов от 24 ноября 2011 г. N 97
Решение Ленинск-Кузнецкого городского Совета народных депутатов от 29 сентября 2011 г. N 74
Решение Ленинск-Кузнецкого городского Совета народных депутатов от 30 декабря 2010 г. N 141