Резолютивная часть решения оглашена 05 декабря 2022 года
Решение изготовлено в полном объеме 07 декабря 2022 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 28.01.2021 N 3 в составе:
<_>
в присутствии представителей от:
заказчика - Бюджетного учреждения Чувашской Республики "Новочебоксарский медицинский центр" Министерства здравоохранения Чувашской Республики - <_>, представителя по доверенности,
исполнителя - Индивидуального предпринимателя <_>,
рассмотрев обращение, представленное Бюджетным учреждением Чувашской Республики "Новочебоксарский медицинский центр" Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее - Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) сведений об индивидуальном предпринимателе <_> (далее - ИП <_>), находящемся по адресу: <_>
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии 28.11.2022 поступило обращение Бюджетного учреждения Чувашской Республики "Новочебоксарский медицинский центр" Министерства здравоохранения Чувашской Республики о включении в Реестр сведений об ИП <_>, в связи с односторонним отказом от исполнения контракта.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры исполнения обязательств по государственным или муниципальным контрактам, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере закупок со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о контрактной системе предусмотрено создание реестра недобросовестных поставщиков. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 1 статьи 104 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации факта ненадлежащего исполнения контракта и соблюдения, предусмотренных Законом о контрактной системе, процедуры и сроков для одностороннего отказа от исполнения контракта.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП N 1078) утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 части II Правил ведение реестра, в том числе включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), осуществляется Федеральной антимонопольной службой.
В силу пункта 13 Правил уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления. Рассмотрение обращения и проведение таких проверок осуществляются органом контроля на коллегиальной основе на заседании комиссии (инспекции) по проведению плановой (внеплановой) проверки. Заказчик, участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе участвовать в заседании комиссии (инспекции) органа контроля.
Заказчик вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта). Участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта.
Изучив представленные документы и осуществив на основании пункта 5 части 5 статьи 99 Закона о контактной системе внеплановую проверку, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
18.08.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 08155000000522007695 о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по очистке и санитарной обработке систем вентиляции с начальной (максимальной) ценой контракта в размере 372 500,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.08.2020 NИЗК1 победителем признан участник с идентификационным номером заявки N 4 (ИП <_>) с минимальным ценовым предложением 135 000,00 рублей.
30.08.2022 между Заказчиком и ИП <_> заключен контракт N 75 ЗК-22 на оказание услуг по очистке и санитарной обработке систем вентиляции (далее - Контракт).
По условиям Контракта Исполнитель обязался в течение 5 календарных дней с момента заключения контракта своими силами оказать услуги по проведению очистки и санитарной обработке систем вентиляции, в соответствии со Спецификацией (приложение N1 к Контракту) и описание объекта закупки (приложение N2 к Контракту).
Согласно условиям Контракта (п.п. 3.1.1., 3.1.2., 3.1.5., 3.1.6.), Приложения N2 (п.п. 5.2.) Исполнитель гарантировал качественное оказание услуг в полном соответствии с действующими нормативно-правовыми актами (СНиП; ГОСТ) с поставкой на объект Заказчика необходимых материалов, конструкций, комплектующих изделий, которые имеют санитарно-эпидемиологические заключения, сертификаты соответствия и/или сертификаты качества, в соответствии с требованиями СНиПа, ГОСТа, ТУ и другим нормативным правовым документам (актам), действующим на территории РФ, а также должны быть разрешены к применению в лечебно-профилактический учреждениях для дезинфекции систем вентиляции и кондиционирования воздуха.
В соответствии с п.6. Приложения N2, Исполнитель для оказания услуг должен иметь в соответствии с законодательством Российской Федерации действующие документы, позволяющие выполнить весь объем услуг, указанный в описании объекта закупки. Услуги оказываются специализированными организациями, располагающими техническими средствами и квалифицированными специалистами.
Исполнителем, с учетом привлеченного им соисполнителя - <_>, согласно заявки от 31.08.2022, представлено:
Удостоверение N УС-05144 на имя <_> о прохождении обучения и аттестации по программе "Дезинфектор 3 разряда" (протокол от 02.09.22г.)
Удостоверение о повышении квалификации N 340-1/ПВ от 30.08.22 о прохождении повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе "подготовка работников организаций - потребителей электрической энергии" (40 часов) период обучения с 24.08.22 по 30.08.22г.
Свидетельство серии "З" N 594397 от 05.02.2005 по программе "электромеханик", удостоверение серии АЯ N 444154 от 05.02.2005 по прогамме "электромеханик" с квалификацией "машинист передвижных эл. Агрегатов 8 кВт до 1000В III разряд.
Удостоверение N 02-39/ОТ от 15.10.21 по проверке знаний требований по охране труда работников организаций в группе смешанного состава" (40 часов).
Удостоверение RUS 1 2130057731 20-030-564 от 11.09.20 о проверке знаний требований охраны труда(40 часов), действительно до 11.09.23.
Удостоверения птм N 1041-20 о проведении проверки знаний пожарно-технического минимума в объеме производственных обязанностей по программе ПТМ от 08.09.20, действительно до 08.09.23.
Удостоверение N 324/В от 06.10.21 о допуске в качестве работника, выполняющего работы на высоте с применением средств подмащивания.
Декларация о соответствии распылителя электрического (аэрозольный генератор холодного тумана) ТР ТС 004/2011 "о безопасности низковольтного оборудования".
Свидетельство о государственной регистрации от 25.05.2012 средства дезинфицирующего "НИКА-ЭКСТРА М ПРОФИ".
Таким образом Исполнителем не представлено ни одного документа на <_>, не представлены санитарно-эпидемиологические заключения, сертификаты соответствия и/или сертификаты качества на оборудование, с помощью которого осуществляется обеспыливание, очищение от стойких загрязнений (щеточная машина, вакуумной установки либо промышленного пылесоса), не представлен допуск исполнителя о проверке знаний правил работы в электроустановках, согласно Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 15 декабря 2020 г. N 903н "Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок", допуск на высоте без применения средств подмащивания, выполняемые на высоте 5 м и более.
На основании вышеизложенного, Заказчиком 28.11.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 75 ЗК-22 от 30.08.2022.
Комиссией Чувашского УФАС России установлено, что согласно пункту 11.7 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Контрактом. .
Порядок изменения, расторжения контракта предусмотрен статьей 95 Закона о контрактной системе.
Статьей 95 Закона о контрактной системе предусмотрен специальный порядок изменения, расторжения государственного и муниципального контракта (ов).
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 приведенной статьи Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
28.11.2022 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В этот же день принятое Заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта размещено на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок, что свидетельствует о надлежащем исполнении требований статьи 95 Закона о контрактной системе.
Анализ положений частей 12.2, 13, 14 статьи 95 Закона позволяет сделать вывод и о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.
Следовательно, обязанности по направлению Поставщику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и опубликованию его в единой информационной системе с целью надлежащего уведомления Поставщика о принятом решении Заказчиком соблюдены.
Представителем Подрядчика были даны следующие пояснения.
Невозможность исполнения контракта возникла по причине того что заказчик не выполнил свою обязанность указанную в пункте 3.2.1 настоящего контракта, а именно: "Создать необходимые условия для оказания услуг, обеспечить доступ к месту оказания услуг". Вместо этого представитель Заказчика <_> всячески препятствовал началу исполнения контракта, не выходил на связь по телефону, по приезде в учреждение пытался в неверной форме трактовать условия прописанные в приложении N 1 и N 2 настоящего контракта. Представитель Заказчика признал, что техзадание составлено конкурирующей организацией, что в техзадании много неточностей и противоречий, но дополнительным соглашением они эти моменты исправлять не собираются, требовали с строгим соблюдением документации выполнить контракт.
В пункте 6. Требования к исполнителю указано: -Все работы должны выполняться квалифицированным персоналом с допуском работы: -в действующих электроустановках до 1000 В (не менее 3 группы по электробезопасности). В ходе обсуждения данного пункта с представителем Заказчика <_> выяснилось, что 3 группой по электробезопасности должны обладать все сотрудники, если даже они не проводят никаких работ в электроустановках, в том числе и дезинфектор, ссылаясь на то, что они все работают с электроинструментом, но в данном случае достаточно было бы группы 0 или 1 по электробезопасности.
В этом же пункте указано , что персонал должен иметь допуск к самостоятельной работе, что должно быть подтверждено соответствующими документами, но даже электрик с 3 группой по электробезопасности, не может иметь допуск к самостоятельной работе в электроустановках Заказчика. В Приказе Минтруда РФ от 15.12.2020 N903H указано: - Единоличный осмотр электроустановки, электротехнической части технологического оборудования имеет право выполнять работник из числа оперативного персонала, имеющий группу по электробезопасности не ниже III, осуществляющий оперативное обслуживание данной электроустановки, находящийся на дежурстве, либо работник из числа административно-технического персонала, имеющий: (в ред. Приказа Минтруда РФ от 29.04.2022 N 279н): группу V по электробезопасности - при эксплуатации электроустановки напряжением выше 1000 В;группу IV по электробезопасности - при эксплуатации электроустановки напряжением до 1000 В. Право единоличного осмотра предоставляется на основании ОРД организации (обособленного подразделения).
Подтверждением добросовестного поведения ИП <_> служат ранее исполненные государственные и муниципальные контракты.
Реестр, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры исполнения обязательств по контракту. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах (часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Ввиду этой меры в каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры публично-правовой ответственности в отношении определенного нарушителя исходя из значимого комплекса обстоятельств, а равно баланса частных и публичных прав (интересов). Основанием для включения в Реестр является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем торгов либо нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта.
Вместе с тем основанием для включения в Реестр является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем закупки и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки - юридическом лице, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки, в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе входит в число единых требований к участникам закупки, устанавливаемых заказчиком при осуществлении закупки.
По смыслу названных норм права включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение (расторжение государственного контракта по решению суда в связи с существенным нарушением условий контракта), влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках).
Следовательно, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном нарушении исполнителем условий договора.
Иное понимание не приведет к достижению целей правового регулирования, повлечет необоснованное, формальное ограничение прав и интересов субъектов хозяйственной деятельности.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий Реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исследовав представленные сторонами доказательства, учитывая фактические обстоятельства дела, Комиссия установила, что действия Подрядчика были направлены на фактическое исполнение контракта.
Реализация положений статьи 104 Закона о контрактной системе, требует комплексной оценки действиям (бездействию) заказчика и его контрагента ввиду критерия добросовестного стремления того и другого к надлежащему (скорому и качественному) исполнению условий Контракта.
Учитывая, что вопросы исполнения контракта регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации, то Комиссия антимонопольного органа, в силу своей компетенции проверив действия Заказчика и Исполнителя на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной Законом о контрактной системе, в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.
В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь пунктом 15 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
РЕШИЛА:
Сведения, представленные заказчиком - Бюджетным учреждением Чувашской Республики "Новочебоксарский медицинский центр" Министерства здравоохранения Чувашской Республики о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) об ИП <_>, находящемся по адресу: <_>, в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
<_>
Примечание: Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 7 декабря 2022 г. N 021/10/104-1033/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2022