Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу АО "МОСКОВСКАЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ КОРПОРАЦИЯ" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Федерального казенного учреждения "Центральная база измерительной техники Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "ЭТП ГПБ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на аренда вычислительных ресурсов для информационных систем обеспечения финансово-экономической деятельности МЧС России (извещение N 0348100046522000157 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Аукциона.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) начальная (максимальная) цена контракта - 34 869 000,00 рублей;
2) дата окончания подачи заявок - 28.11.2022.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
1) Заказчиком в Техническом задании установлены требования к магистральным каналам связи, а именно: "3.5.2. Исполнитель должен обеспечить две географически разнесенных трассы основного и резервного каналов связи по адресу: г. Москва, ул. Ватутина, д. 1".
Кроме того, в Техническом задании установлены требования к доступу в Интернет, а именно:
"С арендованных ресурсов должна быть возможность предоставить доступ в Интернет:
Порт 1 пропускной способностью не менее 2000 Мбит/с для формирования L3 VPN канала с использованием программно-аппаратного комплекса контроля и шифрования трафика;
Порт 2 пропускной способностью не менее 100 Мбит/с с контролем трафика на МСЭ/СОВ".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым:
"П. 3.5 технического задания описывает адрес для организации канала связи. П 3.6 описывает необходимые способы подключения с указанием всех параметров согл асно ГОСТ Р 53730-2009. В п 5.1,5.2,5.3 описан порядок организации подключения. На данном ресурсе будет располагаться системы по ведению финансово -хозяйственной деятельности находящиеся в промышленной эксплуатации, а именно система бухгалтерского учета, ведения кадрового учета и расчета заработной платы сотрудникам всей структуры МЧС России, более 200 тыс. человек. Бухгалтерский учет начисление заработной платы производят сотрудники учреждений МЧС по всей территории РФ, базы данных располагаются в едином ЦОД. Поскольку система содержит персональные данные сотрудников, то согласно 152 ФЗ установленные Требования к основному каналу связи необходимы для доступа сотрудников с целью ведения бухгалтерского учета и расчета заработной платы, в п 5.1 описано что Исполнитель предоставляет возможность подключения по сети интернет и указаны требования к оборудованию для организации безопасного канала связи. Одновременно учитывая, что расчеты с бюджетом, а также выплата заработной платы имеет регламентные сроки, то для обеспечения отказоустойчивости установлены требования к резервному каналу связи. Техническое задание не содержит противоречий, но со стороны заказчика остается вопрос к компетенции заявителя, т.к. знания стандартов организации сети и обеспечения отказоустойчивости являются обязанностью организации предоставляющей указанные услуги.
Требование к нахождению ЦОД в пределах г. Москва обусловлено необходимостью сотрудников Получателя услуг к оперативному доступу в ЦОД физически и с каналами связи не связано.
В связи с тем, что на ресурсе располагаются данные по ведению бухгалтерского учета и расчету заработной платы, то схема подключения является конфиденциальной информацией".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика не ограничивают участников закупки и не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
2) Заказчиком в Техническом задании установлены требования к системе резервного копирования, а именно:
"3.2.7. Резервные копии создаются и хранятся согласно следующему регламенту:
Каждое воскресенье создаётся полная копия. Резервные копии должны храниться не менее 35 дней.
Каждый последующий день создается инкрементальная копия. Резервные копии должны храниться не менее 7 дней.
Каждое первое число каждого месяца создается полная копия. Резервные копии должны храниться не менее 12 месяцев.
Каждое 01 января каждого года создается полная резервная копия. Резервные копии должны храниться не менее 5 лет.
По окончании срока действия контракта все имеющиеся копии передаются Получателю услуг".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым:
"Данные сроки являются регламентом создания и хранения резервных копий ИС "ЦИАС ФЭД", ИС "ФХД", ИС "Планирование", установленных у Заказчика и планируемые к использованию на закупаемой телекоммуникационной инфраструктуре. В частности, в пункте "Каждое 01 января каждого года создается полная резервная копия. Резервные копии должны храниться не менее 5 лет." срок указан согласно следующим нормативным документам:
ст. 17 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "Об архивном деле в Российской Федерации": следует обеспечивать сохранность документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также перечнем документов, предусмотренным Приказом Росархива от 20.12.2019 N 236 "Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения".
Федеральному закону от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (п. 1 ст. 29) добавляет: первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней (в том числе, в электронном виде) подлежат хранению экономическим субъектом минимум 5 лет.
Срок хранения нужно отсчитывать с 1 января года, следующего за годом, в котором документы были закончены делопроизводством (п. 2 ст. 21.1 Федерального закона N 125- ФЗ)".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика в части установления требований к системе резервного копирования не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Заявителем на заседании Комиссии доказательств обратного не представлено.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к участникам закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки
На основании части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является аренда вычислительных ресурсов для информационных систем обеспечения финансово-экономической деятельности МЧС России.
Заказчиком в извещении о проведении Аукциона установлены требования к участникам закупки, в том числе следующее:
"- Лицензия на оказание телематических услуг связи; - Лицензия на оказание услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым:
"Пунктами 3.4-3.6 Технического задания установлены требования по передаче данных и телематическим услугам связи (электронные коммуникации, не относящиеся к услугам телефонной и телеграфной связи). Оказание данных услуг является необходимым условием использования арендуемых в ЦОД вычислительных мощностей. На арендуемых мощностях будут размещаться, например, программы по ведению бухгалтерского учета, расчета заработной платы иное ПО и базы данных (ИС "ЦИАС ФЭД", ИС "ФХД", ИС "Планирование" и прочие).
Для использования арендованных ресурсов требуется постоянный удаленный доступ к ним сотрудников учреждения. Так как иным образом не может быть обеспечено взаимодействие пользователей информационного ресурса заказчика с самим ресурсом, который, согласно предмету контракта, должен быть размещен во внешнем ЦОД.
Требование о необходимости предоставления услуг по обеспечению доступа к размещенным в ЦОД ресурсам, передачи информации на арендуемые ресурсы, управление их содержимым является необходимым условием для полноценного пользования арендуемыми мощностями.
В соответствии со ст. 51 Федерального закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ оказание услуг связи, услуг присоединения и услуг по пропуску трафика для обеспечения государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта, заключенного в порядке, установленном гражданским законодательством и законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в объеме, соответствующем объему финансирования предусмотренных соответствующими бюджетами расходов на оплату услуг связи.
Согласно п. 2 Правил оказания услуг связи по передаче данных (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2606) "абонент" - пользователь услугами связи по передаче данных, с которым заключен договор об оказании услуг связи по передаче данных при выделении для этих целей уникального кода идентификации (далее - договор об оказании услуг связи); предоставление доступа к сети передачи данных" - совокупность действий оператора связи по формированию абонентской линии и подключению с ее помощью оборудования к узлу связи сети передачи данных или обеспечению возможности подключения к сети передачи данных оборудования с использованием телефонного соединения или соединения по иной сети передачи данных в целях обеспечения возможности оказания абоненту услуг связи по передаче данных; "соединение по сети передачи данных (сеанс связи)" - установленное в результате вызова или предварительно установленное взаимодействие между средствами связи, в том числе путем предоставления доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), позволяющее абоненту и (или) пользователю услугами связи по передаче данных передавать и (или) принимать голосовую и (или) неголосовую информацию.
Пунктом 2 Правил оказания телематических услуг связи (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2607) установлено: "абонент" - пользователь, с которым заключен возмездный договор об оказании телематических услуг связи с выделением уникального кода идентификации (далее - договор об оказании услуг связи) "предоставление доступа к информационным системам информационнотелекоммуникационной сети" - обеспечение возможности приема и передачи телематических электронных сообщений (обмена телематическими электронными сообщениями) между абонентским терминалом и информационной системой информационно-телекоммуникационной сети;
Таким образом, для того чтобы мы как Заказчик (Абонент) могли пользоваться услугами, установленными в Техническом задании, мы должны заключить контракт на услуги связи с оператором связи имеющим доступ в арендуемый нами ЦОД и способный организовать линию связи от ЦОД (где мы будем арендовать ресурсы), до оборудования, установленного у нас, как абонента. В связи с этим, для оказания таких услуг Исполнитель должен иметь лицензию на оказание соответствующих услуг связи. Исполнитель по контракту не вправе заключать контракт на услуги связи от имени заказчика с каким-либо оператором связи поскольку сам не является абонентом и фактически не будет пользоваться такими услугами.
Организация таких услуг разными Исполнителями приведет к существенному усложнению процесса, ухудшению качества услуг и неэффективному использованию бюджетных средств.
Без оказания услуг связи Исполнителем по контракту использование арендуемых вычислительных ресурсов становится нецелесообразным. Именно этим обусловлена технологическая и функциональная взаимосвязанность аренды вычислительных ресурсов и оказания услуг связи.
В государственном контракте отсутствует требование по привлечению субъектов малого предпринимательства, Исполнитель имеет право нанимать субподрядную организацию. Но, поскольку, услуга по доступу в ЦОД предполагает организацию абонентских линий и передачу по ним информации для заказчика, именно у Исполнителя должны быть лицензии по предоставлению соответствующих услуг связи.
Дополнительно предоставляем разъяснения относительно содержания различных видов услуг связи (телематических услуги/услуги по передаче данных) в составе оказываемых услуг по аренде вычислительных ресурсов.
1. Телематические услуги связи.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2385 "О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее- Постановление) установлены лицензионные требования в области оказания услуг связи.
Пунктом 4 раздела XVI Приложения N 2 к Постановлению установлено, что при оказании телематических услуг связи абоненту предоставляется доступ к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к информационнотелекоммуникационной сети "Интернет".
Разделом 3.1. Технического задания предусмотрено, что вычислительные ресурсы должны иметь управление через WEB-интерфейс.
Пункт 3.3 Технического задания определяет требования к Управлению виртуальными машинами: должно осуществляться при помощи графического интерфейса.
Таким образом, управление арендуемых мощностей предполагает доступ к ресурсам, размещенным в сети "Интернет", что в том числе предполагает прием/передачу телематических электронных сообщений (обмена телематическими электронными сообщениями) между абонентским терминалом и информационной системой информационно-телекоммуникационной сети.
Таким образом, Заказчику фактически требуется предоставление телематических услуг связи. Для оказания такого рода услуг связи у Исполнителя по контракту должна быть лицензия.
2. Услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации.
Пунктом 4 раздела XIV Приложения N 2 к Постановлению установлено, что при оказании услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, абоненту обеспечивается соединения по сети передачи данных, за исключением соединений для целей передачи голосовой информации.
Пунктом 3.2.3. Технического задания предусмотрено, что система резервного копирования должна работать в изолированной среде без доступа к сети Интернет. Дополнительно разделом 5 Технического задания устанавливаются обязательное требование о подключении сети связи исполнителя и обмене данными с защищенной вычислительной сетью МЧС.
Пунктом 3.8.1 Технического задания предусмотрено предоставление доступа к системе мониторинга ресурсов пула - процессора, памяти, хранилища и сети платформы виртуализации, а также предоставляемого в рамках контракта выделенного сетевого оборудования.
Таким образом Заказчику требуется предоставление телематических услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации.
Также поясняем, что в рамках обеспечения безопасности служебной деятельности предполагается получение комплекса услуг от одного исполнителя путем сокращения количества потенциальных векторов утечки информации. Это позволит обеспечить более высокий уровень защищенности и минимизировать возможность неправомерного доступа к конфиденциальной информации, передаваемой по сетям связи".
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что Заявитель обладает лицензиями на оказание телематических услуг связи, а также на оказание услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации.
На основании изложенного, а также учитывая, что Заявителем в составе жалобы не представлено доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность довода, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "МОСКОВСКАЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ КОРПОРАЦИЯ" необоснованной.
2. Требование о приостановке определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта, установленное Управлением на основании части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, отменить.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 5 декабря 2022 г. N 050/06/105-45002/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2022