Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова" Минздрава России (далее - Заказчик, Покупатель):,
ИП Дукупа Даниила Сергеевича (далее - Участник, Поставщик):,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 31300-ЭП/22 от 06.12.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку изделий медицинского назначения (извещение N 0372100048822000480),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 23.05.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (извещение N 0372100048822000480) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 669 200,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.06.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Дукуп Даниил Сергеевич.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Дукупом Даниилом Сергеевичем заключен государственный контракт N 0372100048822000480 от 14.06.2022 на сумму 669 200,00 рублей (далее - Контракт), по условиям которого Поставщик обязался поставить изделия медицинского назначения (далее - Товар).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.3 Контракта предусмотрено его расторжение по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 21.11.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Дукупом Даниилом Сергеевичем в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по Контракту.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее.
В соответствии с п. 4.1. Контракта поставка Товара осуществляется Поставщиком партиями. Количество партий не более 10 (десяти). Срок поставки Товара (период поставки) составляет 6 (шесть) рабочих дней, с учётом ограничений, установленных настоящим пунктом Контракта. Срок поставки Товара начинает течь со следующего после даты получения Поставщиком соответствующей заявки на поставку Товара рабочего дня и заканчивается в 15:00 (по московскому времени) последнего рабочего дня, входящего в период поставки.
Заявка на поставку Товара от 28.07.2022 N ИС-05-07/4242 направлена в адрес Поставщика и получена последним 21.06.2022. Срок исполнения обязательств Поставщика истек 29.06.2022.
Поставщик нарушил условие, содержащееся в п. 4.1 Контракта, поскольку не предоставил Заказчику Товар в количестве и ассортименте определенных заявкой на поставку в вышеуказанный срок.
Претензией от 04.07.2022 N ИС-21.2-10/4575 Покупатель уведомил о нарушения срока исполнения обязательств по Контракту и потребовал незамедлительно осуществить поставку Товара.
Письмом от 02.11.2022 N 92/1 Поставщик уведомил Покупателя о невозможности поставки Товара в разумные сроки и предложил осуществить поставку Товара с улучшенными, по мнению Поставщика, характеристиками.
Ответным письмом от 10.11.2022 N 21.2-10/7828 Покупатель отказал в приемке такого товара, поскольку характеристики предлагаемого к поставке товара схожи с предусмотренными Контрактом, но не обладают улучшенными свойствами. Таким образом, правовые основания для заключения дополнительного соглашения в соответствии с ч. 7 ст. 95 Закона о контрактной системе отсутствовали.
Вместе с тем по состоянию на 21.11.2022 Поставщик не исполнил обязательства по поставке Товара в количестве и ассортименте, предусмотренными Контрактом. Указанные нарушения свидетельствуют о недобросовестном поведении Поставщика и совершении им умышленных действий в нарушение требований Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 21.11.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 05.12.2022.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Дукупом Даниилом Сергеевичем устранены не были.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На заседании Комиссии УФАС ИП Дукуп Даниил Сергеевич пояснил следующее.
31.10.2022 из-за усиления экономических санкций против РФ на фоне событий в Украине возникли нарушения в логистике поставки Товара из США в РФ, в том числе по Контракту. Поставка Товара не могла быть осуществлена Поставщиком в полном объеме и в срок по независящим от него причинам, что подтверждается в том числе письмом ООО "Медтроник" N F9-390 от 20.10.2022.
ООО "Медтроник", являясь аффилированной компанией Medtronik Inc, США, поставляет импортное оборудование и расходные материалы, производимые в Соединенных Штатах Америки.
ООО "Медтроник" информировало ИП Дукупа Даниила Сергеевича и всех покупателей о текущей ситуации с поставками и наличием продукции, указывая на глобальные проблемы в цепочке поставок из-за нехватки чипов, сырья, ограничения производственных мощностей из-за отсутствия персонала, задержек в транспортировке.
Участник до начала действия Контракта, заключил договоры поставки N 004/06-22 от 20.06.2022 с ООО "СК-Альянс", N 013/05-22 от 31.05.2022 с ООО "Верамед" (является официальным представителем компании "Medtronic" на территории РФ), которые должны были поставить Участнику необходимые материалы для нейрохирургии и изделия медицинского назначения во исполнение Контракта, но ООО "СК -Альянс" и ООО "Верамед" не поставило часть Товара по позициям NN 1,4,9,12, наименование которых указано в Спецификации к Контракту, ссылаясь на отсутствие Товара и на логистические проблемы от производителя Товара - США.
31.10.2022 Поставщик по Контракту направил в адрес Заказчика письмо N исх. 89/1, в котором объяснял причины нарушения срока поставки части Товара и невозможности его поставки по позициям NN 1,4,9,12 (Спецификация N 0372100048822000480 от 14.06.2022) до конца действия Контракта (до 31.10.2022). Поставщик указал на проблемы с логистикой и недостатками производственных мощностей, что влияет на срок поставки Товара в Россию, который не может быть менее 30 недель. Также Поставщик просил в указанном письме расторгнуть контракт по соглашению сторон.
02.11.2022 ИП Дукуп Даниил Сергеевич обратился к Заказчику с письмом исх. N92/1, в котором предложил Заказчику заменить часть не поставленного Товара на другие позиции, однако Заказчик отказался от замены Товара, сославшись на то, что предложенный Товар не является улучшенным.
21.11.2022 Заказчик направил в адрес ИП Дукупа Даниила Сергеевича письмо N 21.2-10/8154 об отсутствии правовых оснований для расторжения контракта по соглашению сторон, в котором отказывало в заключении соглашения о расторжении Контракта по соглашению сторон и уведомило Поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
28.11.2022 ИП Даниил Сергеевич получил письмо ООО "Верамед" N 2811-22, в котором последний уведомлял ИП Дукупа Даниила Сергеевича о невозможности поставки в срок по причине нехватки производственных мощностей и нарушения логистических цепочек части Товара, а именно:
- вентрикулярный катетер (арт. 41001),
- коннектор (арт. 20033),
- набор для проведения процедуры биопсии (арт. 9733068),
- сист. нейрохир. PS Medical имплант. шунтир. Contoured малая (арт. 9003 В),
- сист. нейрохир. PS Medical имплант. шунтир Contoured стандартная (арт. 9003 E),
- лезвие реципрокное для микропилы (арт. 523R345-06),
- лезвие реципрокное для микропилы (арт. 549R231-05),
- лезвие реципрокное для микропилы (арт. 650R345-05),
- рашпиль для микропил прямой, малый (Арт. RASP-ST-1).
29.22.2022 Участник направил письмо Заказчику N исх. 102/1, в котором ещё раз уведомлял о невозможности своевременной поставки импортного Товара по Контракту до 30.11.2022 по независящим от него причинам и просил продлить срок поставки Товара до 31.03.2023.
Однако 29.11.2022 и 30.11.2022, несмотря на проблемы с поставками импортного оборудования, Поставщику все-таки удалось поставить Заказчику часть Товара по Контракту, а именно: 1
. вентрикулярный катетер (Арт. 41101), что подтверждается УПД N243 от 29.11.2022,
2. набор для проведения процедуры биопсии (Iot - 066517620 С), что подтверждается УПД N234 от 30.1120.22.
Ввиду вышеизложенного, процентное соотношение по позициям поставленного Товара Заказчику согласно Спецификации к Контракту, составляет 80%, а не поставленного Товара, по независящим от Поставщика причинам, составляет 20%, что свидетельствует о том, что ИП Дукуп Даниил Сергеевич поставил большую часть Товара по Контракту и, если бы не форс-мажорные обстоятельства, Контракт был бы исполнен в полном объеме и в срок.
На основании изложенного, ИП Дукуп Даниил Сергеевич ходатайствовал о не включении его в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что с его стороны предпринимались все необходимые действия как для исполнения обязательств по Контракту.
Вместе с тем представитель Заказчика не настаивал на включении Участника в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны ИП Дукупа Даниила Сергеевича предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение ИП Дукупа Даниила Сергеевича в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ИП Дукупа Даниила Сергеевича (ИНН: 519055849022) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 12 декабря 2022 г. N РНП-78-1580/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2022