Резолютивная часть решения объявлена 12 декабря 2022 года
Решение изготовлено в полном объеме 15 декабря 2022 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Потемкина Т. В., члены Комиссии - начальник отдела контроля органов власти и рекламы Савичева К. А., ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок Арбузова М. В.,
с участием:
заявитель - общество с ограниченной ответственностью "Неваростмед" (далее также - ООО "Неваростмед", общество, заявитель) - обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителя по доверенности Леоновой М. М.,
заказчик - государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области "Переславская центральная районная больница" (далее также - ГБУЗ ЯО "Переславская ЦРБ", заказчик) - обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителей по доверенности Нарижной М. А., Караваева Г. А.,
заказчик - государственное учреждение здравоохранения Ярославской области "Угличская центральная районная больница" (далее также - ГУЗ ЯО "Угличская ЦРБ", заказчик) - обеспечил участие в рассмотрении жалобы представителя по доверенности Булыщенко И. Г.,
заказчик - государственное учреждение здравоохранения Ярославской области Пошехонская центральная районная больница (далее также - ГУЗ ЯО Пошехонская ЦРБ, заказчик) - обеспечил участие в рассмотрении жалобы временно исполняющего обязанности главного врача Кайдалова С. В.,
уполномоченный орган - департамент государственного заказа Ярославской области (далее также - ДГЗ ЯО, уполномоченный орган) - обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителя по доверенности Роговой Н. А.;
оператор электронной площадки - акционерное общество "Агентство по государственному заказу республики Татарстан" - участие в рассмотрении жалобы не обеспечил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев 3 (три) жалобы ООО "Неваростмед" на действия заказчиков, ГБУЗ ЯО "Переславская ЦРБ", ГУЗ ЯО "Угличская ЦРБ", ГУЗ ЯО Пошехонская ЦРБ, и уполномоченного органа, ДГЗ ЯО, при проведении электронных аукционов с извещениями N N 0171200001922004160, 0171200001922004162, 0171200001922004164 (далее также - закупки) и в результате осуществления внеплановых проверок в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступили жалобы ООО "Неваростмед" на действия заказчиков, ГБУЗ ЯО "Переславская ЦРБ", ГУЗ ЯО "Угличская ЦРБ", ГУЗ ЯО Пошехонская ЦРБ, и уполномоченного органа, ДГЗ ЯО, при проведении электронных аукционов на право заключения контрактов на поставку медицинских изделий (Система эндоскопической визуализации), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещения N N 0171200001922004160, 0171200001922004162, 0171200001922004164).
Заявитель полагает, что извещения об осуществлении вышеуказанных закупок сформированы заказчиками и уполномоченным органом с нарушением требований законодательства о контрактной системе: в извещениях установлены необоснованно короткие сроки поставки закупаемого медицинского оборудования.
Таким образом, заявитель просит признать жалобы обоснованными, а также выдать заказчикам и уполномоченному органу обязательные для исполнения предписания об устранении допущенных нарушений.
Заказчики и уполномоченный орган с доводами жалоб не согласились, представили письменные пояснения по существу жалоб, просят признать жалобы необоснованными.
Заслушав пояснения представителей сторон, а также изучив представленные документы и материалы, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом, ДГЗ ЯО, в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 25.11.2022 размещены извещения N N 0171200001922004160, 0171200001922004162, 0171200001922004164 о проведении электронных аукционов на право заключения контрактов на поставку медицинских изделий (Система эндоскопической визуализации), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия.
Начальные (максимальные) цены контрактов составили 4 800 000,00 руб., 4 778 333,33 руб., 4 775 000,00 руб. соответственно.
Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно содержать в числе прочего следующую информацию: срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Извещениями об осуществлении рассматриваемых закупок предусмотрены следующие сроки поставки требуемых заказчикам товаров:
- извещение N 0171200001922004160 - 1 рабочий день с даты заключения контракта;
- извещения N N 0171200001922004162, 0171200001922004164 - 3 рабочих дня с даты заключения контракта.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Из совокупного анализа норм Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ следует, что возможность устанавливать условия поставки товара, выполнения работ, оказания услуг исходя из своих потребностей является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Соответственно, заказчик вправе включить в документацию об электронном аукционе такие условия поставки, выполнения работ, оказания услуг, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций.
Одновременно следует отметить, что требования к минимально возможным срокам выполнения работ ни Гражданским кодексом Российской Федерации, ни Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ не определены, из чего также следует вывод о том, что заказчик вправе устанавливать сроки выполнения работ самостоятельно, исходя из своих потребностей, не нарушая, однако, при этом требования законодательства о защите конкуренции и законодательства о контрактной системе в сфере закупок в части запрета на необоснованное ограничение числа участников закупки.
Заявителем не представлено надлежащих доказательств в подтверждение того факта, что являющиеся предметами закупок товары не могут быть поставлены им или иными потенциальными поставщиками в установленные извещениями сроки. На участие в закупках с извещениями N N 0171200001922004160, 0171200001922004162 подано по 2 заявки; на участие в закупке с извещением N 0171200001922004164 - 3 заявки, что свидетельствует о наличии нескольких потенциальных поставщиков, изъявивших согласие осуществить поставку требуемых заказчикам товаров на условиях извещений, в том числе в части сроков поставки товаров.
С учетом изложенного Комиссия Ярославского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в данном случае оснований для признания нарушений в действиях заказчиков и уполномоченного органа по установлению сроков поставки товаров по рассматриваемым закупкам.
Вместе с тем в ходе проведения внеплановых проверок Комиссией установлены следующие нарушения со стороны заказчиков и уполномоченного органа при проведении рассматриваемых закупок.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в числе прочего описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона (в форме электронного документа).
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться в том числе следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, заказчики, осуществляющие закупку по правилам Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В электронных документах, именуемых "Описание объекта закупки", являющихся составными частями извещений N N 0171200001922004160, 0171200001922004162, 0171200001922004164, заказчиками и уполномоченным органом предусмотрены функциональные, технические и качественные показатели (характеристики) закупаемого ими медицинского оборудования (система эндоскопической визуализации).
Как пояснили представители заказчиков и уполномоченного органа, данным техническим заданиям соответствуют медицинские изделия трех производителей - "СОНОСКЕЙП МЕДИКАЛ КОРП." (торговая марка SonoScape), "ХОЯ Корпорейшн" (торговая марка "PENTAX") и "ФУДЖИФИЛЬМ Корпорейшн" (торговые марки Fujinon и Fujifilm). Указанные выводы сформированы на основе как самостоятельного анализа заказчиками рынка закупаемых медицинских изделий, так и на основе поступивших в адрес заказчиков коммерческих предложений, используемых последними для обоснования начальных (максимальных) цен контрактов.
Вместе с тем Комиссией установлено, что в соответствии с инструкциями, размещенными на официальном сайте Росздравнадзора, характеристиками, исключающими возможность поставки в рамках данных электронных аукционов медицинского оборудования (систем эндоскопической визуализации) производителей "ХОЯ Корпорейшн" (торговая марка "PENTAX") и "ФУДЖИФИЛЬМ Корпорейшн" (торговые марки Fujinon и Fujifilm), являются, в частности, следующие:
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
PENTAX EPK-7010i
ФСЗ 2012/13385 |
PENTAX EPK-5000
ФСЗ 2012/12717 |
PENTAX EPK-3000
ФСЗ 2008/02026 |
Fujinon VP-3500 HD |
Fujinon EPX-2500 |
Fujifilm EPX-4450HD |
Fujinon VP-7000 |
колпачок баланса белого устройства обработки изображений |
наличие |
нет колпачка баланса белого, есть регулятор баланса белого
стр. 34 |
нет колпачка баланса белого, есть регулятор баланса белого
стр. 25 |
нет колпачка баланса белого, есть регулятор баланса белого
стр. 87 |
нет |
нет |
нет |
нет |
видеовыходы цифровые |
DVI-D, SDI, VGA, S-VIDEO, CVBS |
нет CVBS
стр. 102 |
нет SDI и CVBS
стр. 51 |
нет SDI и CVBS
стр. 43 |
нет CVBS |
нет CVBS |
нет CVBS |
нет CVBS |
кнопка для безопасного отключения внешних накопителей памяти |
Наличие |
нет
стр. 12-13 |
нет
стр. 8-9 |
нет
стр. 39, 41 |
|
|
|
|
В свою очередь, представители заказчика пояснили, что приведенные заявителем характеристики, исполненные по-разному в медицинском оборудовании разных производителей, тем не менее обеспечивают выполнение данным медицинским оборудованием сходных функций; действительной потребности заказчика в равной мере отвечают системы эндоскопической визуализации любого их трех вышеназванных производителей: "СОНОСКЕЙП МЕДИКАЛ КОРП.", "ХОЯ Корпорейшн" и "ФУДЖИФИЛЬМ Корпорейшн".
Ярославским УФАС России в адрес уполномоченных представителей производителей медицинских изделий "СОНОСКЕЙП МЕДИКАЛ КОРП.", "ХОЯ Корпорейшн" и "ФУДЖИФИЛЬМ Корпорейшн", указанных в качестве таковых на официальном сайте Росздравнадзора (ООО "СОНОСКЕЙП МЕДИЦИНА РУС", ИП Разуваева С. В. и АО "Р-ФАРМ" соответственно), направлены запросы с просьбой представить информацию о том, соответствует ли медицинское оборудование (системы эндоскопической визуализации) данных производителей требованиям технических заданий, сформированных заказчиками и уполномоченным органом применительно к закупкам с извещениями N N 0171200001922004160, 0171200001922004162, 0171200001922004164.
ИП Разуваева С. В., уполномоченный представитель производителя "ХОЯ Корпорейшн" (торговая марка "PENTAX"), в ответе на данный запрос указала, что "медицинские изделия "Видеоколоноскопы тонкие "ПЕНТАКС" "ЕС" и видеопроцессоры медицинские для эндоскопии "ПЕНТАКС" ЕРК не полностью соответствуют техническим характеристикам, установленным в извещениях о проведении электронных аукционов N 0171200001922004160, 0171200001922004162, 0171200001922004164".
Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к выводу о соответствии требованиям технических заданий, сформированных заказчиками и уполномоченным органом применительно к рассматриваемым закупкам, медицинского оборудования только одного производителя - "СОНОСКЕЙП МЕДИКАЛ КОРП.".
При этом доказательств того, что наличие в закупаемом оборудовании спорных характеристик именно в том наименовании и функциональном/конструктивном исполнении, в каком оно представлено в оборудовании торговой марки "SonoScape", обусловлено исключительной потребностью заказчиков как медицинских организаций, в наибольшей степени отвечает целям и наилучшим образом обеспечивает достижение конечного результата деятельности заказчиков как лечебных учреждений, в том числе учитывая их специфику, в материалы дела не представлено. Напротив, из пояснений заказчиков следует, что их действительной потребности в равной степени отвечает и медицинское оборудование иных, помимо "СОНОСКЕЙП МЕДИКАЛ КОРП.", производителей - "ХОЯ Корпорейшн" и "ФУДЖИФИЛЬМ Корпорейшн".
В связи с изложенным Комиссия Ярославского УФАС приходит к выводу, что заказчики и уполномоченный орган, сформировав описание объекта закупки таким образом, что его требованиям соответствует медицинское оборудование только одного конкретного производителя - "СОНОСКЕЙП МЕДИКАЛ КОРП.", при том, что указывающие на данного производителя характеристики не являются значимыми для заказчиков, допустили тем самым нарушение части 2 статьи 8, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Данные действия заказчиков и уполномоченного органа содержат в себе признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Неваростмед" (ИНН 7802648737, ОГРН 1177847412962) на действия заказчиков, государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Переславская центральная районная больница" (ИНН 7608003784, ОГРН 1027601054865), государственного учреждения здравоохранения Ярославской области "Угличская центральная районная больница" (ИНН 7612016433, ОГРН 1027601310758), государственного учреждения здравоохранения Ярославской области Пошехонская центральная районная больница (ИНН 7624001921, ОГРН 1027601132239), и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), при проведении электронных аукционов на право заключения контрактов на поставку медицинских изделий (Система эндоскопической визуализации), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещения N N 0171200001922004160, 0171200001922004162, 0171200001922004164), необоснованной.
2. По итогам проведения внеплановой проверки электронных аукционов на право заключения контрактов на поставку медицинских изделий (Система эндоскопической визуализации), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещения N N 0171200001922004160, 0171200001922004162, 0171200001922004164), признать заказчиков, государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области "Переславская центральная районная больница" (ИНН 7608003784, ОГРН 1027601054865), государственное учреждение здравоохранения Ярославской области "Угличская центральная районная больница" (ИНН 7612016433, ОГРН 1027601310758), государственное учреждение здравоохранения Ярославской области Пошехонская центральная районная больница (ИНН 7624001921, ОГРН 1027601132239), и уполномоченный орган, департамент государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), нарушившими часть 2 статьи 8, пункт 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
3. Не выдавать заказчикам, государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ярославской области "Переславская центральная районная больница" (ИНН 7608003784, ОГРН 1027601054865), государственному учреждению здравоохранения Ярославской области "Угличская центральная районная больница" (ИНН 7612016433, ОГРН 1027601310758), государственному учреждению здравоохранения Ярославской области Пошехонская центральная районная больница (ИНН 7624001921, ОГРН 1027601132239), и уполномоченному органу, департаменту государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, поскольку такие предписаны выданы вышеуказанным субъектам контроля по результатам рассмотрения жалоб общества с ограниченной ответственностью "АПгрейт" на действия данных субъектов при проведении закупок с извещениями N N 0171200001922004160, 0171200001922004162, 0171200001922004164 (решение от 12 декабря 2022 года по делам N N 076/06/106-1211/2022, 076/06/106-1212/2022, 076/06/106-1213/2022).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 15 декабря 2022 г. N 076/06/106-1202/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2022