Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБСУСО "Дом-интернат для престарелых и инвалидов N1" (далее-Заказчик):;
в отсутствие представителей ООО "БИС" (далее - Заявитель), уведомленного о заседании Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 32233-ЭП/22 от 14.12.2022) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию систем водоснабжения, отопления, вентиляции, канализации, сантехнического оборудования, электрооборудования, электрических сетей, системы коллективного приема телевидения, оконных и дверных блоков (извещение N 0372200077722000127) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного Конкурса размещено 06.12.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200077722000127. Начальная (максимальная) цена контракта - 4 889 999,96 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились: в установлении ненадлежащей инструкции по заполнению заявок, в размещении ненадлежащего ответа на запрос о даче разъяснений положений документации.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее частично необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию заявки. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в извещении о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт извещения о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в извещении о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Электронным документом "Требования_к_заявке[2].docx" к извещению об осуществлении закупки предусмотрена, в том числе, инструкция по заполнению заявки, которая содержит следующее положение:
"Требования к минимальным значениям показателей (характеристик) товара могут быть указаны со следующими словами и знаками:
"не менее", "не ниже", знак "" - (более или равно), "более", "выше", "от" - (более), "не должен быть " - (не менее и не равно), знак ">" - (более) и их синонимы.".
Из пояснений представителя Заказчика следует, что словосочетание "и их синонимы" относятся к математическим знакам.
При этом, Комиссия УФАС отмечает, что вопреки додам Заказчика словосочетание "и их синонимы" приведено в конце предложения, т.е. относится не только к математическим знакам, перечисленным в составе данных предложений, но и непосредственно к словам и словосочетаниям.
Кроме того, слова, словосочетания подходящие под понятие "и их синонимы" различными участниками могут трактоваться по-разному.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленная Заказчиком инструкция по заполнению заявки не только не способствует правильному заполнению заявок, но и затрудняет для участников закупки подачу заявки в соответствии с требованиями извещения, что является нарушением п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
К алогичному выводу о нарушении п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе Комиссия УФАС пришла во отношении иных положений индукции, указанных в доводах жалобы Заявителя.
2. Согласно ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что Заказчиком в ЕИС 13.12.2022 опубликовано Разъяснение положений извещения об осуществлении закупки от 13.12.2022 NРИ1, следующего содержания:
"Предмет запроса: Разъяснение порядка применения инструкции по заполнению заявки.
Текст запроса:
1. В инструкции по заполнению заявки указано: В случае установления заказчиком требований к эксплуатационным характеристикам, таким как влажность, энергоэффективность, срок службы и долговечность товара, участник закупке должен оставить значения, установленные заказчиком без изменений.
Являются ли неизменяемыми значения показателей "Срок службы номинальный", "Средний номинальный срок службы", "Средний срок службы".
2. В инструкции по заполнению заявки указано: Требования к минимальным значениям показателей (характеристик) товара могут быть указаны со следующими словами и знаками: "не менее", "не ниже", знак "" - (более или равно), "более", "выше", "от" - (более), "не должен быть " - (не менее и не равно), знак ">" - (более) и их синонимы. В случае если в соответствии с настоящей инструкцией необходимо указать конкретное значение, то участнику необходимо указать соответствующее требованиям технического задания конкретное значение без использования вышеуказанных слов и знаков.
2.1. Просим разъяснить порядок применения данного правила с синонимами, например "не превышает" и "не меньше". Необходимо ли указывать значения без использования "не превышает" и "не меньше", либо данные значения должны остаться без изменения со словами "не превышает" и "не меньше"?
2.2. Является ли сочетания "не >", по мнению заказчика синонимом "не более"? значения с "не >" должны быть указаны без изменения, в связи с отсутствием в инструкции?
2.3. Является ли сочетания "не уже", по мнению заказчика синонимом "не меньше"? значения с "не уже" должны быть указаны без изменения, в связи с отсутствием в инструкции?
2.4. Является ли сочетания "более чем", по мнению заказчика синонимом "более"? значения с "более чем" должны быть указаны без изменения, в связи с отсутствием в инструкции?
2.5. Является ли сочетания "не меньше чем", по мнению заказчика синонимом "не менее"? значения с "не меньше чем" должны быть указаны без изменения, в связи с отсутствием в инструкции?
3. Значение показателя "Номинальное напряжение: с 198 по 264 В" неизменяемое? Либо "с" и "по" по мнению заказчика являются синонимами "более" и "менее" соответственно?
Ответ:
1. Сообщаем, что приведенное в составе запроса о разъяснении положений извещения об осуществлении закупки содержит исчерпывающий перечень показателей, в отношении которых оно может быть применимо при подготовке заявки для участия в закупке.
2. Сообщаем, что приведенное в составе запроса о разъяснении положений извещения об осуществлении закупки содержит исчерпывающий перечень показателей, в отношении которых оно может быть применимо при подготовке заявки для участия в закупке и расширительному толкованию не подлежит.
2.1. При этом, положениями инструкции предусмотрено положение, относительно возможности приведения в составе заявки значений показателей, в том числе в случае, когда такой инструкцией определена невозможность отнесения показателя ни к одному из представленных типов требований. В частности, о возможности его предоставления в неизменном виде, в том числе если по какому-либо из типов установлено требование к значению показателя (характеристики) товара, которое не может рассматриваться как ни один из представленных в инструкции типов показателей.
При этом, в случае если в составе инструкции отдельно не установлен перечень слов и/или словосочетаний, которые можно рассматривать как синонимы либо не установлено требование об учете синонимов, то участник закупки руководствуется иными положениями инструкции, в том числе регламентирующими необходимость учета соответствующих синонимов слов.
2.2. Дополнительно отмечаем, что Инструкция по заполнению заявки содержится в составе приложения N3 к извещению об осуществлении закупки. Ненадлежащее ознакомление с инструкцией по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным требованиям. Во исполнение положений письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке", Заказчиком в извещении об осуществлении закупки установлена инструкция по заполнению заявки, в том числе по заполнению требований к поставляемым товарам, данная инструкция позволяет определить, в отношении каких именно показателей установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя и тд.), инструкция позволяет определить, в отношении каких именно показателей установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений. Таким образом, для участника закупки, очевидно, каким правилом инструкции следует руководствоваться в том или ином случае. Указанные требования установлены в соответствии с действующим законодательством РФ в области технического регулирования и стандартизации и направлены на соблюдение Заказчиком принципов эффективности закупки, установленных статьей 12 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Обращаем внимание участника, что у заказчика отсутствует обязанность по заполнению заявки за участника закупки. Инструкция содержит исчерпывающий перечень требований, позволяющих заполнить заявку надлежащим образом.."
Представленный Заказчиком ответ на запрос разъяснений положений извещения по ряду вопросов указывает на то, что участник закупки должен руководствоваться извещением и нормами Закона о контрактной системе, при этом не дает конкретного пояснения на заданные участником закупки вопросы относительно порядка предоставления сведений в составе заявки.
Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе, жалоба Заявителя является обоснованной.
3. Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об его устранении путем внесения изменений в извещение об осуществлении закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 2, 8, 19, 23, 33, 42, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "БИС" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 3 ч. 2 ст. 42, ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 декабря 2022 г. N 44-4359/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2022