Резолютивная часть оглашена:
14.12.2022 г. г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе: заместителя председателя Комиссии Самарского УФАС России -
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение МБУ Красоглинского внутригородского района городского округа Самара "Красноглинское" (далее - Заказчик) о включении информации об АНО ДПО "Самарский центр электронного обучения" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта по итогам проведения закупки: оказание услуг по обучению сотрудников по курсу "Администрирование Astra Linux 1.7" (извещение N 0142200001322022638; начальная (максимальная) цена контракта - 720 000,00 руб.).
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России, поступило обращение Заказчика о включении сведений об АНО ДПО "Самарский центр электронного обучения" в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно обращению Заказчика, Участник закупки ненадлежащим образом исполнял обязательства, предусмотренные контрактом. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Участнике закупки в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения от Заказчика, и проведя проверку, установила следующее.
По результатам осуществления закупки (извещение N 0142200001322022638) между Заказчиком и АНО ДПО "Самарский центр электронного обучения" был заключен контракт от 24.10.2022 г. N ГК-2022/67 на оказание Заказчику услуги по обучению сотрудников по курсу "Администрирование Astra Linux 1.7".
В соответствии с положениями указанного контракта (п. 1.6 Технического задания) исполнитель (либо привлеченное для исполнения третье лицо) должно быть авторизованным партнером Astra Linux.
В соответствии с п. 9.1 Контракта, срок оказания услуг: с даты заключения Контракта по 20.12.2022 г.
Содержание, состав и объем услуг указаны в п. 1.7 технического задания. Требования к участнику закупки указаны в п. 2 Технического задания. Календарный план оказания услуг изложен в приложении N 3 к Государственному контракту.
Как установлено в пп. 1.5.1-1.5.3, исполнитель обязан предоставить в течение 2 (двух) рабочих дней с даты заключения Контракта график и программу обучения по курсу на согласование Заказчику. Уведомить Заказчика не менее чем за 1 (один) рабочий день до даты начала обучения о дате и времени проведения обучения. Провести обучение по согласованному с Заказчиком графику и программе обучения по курсу.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 1 ст. 779 ГК РФ, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со ст. 783 ГК РФ, общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абз. 4 п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 12.1 контракта, расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик указал, что Исполнитель не предоставил график и программу обучения сотрудников Заказчика по 1 этапу.
Кроме того, Заказчиком в адрес ООО "РусБИТех-Астра" было направлено письмо о необходимости подтвердить, что исполнитель является авторизованным партнером Astra Linux 1.7, имеющим право оказывать услуги по обучению курсам "Администрирование Astra Linux 1.7" и "Расширенное администрирование Astra Linux 1.7".
От ООО "РусБИТех-Астра" в адрес Заказчика поступило письмо о том, что Исполнитель не является авторизованным учебным центром ООО "РусБИТех-Астра" и не имеет право проводить образовательные курсы "Администрирование Astra Linux 1.7" и "Расширенное администрирование Astra Linux 1.7".
В адрес Исполнителя была направлена претензия о необходимости исполнения контракта. В ходе проверки соответствия оказанных услуг условиям контракта составлено экспертное заключение от 14.11.2022 г. N 2-ГК-2022/67 по Контракту.
В связи с неисполнением обязательств по контракту, заказчиком направлена претензия с требованием об уплате штрафа. Исполнитель не приступил к оказанию услуг, не ответил на две ранее направленные претензии.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В связи с выявленными нарушениями Заказчик 24.11.2022 г. принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик разместил решение в ЕИС 24.11.2022 г.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании вышеуказанной нормы, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу 06.12.2022 г. (с учетом выходных дней).
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таким образом, законодательством для поставщика закреплен десятидневный срок на устранение нарушений условий контракта.
Комиссия Самарского УФАС России, проверив процедуру одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, не установила в действиях Заказчика нарушений порядка одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренного статьей 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик в результате действий (бездействий) Исполнителя лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Поставщика.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность АНО ДПО "Самарский центр электронного обучения" выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений контракта.
В указанном случае Исполнителем не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Самарский центр электронного обучения" (ИНН: 6318990470, адрес: 443058, САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. САМАРА, УЛ. ФИЗКУЛЬТУРНАЯ, д. 90, ком. 10), сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица *** ИНН: *** в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Исключить информацию об АНО ДПО "Самарский центр электронного обучения", *** из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр.
Приложение к решению Самарского УФАС России NРНП-63-468 от 14.12.2022 г.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+ II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочки в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочки в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочки в днях по II разделу |
|||
06.12.2022 |
08.12.2022 |
07.12.2022 |
0 |
07.12.2022 |
14.12.2022 |
14.12.2022 |
0 |
19.12.2022 |
19.12.2022 |
0 |
0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 19 декабря 2022 г. N РНП-63-468
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.12.2022