Резолютивная часть решения оглашена "15" декабря 2022 г.
В полном объеме решение изготовлено "20" декабря 2022 г.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия Тамбовского УФАС России) в составе:
руководитель комиссии - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
члены:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.,
в присутствии представителей:
Министерства градостроительства и архитектуры Тамбовской области (далее - Заказчик) - <_>,
ООО "Тамбовский мясной двор" (далее - ООО "ТМД", Общество, Поставщик) - <_.>,
проверив на основании статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 1078) обстоятельства одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 30.09.2022 N 0164200003022002891_344701 на приобретение жилых помещений (квартир) на вторичном рынке жилья в муниципальных районах Тамбовской области, общей площадью не менее 29 кв.м и не более 42 кв.м, для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (68:20:089), заключенного по итогам электронного аукциона N 0164200003022002891, и проведя в соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Тамбовское УФАС России поступило обращение Министерства градостроительства и архитектуры Тамбовской области (вх. от 09.12.2022 N 3589-ЭП/22) о направлении сведений об ООО "Тамбовский мясной двор" (392027, г. Тамбов, ул. Чичерина, д. 19, ИНН 6829096023) для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 30.09.2022 N 0164200003022002891_344701 на приобретение жилых помещений (квартир) на вторичном рынке жилья в муниципальных районах Тамбовской области, общей площадью не менее 29 кв.м и не более 42 кв.м, для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (68:20:089) по итогам электронного аукциона N 0164200003022002891, в связи с существенным нарушением условий контракта.
Заказчик сообщил обоснования причин расторжения контракта от 30.09.2022 N 0164200003022002891_344701 с ООО "Тамбовский мясной двор", представил подтверждающие документы. Руководствуясь ч. 13, п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 11.3 контракта Заказчик 25.11.2022 принял решение об одностороннем отказе от исполнения указанного контракта, которое размещено в единой информационной системе в сфере закупок.
ООО "Тамбовский мясной двор" представило в Тамбовское УФАС России письменные пояснения в опровержение позиции Заказчика по рассматриваемой ситуации (вх. от 13.12.2022 N 3690-ЭП/22).
Представитель ООО "ТМД" на рассмотрении дела пояснил, что Общество изучило извещение по рассматриваемой закупке, а также предыдущую аналогичную закупку от 10.11.2021 N 0164200003021003438 на приобретение жилых помещений (квартир) в Тамбовской области Тамбовского района административного центра, в которой по заключенному контракту N0164200003021003438_344701 от 01.12.2021 приобрелась квартира в Тамбовской области, Тамбовском районе, селе Двойня, ул. Центральная, д. 64, кв. 21. В соответствии с актом приема-передачи жилого помещения (квартиры) к указанному контракту данная квартира соответствовала условиям контракта без претензий к качеству жилого помещения. Исходя из изложенного ООО "ТМД" подало заявку на участие в рассматриваемом аукционе и предложило квартиру в селе Беломестная Двойня по ул. Центральная, д.32, кв. 5.
30.09.2022, подписав в ЕИС контракт в установленный срок, ООО "ТМД" предоставило независимую гарантию и начало подготовку квартиры к сдаче. В ходе ремонтных работ выяснилось, что данная квартира не подсоединена к центральной канализации. 01.11.2022 в адрес администрации Беломестнодвойневского сельсовета Тамбовского района было написано заявление о подключении квартиры к системе центральной канализации. Администрация Беломестнодвойневского сельсовета Тамбовского района в письме от 01.11.2022 исх. N 847 сообщила Обществу об отказе в присоединении к центральной канализации, так как центральная канализация в селе Беломестная Двойня отсутствует.
ООО "ТМД" письменно предложило Заказчику (исх. от 02.11.2022 N 42) изменить характеристики технического задания на улучшенные, а именно заменить центральную канализацию на локальное очистное сооружение, мотивируя это тем, что в соответствии с п.4 Постановления Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма cпециализированных жилых помещений" жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
На основании изложенного ООО "ТМД" считает, что отсутствуют основания для включения Общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия Тамбовского УФАС России в рамках своей компетенции в ходе проверки обстоятельств одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 30.09.2022 N 0164200003022002891_344701, заключенного с ООО "ТМД", рассмотрев материалы Заказчика и пояснения Общество, документы закупки, а также, проведя внеплановую проверку, установила следующее.
По итогам электронного аукциона N 0164200003022002891 между Заказчиком и Поставщиком 30.09.2022 заключен контракт N 0164200003022002891_344701 на приобретение жилых помещений (квартир) на вторичном рынке жилья в муниципальных районах Тамбовской области, общей площадью не менее 29 кв.м и не более 42 кв.м, для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (68:20:089), на сумму 1 626 666,57 рублей.
Описание объекта закупки и Техническое задание (приложение N 1 к контракту), размещенные в единой информационной системе в сфере закупок, содержит, в том числе, следующие требования к жилому помещению (квартире):
"Место расположения: Тамбовская область, Тамбовский район, административный центр";
Система жизнеобеспечения: - канализация центральная - наличие".
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0164200003022002891 от 15.09.2022 на участие в Аукционе была подана единственная заявка N 1 ООО "Тамбовский мясной двор", которая была признана соответствующей требования Закона о контрактной системе и извещению о закупке. На основании п. 1 ч. 1 ст. 52 Закона о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся. Комиссия по осуществлению закупок Заказчика приняла решение заключить контракт с ООО "Тамбовский мясной двор".
В заявке ООО "Тамбовский мясной двор" предложило квартиру, расположенную в Тамбовской области, Тамбовском районе, селе Беломестная Двойня, ул. Центральная, д. 32, кв. 5. Также в заявке было указано, в том числе, канализация центральная - наличие.
Представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком 27.10.2022 был направлен запрос (исх. N 4901-06/3755) в адрес администрации Беломестнодвойневского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области о подтверждении информации о наличии либо об отсутствии центральной канализации в селе Беломестная Двойня.
28.10.2022 администрации Беломестнодвойневского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области письменно (исх. N 841) подтвердила факт отсутствия центральной канализации в многоквартирных домах с Беломестная Двойня.
ООО "ТМД" письменно предложило Заказчику (исх. от 02.11.2022 N 42) на основании ч. 7 ст. 95 Закона о контрактной системе изменить характеристики Технического задания относительно центральной канализации на улучшенные, а именно заменить центральную канализацию на локальное очистное сооружение.
Заказчик на доводы, указанные в письме Общества от 02.11.2022 об изменении технических характеристик, отказал Обществу в невозможности замены центральной канализации на локальное очистное сооружение как улучшенной характеристики, о чем сообщил ООО "ТМД" письменно 14.11.2022 (исх. N 49.01-06/4066).
Согласно подпункту "б" пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) поставщик (подрядчик, исполнитель) представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте "а" пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 11.3 контракта Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта если в ходе исполнения контракта установлено, что Продавец не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии указанным требованиям, что позволило ему стать победителем определения Продавца.
Согласно п. 11.4 контракта расторжение контракта в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ от 05 апреля 2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Учитывая, что ООО "ТМД" представлена недостоверная информация о наличии центральной канализации в предложенной квартире, Заказчиком 25.11.2022 на основании п.1 ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе и п. 11.3 контракта принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 30.09.2022 0164200003022002891_344701, заключенного с ООО "ТМД".
Согласно ч. 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно сведениям единой информационной системе в сфере закупок решение об одностороннем отказе размещено Заказчиком и получено Поставщиком 25.11.2022.
В соответствии с нормами законодательства о контрактной системе в сфере закупок Поставщику в десятидневный срок с даты надлежащего уведомления предоставлено право устранить нарушение условий контракта, которое послужило основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
В связи с тем, что в десятидневный срок с даты надлежащего уведомления Поставщика об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта действий со стороны Общества по исполнению надлежащим образом своих обязательств по контракту предпринято не было, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 30.09.2022 N 0164200003022002891_344701 вступило в законную силу 06.12.2022.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в статье 1 Закона о контрактной системе, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, а, следовательно, защиту государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вышеуказанными действиями (бездействием) нарушаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и сроков исполнения контракта, исключается (умаляется) эффективность использования бюджетных средств, обеспечение публичных интересов в рамках соответствующих правоотношений. Участник аукциона, самостоятельно принявший решение об участии в размещении заказа и претендующий на заключение государственного (муниципального) контракта и его надлежащее исполнение, обязан учесть специфику заключения и исполнения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с частью 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Следует учитывать, что лицо, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий/бездействия в противоречие требованиям этого Закона, в том числе, в случае ненадлежащего исполнения контракта. При этом такими действиями/бездействием не соблюдаются права заказчика относительно условий (выявленные им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях.
Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что Заказчик в значительной степени лишился того, на что рассчитывал при заключении контракта.
Данная закупка имеет важное значение для Заказчика и неисполнение ООО "ТМД" обязательств по контракту привело к срыву закупки квартиры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации":
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Материалами дела обстоятельств, предусмотренных п. 15 Постановления Правительства РФ N 1078, не установлено.
При таких обстоятельствах Комиссия Тамбовского УФАС России, с учетом всех фактов и доказательств, усматривает в действиях ООО "ТМД" недобросовестное поведение, выраженное в предоставлении недостоверной информацию о наличии центральной канализации в предложенной квартире, что позволило ему стать победителем в рассматриваемой закупке.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Тамбовского УФАС России не выявлены нарушения Заказчиком требований, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, при принятии решения об одностороннем расторжении контракта.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 95, статьей 104 Закона о контрактной системе и пунктом 13 Постановления Правительства РФ N 1078, Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Министерством градостроительства и архитектуры Тамбовской области в отношении общества с ограниченной ответственностью "Тамбовский мясной двор" (392027, г. Тамбов, ул. Чичерина, д. 19, ИНН 6829096023), лица, исполняющего функции единоличного органа Общества, - <_> включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года в связи с односторонним расторжением контракта.
2. Датой включения сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Тамбовский мясной двор" и его <_> в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
3. Датой исключения сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Тамбовский мясной двор" и его <_..> из реестра недобросовестных поставщиков считать дату по истечении двух лет с момента размещения указанных сведений на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Руководитель комиссии |
В.В. Иванов |
|
|
Члены комиссии Н.Е. Козлова
Т.В. Четверткова
Исп. Четверткова Т.В.
тел. 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 20 декабря 2022 г. N 068/10/104-714/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2022