Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 5789-ИП/22 от 10.12.2022) на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона на поставку средств индивидуальной защиты (самоспасатели) для нужд ГБУЗ ЛО "Всеволожская КМБ" в 2023 году.
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме 01.12.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 921 102,00 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе, аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно доводам жалобы Заявителем оспариваются положения извещения об осуществлении закупки. По мнению Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом составлено описание объекта закупки.
Комиссия установила, что объектом рассматриваемой закупки является поставка средств индивидуальной защиты (самоспасатели) для нужд ГБУЗ ЛО "Всеволожская КМБ" в 2023 году.
Описанием объекта закупки предусмотрены следующие требования к поставляемому товару:
N п/п |
Наименование товара |
Технические характеристики (неизменяемые показатели) |
Наименование показателя, ед.измерения |
Требования к значению показателя |
1 |
Самоспасатель фильтрующий |
Фильтрующий самоспасатель должен представлять собой средство индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека, в котором вдыхаемый человеком воздух очищается в комбинированном фильтре самоспасателя, а выдыхаемый воздух удаляется в окружающую среду. В комплект фильтрующего самоспасателя должны входить: Рабочая часть (капюшон со смотровым окном и полумаской или четвертьмаской, комбинированный фильтр). Сумка (обеспечивающая возможность хранения и переноски). Эксплуатационная документация. Тип фильтрующего самоспасателя в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" ТР ТС 019/2011 - универсальный. Требования к техническим характеристикам Фильтрующий самоспасатель должен обеспечивать защиту органов дыхания, глаз и кожных покровов головы человека от аэрозолей различной природы, паров и газов опасных химических веществ, соответствующих маркам фильтров А, В, Е, К, SX(CO) или (CO). Требования к качественным и эксплуатационным характеристикам Капюшон фильтрующего самоспасателя должен полностью закрывать голову человека. Капюшон имеет только один размер. Капюшон удобный и комфортным для ношения и не вызывать наминов третьей степени мягких тканей лица, шеи, головы человека и болевых ощущений в течение времени защитного действия фильтрующего самоспасателя. Капюшон при использовании не ограничивает подвижность головы, шеи, рук и туловища человека. Капюшон позволяет ведение переговоров между людьми, использующими самоспасатели (в конструкции не предусмотрены загубники, зажимы для носа и иные приспособления, препятствующие возможности ведения переговоров). Конструкция смотрового окна капюшона должна препятствовать его запотеванию, существенно затрудняющему обзор человеку в самоспасателе. Смотровое окно капюшона соединено (сварено) с капюшоном без применения ниток, которые могут прогорать при воздействии пламени, что может привести к нарушению целостности капюшона и проникновению под него продуктов горения. Капюшон самоспасателя сигнального цвета (красный или желтый), в соответствии с ГОСТ 12.4.026-2015. В конструкцию капюшона включена полумаска или четвертьмаска, которая закрывает нос и рот человека, изолируя подмасочное пространство от остального пространства под капюшоном. Полумаска или четвертьмаска и комбинированный фильтр жестко закреплены между собой без применения резьбовых разборных соединений (креплений, втулок) в целях исключения раскручивания (самоотвинчивания), способствующего проникновению отравляющих веществ в зону дыхания. Комбинированный фильтр фильтрующего самоспасателя обеспечивает защиту одновременно от газов, паров и аэрозолей. Корпус комбинированного фильтра выполнен из сплава по ГОСТ 4784-2019 "Межгосударственный стандарт. Алюминий и сплавы алюминиевые деформируемые Марки" (обеспечивает возможность визуального обнаружения видимых повреждений корпуса комбинированного фильтра - образования вмятин, за счет отсутствия обратимой деформации материала, что позволяет определить пригодность самоспасателя к применению после его извлечения из герметичной упаковки). Конструкция фильтра самоспасателя исключает попадание слюны и конденсата в фильтр, для чего шихта и противоаэрозольный элемент комбинированного фильтра отделены от пространства под полумаской клапаном вдоха или сеткой. Требования к маркировке Маркировка содержит: наименование изделия; наименование изготовителя; защитные свойства; обозначение технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" ТР ТС 019/2011; единый знак обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза; дату (месяц, год) изготовления; сведения о документе, в соответствии с которым изготовлен фильтрующий самоспасатель; другую информацию в соответствии с документацией изготовителя. Требования к упаковке Фильтрующие самоспасатели переданы заказчику в таре и/или упаковке. Фильтрующие самоспасатели затарены и/или упакованы способом, обеспечивающим сохранность товаров такого рода при обычных условиях хранения и транспортирования. Требования к безопасности Фильтрующий самоспасатель разработан и изготовлен таким образом, чтобы при его применении по назначению и выполнении требований к эксплуатации и техническому обслуживанию он обеспечивал: необходимый уровень защиты жизни и здоровья человека от вредных и опасных факторов; отсутствие недопустимого риска возникновения ситуаций, которые могут привести к появлению опасностей; необходимый уровень защиты жизни и здоровья человека от опасностей, возникающих при применении фильтрующего самоспасателя. Требования к дате изготовления и сопроводительным документам. Поставляемые фильтрующие самоспасатели новые (товар, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства). Партия фильтрующих самоспасателей должен сопровождаться заверенной поставщиком копией сертификата соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" ТР ТС 019/2011 и иными документами, если их наличие является обязательным для данного вида товара в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и международных договоров. |
Коэффициенты проницаемости по тест-веществу через фильтрующий самоспасатель %. |
не более 2 |
Коэффициенты подсоса по тест-веществу (с жидкой или твердой дисперсной фазой) в зону дыхания и в зону глаз для фильтрующих самоспасателей %. |
не более 6 |
|||
Сопротивление дыханию в фильтрующем самоспасателе при расходе воздуха 95 дм3/мин на вдохе Па |
не более 800 |
|||
Сопротивление дыханию в фильтрующем самоспасателе при расходе воздуха 95 дм3/мин на выдохе Па |
не более 300 |
|||
Содержание диоксида углерода во вдыхаемом воздухе %. |
не более 2 |
|||
Время приведения в рабочее состояние фильтрующего самоспасателя сек. |
не более 60 |
|||
Масса фильтрующего самоспасателя кг. |
не более 1 |
В доводах жалобы Заявитель обращает внимание Комиссии на то, что установленные Заказчиком в извещении об осуществлении закупки требования к поставляемому товару ограничивают конкуренцию и общее количество участников закупки. По мнению Заявителя, требование к корпусу комбинированного фильтра, выполнение которого должно быть осуществлено из сплава по ГОСТ 4784-2019 "Межгосударственный стандарт. Алюминий и сплавы алюминиевые деформируемые Марки" (далее - ГОСТ 4784-2019), является ненадлежащим, так как нарушает положения статьи 33 Закона о контрактной системе.
По мнению Заявителя, установление потенциальным участником закупки соответствия сплава, из которого выполнен корпус фильтра, требованиям ГОСТ 4784-2019 не представляется возможным по причине отсутствия таких сведений в сертификатах соответствия и в эксплуатационной документации всех представленных на рынке сертифицированных самоспасателей.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
При этом Комиссия установила, что описание объекта закупки содержит обоснование необходимости соответствия корпус фильтра, требованиям ГОСТ 4784-2019, а именно Заказчиком предусмотрено:
Корпус комбинированного фильтра, выполненный из выполнен из сплава в соответствии с ГОСТ 4784-2019 обеспечивает возможность визуального обнаружения видимых повреждений корпуса комбинированного фильтра - образования вмятин, за счет отсутствия обратимой деформации материала, что позволяет определить пригодность самоспасателя к применению после его извлечения из герметичной упаковки. Конструкция фильтра самоспасателя исключает попадание слюны и конденсата в фильтр, для чего шихта и противоаэрозольный элемент комбинированного фильтра отделены от пространства под полумаской клапаном вдоха или сеткой.
На заседании Комиссии представителем Заказчика было пояснено, что для изготовления корпуса фильтра самоспасателя используются полуфабрикаты (листы или ленты алюминиевые), в отношении которых применяется ГОСТ 4784-2019 согласно области его применения. Заказчиком установлено требование о том, что корпус фильтра самоспасателя должен быть выполнен из одного из предусмотренных ГОСТ 4784-2019 сплавов. При этом в описании объекта закупки отсутствует требование указывать конкретный сплав алюминия. Установленным требованиям будет соответствовать любой самоспасатель, фильтр которого выполнен из сплава металла, подверженного деформации.
При этом представитель Заказчика также пояснил, что установленное требование к материалу корпуса фильтрующего самоспасателя является значимым для Заказчика, поскольку наличие вмятин на корпусе позволяет однозначно установить наличие повреждений составляющих фильтра: противоаэрозольного элемента и/или поглощающего слоя, возникавших при хранении или транспортировке продукции, следовательно, принять решение о применении другого (запасного) самоспасателя после извлечения его из упаковки. В случае с пластиковыми (полимерными, композитными материалами) корпусами, которые применяются некоторыми производителями, повреждения противоаэрозольного элемента и/или поглощающего слоя не могут быть визуально определены, так как пластиковый корпус обладает свойством обратимой деформации, то есть при механических воздействиях на корпус он сохраняет свою целостность, при этом противоаэрозолъный элемент и/или поглощающий слой повреждаются (деформируются), что снижает эффективность самоспасателя или полностью выводит его из строя. Отсутствие возможности визуального определения повреждений противоаэрозольного элемента и/или поглощающего слоя может привести к использованию в условиях чрезвычайной ситуации непригодного самоспасателя и, как следствие, причинению вреда здоровью пользователя путем отравления опасными химическими веществами.
Из вышеуказанного можно заключить, что у Заказчика наличествует обоснованная потребность в приобретении фильтрующего самоспасателя с корпусом фильтра, выполненного выполнен из предусмотренных ГОСТ 4784-2019 сплавов.
Таким образом, Комиссия не усматривает в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Навигатор-Т" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 16 декабря 2022 г. N 047/06/42-3561/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2022