Рассмотрев вопрос о состоянии дел по организации контроля за соблюдением мер нетарифного регулирования, Коллегия Государственного таможенного комитета Российской Федерации отмечает следующее.
За период с 1993 по 1996 год таможенными органами проделана значительная работа по совершенствованию таможенного контроля в части обеспечения соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности мер экономической политики и других мер нетарифного регулирования ВЭД. Отработан механизм контроля за ввозом и вывозом свыше 8000 категорий лицензируемых товаров, исключены случаи превышения квот лицензий. Определена и совершенствуется система контроля за соблюдением разрешительного, регистрационного и сертификационного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Проведенный анализ деятельности таможенных органов за 1995-1996 гг. показал, что увеличение в 1,8 раза выявленных случаев нарушений таможенных правил, связанных с несоблюдением нетарифных мер регулирования, обусловлено повышением эффективности работы отделов нетарифного и экспортного контроля и профессиональной подготовки сотрудников этих подразделений.
Вместе с тем, проблемам, связанным с соблюдением нетарифных мер регулирования в ряде региональных таможенных управлений и таможен уделяется недостаточное внимание. Выделенная штатная численность отделов нетарифного и экспортного контроля используется для решения иных вопросов, что негативно сказывается на выполнении возложенных на таможенные органы Таможенным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", "О защите прав потребителей" и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации функций по обеспечению контроля за соблюдением разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, жизни, здоровья человека, защите животных и растений, охраны окружающей среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров.
Из-за перегруженности отделов нетарифного и экспортного контроля, в связи с возложением на них дополнительных функций и их работы в усеченном составе, снижается качество и эффективность таможенного контроля, что либо, судя по значительному количеству жалоб участников ВЭД, приводит к необоснованным задержкам оформления, либо, наоборот, к бесконтрольному пропуску товаров, подлежащих нетарифному регулированию. Так, свыше 15% ввозимых товаров проходят таможенное оформление по поддельным сертификатам безопасности, что зачастую приводит к непредсказуемым последствиям. Выявлены факты бесконтрольного перемещения через таможенную границу Российской Федерации цианистого натрия, желтого фосфора и иных сильнодействующих ядов. Имеются случаи осуществления таможенного оформления продукции военного назначения и товаров, подлежащих контролю в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, с нарушением действующего порядка. Это приводит, по информации МИД России, к подрыву позиций Российской Федерации на международной арене, применению к России ответных санкций, препятствует вступлению Российской Федерации в ГАТТ/ВТО и иные международные организации и объединения.
С учетом того, что эффективность осуществления таможенного контроля за соблюдением нетарифных мер регулирования при перемещении товаров через таможенную границу имеет большое экономическое и политическое значение важно при разработке нормативных актов ГТК России, относящихся к ввозу/вывозу товаров, подлежащих тем или иным мерам нетарифного регулирования, полностью учитывать специфику порядка перемещения этих товаров, определенную законодательством Российской Федерации и ее международными обязательствами.
Необходимо также разработать механизм выявления поддельных сертификатов, используя, в том числе, возможность организации доступа таможенных органов к создаваемой всероссийской базе данных выданных сертификатов. Актуальным является вопрос о разработке методики отбора проб для проведения испытаний. Необходимо в кратчайшие сроки проработать вопрос введения контроля за безопасностью товаров, ввозимых в качестве гуманитарной помощи.
Нуждается в более четкой проработке и регламентации, в том числе и на правительственном уровне, порядок осуществления таможенного контроля за перемещением через таможенную границу Российской Федерации продукции военного назначения, товаров "двойного применения", лекарственных препаратов, озоноразрушающих веществ, опасных отходов, ядов, веществ против таблицы I и II Конвенции ООН о борьбе незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года, животных и растений.
В соответствии с требованиями, установленными соглашением Всемирной торговой организации, российским законодательством, следует активизировать работу по защите исключительных прав владельцев интеллектуальной собственности при осуществлении таможенного контроля за перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным, учитывая, что вопрос усиления таможенного контроля за соблюдением нетарифных мер регулирования ВЭД имеет важное государственное значение, Коллегия Государственного таможенного комитета Российской Федерации решила:
1. Управлению тарифного и нетарифного регулирования (Кудряшев А.О.) совместно с Оперативно-организационным управлением (Епифанов А.Ф.), Управлением таможенных режимов (Васильев А.Г.), Региональным таможенным управлением по борьбе с таможенными правонарушениями (Ванин М.В.) и Центральной таможенной лабораторией (Соложенцев В.А.) до 1 октября 1997 года подготовить и направить в Правительство Российской Федерации аналитическую записку содержащую:
- анализ состояния дел по соблюдению мер нетарифного регулирования внешней торговли страны в свете положений Федеральных законов"О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", "О защите прав потребителей", "О сертификации продукции и услуг";
- предложения по подготовке межведомственных нормативных актов, направленных на совершенствование взаимодействия и координации деятельности компетентных федеральных министерств и ведомств, формирующих и реализующих комплекс мер нетарифного регулирования внешней торговли.
2. В целях организации надлежащего контроля за безопасностью ввозимых товаров и пресечения возможных фальсификаций документов, подтверждающих соответствие импортируемой продукции установленным в Российской Федерации стандартам, реализовать следующие мероприятия:
2.1. Управлению тарифного и нетарифного регулирования (Кудряшев А.О.), Оперативно-организационному управлению (Епифанов А.Ф.) совместно с Госстандартом России во втором полугодии 1997 года проработать вопросы усиления контроля за товарами, ввозимыми на территорию Российской Федерации в качестве гуманитарной помощи, с целью обеспечения их соответствия требованиям безопасности, установленным в Российской Федерации.
2.2. Управлению тарифного и нетарифного регулирования (Кудряшев А.О.), Правовому управлению (Кутлубаев Н.М.) разработать порядок взаимодействия ГТК России с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль и надзор за качеством и безопасностью потребительских товаров.
2.3. Управлению тарифного и нетарифного регулирования (Кудряшев А.О.), Региональному информационно-техническому управлению (Чупланов А.Н.) принять участие в разработке создаваемой по инициативе ГКАП России Всероссийской автоматизированной системы по безопасности и качеству потребительских товаров. Организовать работы по информационному обмену и использованию таможенными органами баз данных по выданным органами сертификации документом по безопасности с использованием каналов связи всероссийской автоматизированной системы "Выборы".
2.4. Региональному таможенному управлению по борьбе с таможенными правонарушениями (Ванину М.В.), Правовому управлению (Кутлубаев Н.М.) совместно с Управлением тарифного и нетарифного регулирования (Кудряшев А.О.) разработать методические рекомендации, предусматривающие применение более жестких санкций в отношении лиц, перемещаемых товары через таможенную границу Российской Федерации с использованием поддельных документов по безопасности и качеству товаров.
2.5. Управлению тарифного и нетарифного регулирования (Кудряшев А.О.), Оперативно-организационному управлению (Епифанов А.Ф.) с привлечением Госстандарта России разработать нормативные акты по таможенному оформлению ряда категорий товаров, в отношении которых в настоящее время не существует порядка подтверждения безопасности:
- товары, бывшие в употреблении;
- химические средства защиты растений и т.д.
2.6. Управлению тарифного и нетарифного регулирования (Кудряшев А.О.) совместно с Оперативно-организационным управлением (Епифанов А.Ф.) до 1 ноября 1997 года подготовить нормативный акт об усилении роли таможенного досмотра в процедуре определения соответствия представляемых к таможенному оформлению товаров и предъявляемых документов по безопасности и качеству.
2.7. Управлению тарифного и нетарифного регулирования (Кудряшев А.О.), Оперативно-организационному управлению (Епифанов А.Ф.), Центральной таможенной лаборатории (Соложенцев В.А.) разработать методические указания по выявлению фальсифицированных документов по безопасности, а также схему процедур отбора проб на проведение соответствующих испытаний.
2.8. Управлению тарифного и нетарифного регулирования (Кудряшев А.О.), Правовому управлению (Кутлубаев Н.М.) подготовить проект приказа ГТК России об осуществлении таможенного контроля за товарами, подлежащими сертификации на пожарную безопасность, согласовав с МВД России и Госстандартом России.
2.9. Управлению тарифного и нетарифного регулирования (Кудряшев А.О.) совместно с Госстандартом России до 1 октября 1997 года проработать вопросы, связанные с уточнением перечней товаров, подлежащих обязательной сертификации.
3. В целях повышения эффективности работы ГТК России по организации контроля за безопасностью ввозимых товаров, активизации работы по защите прав на объекты интеллектуальной собственности при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, создания нормативной базы, соответствующей положениям Соглашений по техническим барьерам в торговле, по санитарным и фитосанитарным мерам, ТРИПС и иным соглашениям ГАТТ/ВТО, признать необходимым создание в Управлении тарифного и нетарифного регулирования ГТК России специализированного отдела по контролю за перемещением объектов интеллектуальной собственности и товаров, подлежащих сертификации, за счет перераспределения существующей численности подразделений ГТК России, а в Центральной таможенной лаборатории, за счет выделения дополнительной штатной численности, - аналитической группы по нетарифному регулированию.
Управлению кадров и учебных заведений (Азаров Ю.Ф.), Управлению тарифного и нетарифного регулирования (Кудряшев А.О.), Финансовому управлению (Городецкий П.Г.) подготовить:
- до 10.09.97 проект приказа о создании аналитической группы по нетарифному регулированию в ЦТЛ;
- до 01.10.97 г. проект приказа о создании отдела по контролю за перемещением объектов интеллектуальной собственности и товаров, подлежащих сертификации, в УТиНР ГТК России.
4. Управлению кадров и учебных заведений (Азаров Ю.Ф.), Управлению тарифного и нетарифного регулирования (Кудряшев А.О.) в целях повышения квалификации сотрудников таможенных органов по обеспечению контроля за соблюдением нетарифных мер регулирования до 22 сентября 1997 года разработать план проведения в 1997-1998 годах региональных семинаров по организации контроля за соблюдением нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.
5. Управлению тарифного и нетарифного регулирования (Кудряшев А.О.), Центральной таможенной лаборатории (Соложенцев В.А.) в двухмесячный срок разработать и утвердить схему оперативного взаимодействия таможенных органов и таможенных лабораторий при оформлении и контроле отдельных категорий товаров (товары "двойного применения", опасные отходы, озоносодержащая продукция и т.д.).
6. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ГТК России, в месячный срок:
6.1. Провести совещания по вопросам усиления контроля за соблюдением мер нетарифного регулирования.
6.2. Обеспечить выполнение приказов ГТК России от 23.05.94 N 223 и от 02.02.95 N 58.
6.3. Представить в Управление тарифного и нетарифного регулирования (Кудряшев А.О.) предложения по формированию в отделах нетарифного и экспортного контроля таможен, осуществляющих оформление вооружения и военной техники, группы по контролю за ввозом/вывозом продукции военного назначения из сотрудников, имеющих право доступа к секретным документам.
7. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на заместителя Председателя ГТК России Мещерякова В.И.
Председатель Коллегии, |
А.С. Круглов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение коллегии ГТК РФ от 31 июля 1997 г. "Об усилении контроля за соблюдением мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности"
Текст решения официально опубликован не был