Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России А.П. Рудакова,
члены Комиссии:
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Э.С. Велиляева,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.В. Бачинская,
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей интересов:
- ГБУЗ РК "Крымский республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи" (далее - Заказчик) - Марченко И.И. (по доверенности);
- ИП Страхов Михаил Петрович (далее - Заявитель) - Гатауллина Е.В. (по доверенности),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Приобретение медицинских расходных материалов" (извещение N 0375200039922000148) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик размещает в составе извещения об осуществлении закупки описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно первому и третьему доводам жалобы Заявителя: "В п.5 и 6. Заказчик установил техничесие показатели товаров не соответствующие по своим параметрам.
Объем - это количественная характеристика пространства, занимаемого телом, конструкцией или веществом.
Формула расчета объема конусообразного предмета : V=31h(r12+r1r2+r22)
(r1 - радиус нижнего основания усеченного конуса; r2 - радиус верхнего основания усеченного конуса; h - высота усеченного конуса)
Объем закупаемого товара, указанного в п.5 рассчитывается по указанной формуле и равен 30,22л., но никак не 6 литрам, как указано в описании, следовательно, поставить товар по данным техническим характеристикам априори невозможно, что в свою очередь, ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее и достоверное предложение в составе заявки на участие в аукционе:
5 |
Контейнер для отходов с биологическими загрязнениями
32.50.50.190-00000046 |
Устройство в виде контейнера, который позволяет безопасно отложить, собирать и хранить загрязненные и/или другие опасные биологические материалы; это могут быть отходы со следами крови, слюны, мочи, кала или контактировавшие с ними предметы. Не предназначен для целей ИВД. Этот контейнер состоит из металлических и/или компонентов из твердого пластика и обычно выстилается одноразовым прокладочным материалом. Обычно устройство оборудовано самозакрывающейся крышкой и маркируется ярлыком с символом загрязненного материала. Содержимое контейнера утилизируется, обычно путем сжигания. Это изделие многоразового использования |
|
соответствие |
Объем |
л |
не менее 6,0 |
||
Размеры: | ||||
Высота |
мм |
не более 190 |
||
Верхний диаметр |
мм |
не менее 230 |
||
Нижний диаметр |
мм |
не менее 220 |
6 |
Контейнер для отходов с биологическими загрязнениями
32.50.50.190-00000046 |
Устройство в виде контейнера, который позволяет безопасно отложить, собирать и хранить загрязненные и/или другие опасные биологические материалы; это могут быть отходы со следами крови, слюны, мочи, кала или контактировавшие с ними предметы. Не предназначен для целей ИВД. Этот контейнер состоит из металлических и/или компонентов из твердого пластика и обычно выстилается одноразовым прокладочным материалом. Обычно устройство оборудовано самозакрывающейся крышкой и маркируется ярлыком с символом загрязненного материала. Содержимое контейнера утилизируется, обычно путем сжигания. Это изделие многоразового использования |
|
соответствие |
Объем |
л |
не менее 6,0 |
||
Размеры: | ||||
Высота |
мм |
не более 190 |
||
Верхний диаметр |
мм |
не менее 230 |
||
Нижний диаметр |
мм |
не менее 220 |
Форма контейнера |
|
конусообразная |
Для обеспечения удобства перемещения. Соответствует потребности Заказчика |
В п.8. Заказчик указал следующие требования к товару: Контейнер 35л многоразовый
Кроме того, в п.8 Заказчик установил техничесие показатели товаров не соответствующие по своим параметрам.
8 |
Контейнер для отходов с биологическими загрязнениями
32.50.50.190-00000046 |
Устройство в виде контейнера, который позволяет безопасно отложить, собирать и хранить загрязненные и/или другие опасные биологические материалы; это могут быть отходы со следами крови, слюны, мочи, кала или контактировавшие с ними предметы. Не предназначен для целей ИВД. Этот контейнер состоит из металлических и/или компонентов из твердого пластика и обычно выстилается одноразовым прокладочным материалом. Обычно устройство оборудовано самозакрывающейся крышкой и маркируется ярлыком с символом загрязненного материала. Содержимое контейнера утилизируется, обычно путем сжигания. Это изделие многоразового использования |
|
соответствие |
Объем |
л |
не менее 35 |
||
Размеры: | ||||
Высота |
мм |
не более 190 |
||
Верхний диаметр |
мм |
не менее 230 |
||
Нижний диаметр |
мм |
не менее 220 |
||
Цвет |
|
желтый |
||
Форма контейнера |
|
круглая |
При указании разных диаметров в верхней и нижней части контейнера форма такого контейнера не может быть КРУГЛОЙ, она может быть только конусообразной.
При расчете объема такого контейнера по заданным параметрам: равен 30,22л., но никак не "не менее 35л.", как указано в описании, следовательно, поставить товар по данным техническим характеристикам априори невозможно, что в свою очередь, ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее и достоверное предложение в составе заявки на участие в аукционе".
В своих возражениях Заказчик указал, что Заявителем представлен недостоверный расчет объема по пунктам 5 и 6 Технического Задания.
Таким образом, Комиссия установила, что объем по расчетам Заявителя составляет 30,22 л., что полностью соответствует условиям пунктов 5 и 6 Технического задания по закупке, попадая в диапазон, установленный Заказчиком. Кроме того, Заказчиком предоставлены расчеты, которые использовались при составлении Технического задания, и которые предусматривают предоставление участником закупки Контейнера для отходов с биологическими загрязнениями объемом не менее 6 л. Учитывая изложенное, первый и третий доводы признаются необоснованными.
Согласно второму и четвертому доводам жалобы: "В п. 7 Заказчик установил технические показатели товаров: Контейнер одноразовый объем 2,5л, при этом размеры его 112*39*113 мм.
Формула расчета объема прямоугольного предмета V = A * B * C
Где: А - длина; В - ширина;С - высота.
При вычислении объема по заданным Заказчиком размерам получается
112*39*113=493584 мм куб=0,493584 л. Результат расчета не соответствует заявленному объему в 2,5л., следовательно, поставить товар по данным техническим характеристикам невозможно, что в свою очередь, ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее и достоверное предложение в составе заявки на участие в аукционе. При этом параметры товара указаны точные.
7 |
Емкость для сбора колюще-режущих медицинских отходов
32.50.50.190-00001194 |
Комплект для удаления отходов, предназначенный для безопасного уничтожения биологически или химически зараженных острых предметов и для предотвращения телесного контакта медицинских работников с потенциально инфекционным материалом. Данный контейнер устойчив к проколам, герметичный, безопасно закрывается и обычно имеет универсальный ярлык биологической опасности. |
|
соответствие |
Объем |
л |
2,5 |
||
Размеры (длина*ширина*высота ) |
мм |
112*39*113 |
Форма |
|
прямоугольно-выпуклая |
Для обеспечения удобства перемещения. Соответствует потребности Заказчика |
В п.9. Заказчик установил технические показатели товара: Контейнер одноразовый 0,18л с параметрами 135*60*40 мм.
При расчете объема прямоугольного предмета V = A * B * C объем по заданным размерам получается 135*60*40=324000 мм куб=0,324 л. Что не соответствует заявленному объему в 0,18л.
9 |
Емкость для сбора колюще-режущих медицинских отходов
32.50.50.190-00001194 |
Комплект для удаления отходов, предназначенный для безопасного уничтожения биологически или химически зараженных острых предметов и для предотвращения телесного контакта медицинских работников с потенциально инфекционным материалом. Данный контейнер устойчив к проколам, герметичный, безопасно закрывается и обычно имеет универсальный ярлык биологической опасности. |
|
соответствие |
Объем (данная информация указана в регистрационном удостоверении) |
л |
0,18 |
||
Полезный объем |
л |
не менее 0,12 |
||
Размеры (длина*ширина*высота ) |
мм |
135*60*40 |
||
Цвет |
|
желтый |
||
Материал |
|
полипропилен |
||
Толщина стенки |
мм |
2 |
||
Крышка -заглушка красного цвета, имеет обод фиксации на контейнере и отверстия для бесконтактного снятия игл. Крышка-заглушка обеспечивает герметичное закрытие в двух положениях "временно" и "окончательно" закрыто- для безопасного хранения игл в процессе эксплуатации изделия. |
|
соответствие |
||
Форма контейнера |
|
прямоугольно-выпуклая |
Согласно возражениям Заказчика относительно пунктов 7 и 9 Технического задания: "Объём и описание пунктов 7 и 9 указаны в соответствии с потребностью Заказчика, однако в размерах допущена техническая ошибка, которая никак не повлияла на конкуренцию, так как в соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.12.2022 NИЭА1 на участие в закупке было подано 4 заявки, которые были признаны соответствующими требованиям извещения о проведении закупки и Закону о контрактной системе. Снижение начальной (максимальной) цены контракта составила 1,5%".
Исходя из устных и письменных пояснений Заказчика следует, что была допущена техническая ошибка при составлении технического задания по закупке в пунктах 7 и 9 Технического задания, на основании чего второй и четвертый доводы признаются обоснованными.
Вместе с тем, в жалобе Заявитель также указывает на то, что им был изучен рынок производителей идентичных товаров и было установлено, что в описании указан контейнер с точным объемом 0,18 литров, который не производится.
Однако в ответ на данное заявление Заказчиком, согласно сведениям из Государственного реестра медицинских изделий и организаций, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, были предоставлены в качестве доказательств своей позиции следующие документы:
1. РУ NРЗН 2018/7371 от 11.07.2018 г., производитель ООО "Энергия";
2. РУ NРЗН 2014/2254 от 18.03.2020 г., производитель ООО "Инновация".
Учитывая изложенное, указания Заявителя на отсутствие на рынке России контейнеров объемом 0,18 л. опровергаются имеющимися в материалах дела документами.
В соответствии с пятым доводом жалобы: "В отношении описания объекта закупки в Документации об аукционе Заказчику было направлено несколько запросов на уточнение и внесение изменений (9). По данным запросам Заказчик направил формальные ответы, которые не отвечают на конкретно поставленные участниками вопросы по закупаемым товарам".
В силу части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Из вышеуказанной нормы следует, что Законом о контрактной системе не предусмотрена определенная форма ответа на запрос о разъяснении положений документации закупки, что свидетельствует о том, что Заказчик дает ответы в свободной форме, при этом указывая предмет запроса, но не указывая участника закупки, от которого поступил такой запрос, что и было выполнено Заказчиком.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, а довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В соответствии с шестым доводом жалобы Заявителя: "В нарушение п.1. Постановления Правительства РФ от 19 апреля 2021 г. N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
"1. Установить, что при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает:
600 тыс. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей;
1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;"
Товары технологически и функционально не связаные между собой включены Заказчиком в один лот. Подтверждением того факта, что закупаемые товары не связаны технологически и функционально между собой может свидетельствовать то обстоятельство, что каждый приобретаемый товар выполняет свои функции без взаимозаменяемости и взаимодействия друг с другом ((решение Ставропольского УФАС России от 15.12.2015 N 1372).
Не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, необходимо отметить, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае исполнением требований Закона N 44-ФЗ должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в аукционной документации".
В силу пункта 1 Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Исходя из вышеуказанной нормы следует, что при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает 600 тыс. рублей; 1 млн. рублей; 1,5 млн. рублей.
Согласно извещению о закупке начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составляет 1 400 000,00 руб.
В пункте 1 Постановления Правительства РФ от 19 апреля 2021 г. N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" указано, что в случае превышения НМЦК 1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей, при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов.
В своих возражениях Заказчик пояснил, что согласно сведениям план-графика закупок товаров, работ, услуг на 2021 г. объем финансового обеспечения, направленного на закупку медицинских изделий у Заказчика составил 163 845 273,86 руб. В период с 01.01.2021 г. по 21.12.2021 г. заключено контрактов с пометкой "медицинского изделия", согласно сведениям Единой информационной системы в сфере закупок на сумму - 160 725 211,03 руб.
Следовательно, Заказчик в рассматриваемом случае вправе объединить в одном лоте медицинские изделия различных видов.
Таким образом, в действиях Заказчика не выявлено нарушение и Комиссией довод признан необоснованным.
Кроме того, Комиссией Крымского УФАС России установлено, что в соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.12.2022 NИЭА1 на участие в закупке было подано 4 заявки, которые закупочной комиссией Заказчика были признаны соответствующими требованиям извещения о проведении закупки и Закону о контрактной системе. Выявленная техническая ошибка в пунктах 7 и 9 Технического задания не повлекла за собой ограничение конкуренции, а также Заказчиком представлены доказательства о наличии на рынке двух производителей необходимых Заказчику товаров. Кроме того, участником закупки Заявитель не являлся и не представил доказательств нарушения его прав. Таким образом, учитывая изложенное Комиссией принято решение предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе Заказчику не выдавать.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.П. Рудакова
Члены Комиссии: Э.С. Велиляева
Т.В. Бачинская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 22 декабря 2022 г. N 082/06/106-1315/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2022