Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- зам. руководителя управления - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- специалиста 1 разряда отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
при участии посредством ВКС:
- представителей ФГБУ РМНПЦ "Росплазма" ФМБА России, по доверенности;
- представителя ООО "ИНКОМТОРГ", по доверенности;
рассмотрев жалобу ООО "ИНКОМТОРГ",
У С Т А Н О В И Л А:
21.12.2022 г. в Единой информационной системе в сфере закупок размещена жалоба ООО "ИНКОМТОРГ" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - ФГБУ РМНПЦ "Росплазма" ФМБА России при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий - аппаратов для плазмафереза, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия. (извещение N 0340100009922000209).
Заявитель сообщает, что Заказчиком при формировании описания объекта закупки нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), поскольку совокупность указанных характеристик соответствует товару конкретного производителя по позиции 1 - "Fresenius Kabi AG" Германия, по позиции 2 - "Sichuan Nigale Biotechnology co., LTD." Китай. Кроме того, объединено в один лот оборудование, выпускаемое различными производителям, что нарушает Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Рассмотрение жалобы назначено на 27.12.2022 г. Стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Представители Заказчика подтвердили письменные пояснения, сообщили, что извещение о проведении электронного аукциона сформировано в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, по позиции N 1 технического задания к поставке может быть предложен аппарат плазмафереза производства "Fresenius Kabi AG". Эксплуатацией аппаратов указанного производителя Заказчик занимается более 15 лет, и рабочее пространство организовано именно под данный тип аппаратов. По позиции N 2 технического задания к поставке предложено 3 вида аппаратов ("Sichuan Nigale Biotechnology co., LTD." Китай, "Haemonetics Corporation" США, ООО "ПРОФИТ ФАРМ" Россия). Участниками рассматриваемой закупки могут выступать не только производители медицинского оборудования, но и поставщики, имеющие возможность приобретать товар у любых производителей. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении числа участников закупки. В соответствии с ч. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 19.04.2021 N 620 не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при превышении цены контракта в установленных значениях, к поставке требуются аппараты плазмафереза, которые имеют единую функцию - получение дозы плазмы крови от донора. Кроме того, в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий данные аппараты имеют единый код КТРУ - 26.60.13.190-00000046 и единый код номенклатурной классификации медицинских изделий - 262900. Считает, что извещение, составлено в полном соответствии с требованиями Закона о конртактной системе. Указывают, на участие в электронном аукционе было подано 2 заявки, что подтверждает отсутствие ограничений на участие в аукционе. В результате торга экономия составила 1 394 883 руб. Просят признать жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
15.12.2022 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340100009922000209 о проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий - аппаратов для плазмафереза, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия. Начальная (максимальная) цена контракта - 46 496 100,00 руб.
Согласно Техническому заданию (описание объекта закупки) к поставке требуются аппараты для плазмафереза, со следующими характеристиками:
N |
Наименование товара, единицы измерения, количество, код каталога товаров, работ, услуг, место поставки |
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара и их значения |
1 |
Система афереза - 7 шт.
26.60.13.190-00000046 |
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара и их значения, которые не подлежат изменению участником закупки |
|
- г. Кирово-Чепецк, Кировской области, ул. Зверева, д. 9 - г. Волжск, Республика Марий Эл, ул. Грибоедова, д. 2 - г. Вятские Поляны, ул. Лермонтова, д. 2 - г. Яранск, ул. Халтурина, д. 8Б
|
Аппарат предназначен для получения плазмы крови от человека автоматическим методом |
|
Качество получаемой плазмы: получение лейкофильтрованной плазмы, отсутствие необходимости дополнительной лейкофильтрации |
|
|
Механизм получения плазмы - мембранная фильтрация |
|
|
Монитор контроллера - цветной сенсорный экран по типу "тач скрин" |
|
|
Мониторинг - графический интерфейс на основе пиктограмм |
|
|
Контроль и цифровая индикация параметров работы аппарата |
|
|
|
Индикация - световая и звуковая индикация превышения заданных режимов работы и аварийных ситуаций |
|
|
Автоматическая остановка аппарата и блокировка магистралей при аварийных ситуациях |
|
|
Низкая концентрация антикоагулянта для снижения вероятности цитратных реакций |
|
|
Наличие дисплея донора |
|
|
Автоматическая подача антикоагулянта в заданном соотношении к крови |
|
|
Наличие резервного источника энергии для сохранения параметров процедуры в случае отключения основного источника энергии |
|
|
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара (единицы измерения), значения которых подлежат конкретизации участником закупки |
|
|
Объем экстракорпорального контура донора, мл : Не более 200 (Указать одно конкретное значение) |
2 |
Система афереза - 23 шт.
26.60.13.190-00000046 |
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара и их значения, которые не подлежат изменению участником закупки |
|
город Киров, ул. Воровского , 107 |
Аппарат предназначен для получения плазмы крови от человека автоматическим методом |
|
|
Принцип действия - прерывисто-поточный |
|
|
Механизм получения плазмы - центрифугирование, фильтрация с центрифугированием |
|
|
Камера сепарации - центрифужный колокол |
|
|
Cосудистый доступ одноигольный |
|
|
Возмещение плазмы физиологическим раствором в течение нескольких циклов процедуры |
|
|
Мониторинг - графический интерфейс на основе пиктограмм |
|
|
Контроль и цифровая индикация параметров работы аппарата |
|
|
Индивидуальный подбор параметров под конкретную процедуру и донора |
|
|
Автоматическая загрузка насосов и заполнение магистралей |
|
|
Интуитивно понятный интерфейс управления, дисплей и сенсорная цифровая клавиатура |
|
|
Возможность изменения параметров программы во время процедуры |
|
|
Отображение полного обработанного объема крови и собранной плазмы |
|
|
Наличие датчика примесей свободного гемоглобина и тромбоцитов в плазме |
|
|
Давление манжеты: 40 - 99 мм рт.ст., 5,3 - 13,3 кПа |
|
|
Длительность процедуры 30 - 35 минут |
|
|
Объем физиологического раствора: от 0 до 750 мл, с возможностью произвольного задания объема возмещения физраствора по окончании каждого цикла, а также произвольного открытия и закрытия подачи физиологического раствора в любой момент, независимо от программных установок |
|
|
Соотношение антикоагулянт / цельная кровь: |
|
|
Скорость насоса крови: от 20 до 125 мл/мин |
|
|
Скорость возврата крови: от 20 до 120 мл/мин |
|
|
Размеры в транспортном положении (Д х Ш х В), мм: не более 550 х 410 х 470 |
|
|
Размеры в рабочем состоянии (Д х Ш х В), мм: не более 570 х 450 х 730 |
|
|
Масса аппарата не более 50 кг |
|
|
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара (единицы измерения), значения которых подлежат конкретизации участником закупки |
|
|
1. Объем экстракорпорального контура донора, мл : Не более 275 (Указать одно конкретное значение) |
|
|
2. Скорость центрифуги, об/мин: Не менее 7000 (Указать одно конкретное значение) |
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Техническое задание электронного аукциона N 0340100009922000209 содержит функциональные, технические и качественные характеристики закупаемого товара, максимальные и (или) минимальные значения показателей, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям. В нем отсутствуют требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, что свидетельствует о соблюдении Заказчиком требований ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - постановление Правительства РФ N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
В соответствии с п. 4 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п. 5 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно п. 6 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с пунктом 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Как установлено Комиссией Кировского УФАС России по позиции КТРУ - 26.60.13.190-00000046 отсутствует описание товара.
Таким образом, руководствуясь Правилами использования КТРУ, Заказчиком осуществлено описание закупаемого товара в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе, предусматривающей самостоятельное установление требуемых характеристик закупаемого товара.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При подготовке извещения о проведении закупки Заказчиком было получено 3 коммерческих предложения от различных юридических лиц для формирования НМЦК, кроме того, Заказчик представил сведения из заявки участников, согласно которым к поставке предложены аппараты для плазмафереза производителей "Fresenius Kabi AG" Германия, "Sichuan Nigale Biotechnology co., LTD." Китай, "Haemonetics Corporation" США, ООО "ПРОФИТ ФАРМ" Россия, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки.
Согласно протоколу подведения итогов от 27.12.2022 г. N 0340100009922000209 на участие в электронном аукционе было подано 2 заявки (признаны соответствующими).
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Довод Заявителя не обоснован.
Доводы жалобы о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "ИНКОМТОРГ" на действия Заказчика - ФГБУ РМНПЦ "Росплазма" ФМБА России при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий - аппаратов для плазмафереза, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия. (извещение N 0340100009922000209).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 27 декабря 2022 г. N 043/06/106-1072/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.12.2022