Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
в присутствии представителей:
- от заказчика - Управление Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу - _
- от индивидуального предпринимателя Федоровой Валерии Геннадьевны (далее - ИП Федорова В.Г.) - представители не явились, о дате, месте, времени рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ИП Федоровой В.Г. и материалы дела N027/06/106-1723/2022, Комиссия Хабаровского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ИП Федоровой В.Г. на действия заказчика - Управление Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по пультовой охране объектов, техническому обслуживанию (перезарядке) огнетушителей, техническому обслуживанию автоматической установки пожарной сигнализации, автоматической установки пожаротушения, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, охранной сигнализации, системы контроля и управления доступом, системы охранного телевидения и системы гарантированного электроснабжения и дизель-генераторной установки (извещение N0122400000422000031).
Заявитель указывает в своей жалобе на незаконные требования к участникам закупки, а именно: установление требования о наличии действующей лицензии на осуществление частной охранной деятельности, что не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
На основании ст. 99 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение N0122400000422000031 о проведении аукциона в электронной форме размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 07.12.2022.
Объект закупки: оказание услуг по пультовой охране объектов, техническому обслуживанию (перезарядке) огнетушителей, техническому обслуживанию автоматической установки пожарной сигнализации, автоматической установки пожаротушения, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, охранной сигнализации, системы контроля и управления доступом, системы охранного телевидения и системы гарантированного электроснабжения и дизель-генераторной установки.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 220 000,00 рублей.
Источник финансирования: федеральный бюджет.
В ходе проведения внеплановой проверки заказчиком представлен мотивированный отзыв, в соответствии с которым, считает жалобу необоснованной в полном объеме.
Изучив материалы дела N7-1/340, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе).
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе содержит правило, согласно которому описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В объект закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
При осуществлении закупки заказчик наделен правом самостоятельного формирования лотов, однако оно не должно входить в противоречие с общими принципами Закона о контрактной системе в части обеспечения потенциальным претендентам гарантий по реализации их права на участие в торгах, эффективность использования бюджетных средств и развитие добросовестной конкуренции.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона (ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе).
Пунктом 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 32 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N99-ФЗ) в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности, в том числе: частная охранная деятельность.
В соответствии со ст. 15.1 Закона РФ от 11.03.1992 N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" частная охранная организация может быть создана только в форме общества с ограниченной ответственностью и не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной. Частная охранная организация не может являться дочерним обществом организации, осуществляющей иную деятельность, кроме охранной.
В соответствии с приложением к извещению Раздел I.1. общие условия проведения аукциона в электронной форме заказчиком установлен перечень документов, копии которых должны быть предоставлены в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе Наличие лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2001 г. N99 ФЗ с изменениями от 30 декабря 2021 "О лицензировании отдельных видов деятельности", ГОСТ Р 54101-2010 "Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт". Лицензия должна позволять выполнять следующие виды работ: монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.
Согласно п. 3.2 Технического задания место оказания услуг: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, пр. Мира,40, Магаданская область, г. Магадан, пр. Ленина, 28-б, Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Луначарского, 138, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 69, Еврейская автономная область, г. Биробиджан, ул. Шолом- Алейхема, 55.
Вместе с тем, п. 4 Технического задания условия оказания услуг по охране объектов (пультовая охрана): исполнитель обязуется оказывать услуги по охране (пультовая охрана) на объекте Управления Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу (Хабаровскстата), расположенном по адресу г. Комсомольск-на-Амуре, проспект Мира, 40.
Также заказчиком установлено, что исполнитель обязан иметь лицензию на осуществление охранной деятельности в соответствии с "Положением о лицензировании частной охранной деятельности" утвержденного Постановлением Правительства РФ N498 от 23.06.2011.
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России, заказчиком в рамках осуществления закупки путем проведения электронного аукциона N0122400000422000031 объединены в один лот осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, так и осуществление услуг по охране (пультовая охрана). При этом указанное объединение в один лот влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Формирование лота подобным образом исключает возможность участия в торгах участников, заинтересованных в выполнении государственного контракта и в осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, поскольку частная охранная организация может быть создана только в форме общества с ограниченной ответственностью и не может осуществлять иную деятельность.
Доводы заказчика о возможности привлечения субподрядных организаций со стороны участника закупки отклоняются Комиссией Хабаровского УФАС России, поскольку рассматриваемые работы (услуги) не являются взаимосвязанными, при этом заказчиком фактически исключено участие в закупке любых охранных организаций.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, что образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.1 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, по результатам проведения внеплановой проверки и изучения аукционной документации, Комиссия Хабаровского УФАС России отмечает следующее.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (часть 4 статьи 34 Закона о контрактной системе).
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу части 6 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
На основании положений статьи 34 Закона о контрактной системе постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (далее - Правила N 1042).
Пунктом 11 Правил N1042 установлено, что общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
В соответствии с пунктом 12 Правил N1042 общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
Согласно п. 9.4 проекта контракта общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, не может превышать цену настоящего контракта.
Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, не может превышать цену настоящего контракта (п. 9.5 проекта контракта).
Проанализировав условия пунктов 9.4, 9.5 проекта контракта, а именно: "Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, не может превышать цену настоящего контракта", "Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, не может превышать цену настоящего контракта", на предмет его соответствия, приведенным выше нормам права, приняв во внимание, что положение пунктов 11, 12 Правил N1042 фактически ограничивает ценой контракта предельные суммы начисляемых в ходе исполнения контракта штрафов, а не пени, которая является отличным от штрафа видом санкций, Инспекция Хабаровского УФАС России пришла к выводу о том, что указанное условие контракта не соответствует требованиям пунктов 11, 12 названных Правил, нарушает положения частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
В силу ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Частью 1 ст. 45 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии, выданные:
1) банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи;
2) государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ";
3) фондами содействия кредитованию (гарантийными фондами, фондами поручительств), являющимися участниками национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства, предусмотренной Федеральным законом от 24 июля 2007 года N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - региональные гарантийные организации), соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.7 настоящей статьи (при осуществлении закупок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона);
4) Евразийским банком развития (если участник закупки является юридическим лицом, зарегистрированным на территории государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, или физическим лицом, являющимся гражданином государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации).
Вместе с тем в проекте контракта Заказчиком установлено, что:
"8.3 В случае если Исполнителем в качестве обеспечения исполнения контракта выбрана безотзывная банковская гарантия, такая банковская гарантия должна соответствовать требованиям статьи 45 Федерального закона N 44-ФЗ.
8.3.1. Срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Федерального Закона N-44-ФЗ".
Таким образом, требования, указанные в п. 8.3, 8.3.1 проекта контракта, не соответствует положениям ч. 1 ст. 45 Закона о контрактной системе, а именно в части установления требования о предоставлении банковской гарантии, что образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Учитывая выявленные в ходе проведения внеплановой проверки нарушения требований нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику предписания об устранении допущенных нарушений путем аннулирования закупки.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Федоровой В.Г. на действия заказчика - Управление Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по пультовой охране объектов, техническому обслуживанию (перезарядке) огнетушителей, техническому обслуживанию автоматической установки пожарной сигнализации, автоматической установки пожаротушения, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, охранной сигнализации, системы контроля и управления доступом, системы охранного телевидения и системы гарантированного электроснабжения и дизель-генераторной установки (извещение N0122400000422000031) - обоснованной.
2. Признать заказчика - Управление Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу нарушившим требования п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. , 8 ст. 34, ч . 1 ст. 45 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику - Управление Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу предписание об устранении выявленных нарушений путем аннулирования закупки.
4. Передать материалы дела N7-1/340 уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 21 декабря 2022 г. N 7-1/340
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.12.2022