Резолютивная часть решения объявлена 22 декабря 2022 года
Решение изготовлено в полном объеме 27 декабря 2022 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Потемкина Т. В., члены Комиссии - начальник отдела контроля органов власти и рекламы Савичева К. А., главный специалист - эксперт отдела контроля закупок Ерофеева И. С.,
с участием:
заявитель - общество с ограниченной ответственностью "Горизонт" (далее также - ООО "Горизонт", общество, заявитель) - участие в рассмотрении жалобы не обеспечил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
заказчик - муниципальное бюджетное учреждение городского округа город Рыбинск Ярославской области "Управление городского хозяйства" (далее также - МБУ "Управление городского хозяйства", заказчик) - обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителя по доверенности Ефимова А. Н.;
оператор электронной площадки - акционерное общество "ТЭК-Торг" - участие в рассмотрении жалобы не обеспечил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Горизонт" на действия заказчика, МБУ "Управление городского хозяйства", при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на содержание технических средств организации дорожного движения городского округа город Рыбинск Ярославской области: светофоры, дорожные знаки (извещение N 0371300147322000218) (далее также - аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Горизонт" на действия заказчика, МБУ "Управление городского хозяйства", при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на содержание технических средств организации дорожного движения городского округа город Рыбинск Ярославской области: светофоры, дорожные знаки (извещение N 0371300147322000218).
Заявитель полагает, что установленное в извещении об осуществлении закупки требование к подрядчику использовать при исполнении контракта собственное программное обеспечение по автоматизации управления процессов по обслуживанию технических объектов, размещенное на собственном комплексе технических средств, приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки.
Таким образом, заявитель просит признать жалобу обоснованной, а также выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения по существу жалобы, просит признать жалобу необоснованной.
Заслушав позицию представителя заказчика, а также изучив представленные документы и материалы, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к следующим выводам.
Заказчиком, МБУ "Управление городского хозяйства", в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 09.12.2022 размещено извещение N 0371300147322000218 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку товаров медицинского назначения.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 3 163 521,00 рублей.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 3 электронного документа "Описание объекта закупки", пункту 3 приложения N 2 электронного документа "Проект контракта" (извещение N 0371300147322000218) заказчиком установлено следующее требование: "При выполнении работ по содержанию технических средств организации дорожного движения на территории городского округа город Рыбинск Подрядчик обязан использовать собственное программное обеспечение по автоматизации управления процессов по обслуживанию технических объектов (далее - Система Мониторинга), размещенное на собственном комплексе технических средств, а также предоставить Заказчику возможность доступа к данным Системы Мониторинга".
В своих письменных пояснениях заказчик указывает, что при буквальном толковании слово "собственный" в рассматриваемом контексте не означает, что программное обеспечение должно быть собственностью потенциального подрядчика. Это означает, что программное обеспечение не будет предоставляться заказчиком, его наличие для работы должно быть обеспечено самим подрядчиком.
Вместе с тем данный довод заказчика подлежит отклонению Комиссией, поскольку слово "собственный" имеет иное значение, а именно: "принадлежащий кому-либо (чему-либо) по праву собственности", "свой, личный" (толковый словарь С. И. Ожегова).
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание то обстоятельство, что в рассматриваемом случае у заказчика отсутствует объективная потребность в том, чтобы потенциальным подрядчиком при выполнении работ использовалось именно собственное программное обеспечение по автоматизации управления процессов по обслуживанию технических объектов, размещенное на собственном комплексе технических средств (обратное заказчиком не доказано), Комиссия полагает, что оспариваемое заявителем требование, включенное заказчиком в описание объекта закупки, приводит к ограничению количества потенциальных участников закупки (исключает из числа потенциальных участников закупки лиц, готовых выполнить требуемые заказчику работы с использованием программного обеспечения, не принадлежащего данным лицам на праве собственности).
Таким образом, заказчик, установив в извещении об осуществлении закупки требование к участнику закупки об использовании последним при выполнении работ собственного программного обеспечения по автоматизации управления процессов по обслуживанию технических объектов, размещенных на собственном комплексе технических средств, допустил нарушение части 2 статьи 8, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Данные действия заказчика образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Горизонт" (ИНН 2130109059, ОГРН 1122130011684) на действия заказчика, муниципального бюджетного учреждения городского округа город Рыбинск Ярославской области "Управление городского хозяйства" (ИНН 7610077367, ОГРН 1077610006671), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на содержание технических средств организации дорожного движения городского округа город Рыбинск Ярославской области: светофоры, дорожные знаки (извещение N 0371300147322000218), обоснованной.
2. Признать заказчика, муниципальное бюджетное учреждение городского округа город Рыбинск Ярославской области "Управление городского хозяйства" (ИНН 7610077367, ОГРН 1077610006671), нарушившим часть 2 статьи 8, пункт 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику, муниципальному бюджетному учреждению городского округа город Рыбинск Ярославской области "Управление городского хозяйства" (ИНН 7610077367, ОГРН 1077610006671), обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы решения уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для принятия мер в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: Т. В. Потемкина
Члены Комиссии: К. А. Савичева
И. С. Ерофеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 27 декабря 2022 г. N 076/06/106-1287/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2022