Резолютивная часть решения оглашена "28" декабря 2022 г.
Решение изготовлено в полном объеме "30" декабря 2022 г. г. Кемерово
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: |
*** |
заместителя руководителя Кемеровского УФАС России; |
Членов комиссии: |
*** |
начальника отдела контроля в сфере закупок; |
*** |
главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок; |
При участии посредством ВКС:
- ***- представителя МБОУ "СОШ N 91", по доверенности;
- ***- представителя ООО "Бизнес-плюс", по доверенности,
рассмотрев дело N 042/06/42-1620/2022, возбужденное по признакам нарушения заказчиками - образовательными учреждениями Куйбышевского и Центрального районов города Новокузнецка законодательства в сфере закупок при проведении электронного аукциона N 0139300002922000718 "Оказание услуг по обслуживанию и содержанию гардеробов в 2023-2024 годах в образовательных учреждениях Куйбышевского и Центрального районов города Новокузнецка", руководствуясь Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
установила:
21.12.2022 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ООО "Бизнес-плюс" (вх. N 5466-ЭП/22 на действия заказчиков - МБОУ "Гимназия N 17", МБОУ "Гимназия N 44",МБОУ "Гимназия N 48", МБОУ "Гимназия
N 62", МБОУ "Гимназия N 70", МБОУ "Гимназия N 73", МБОУ "Гимназия N 111",МБОУ "Гимназия N 34",МБОУ "Гимназия N 11", МБОУ "СОШ N 101", МБОУ "СОШ N 97", МБОУ "СОШ N 92", МБОУ "СОШ N 91", МБОУ "СОШ N 72", МБОУ "СОШ N 69", МБОУ "СОШ N 67", МБОУ "СОШ N 55", МБОУ "СОШ N 52", МБОУ "СОШ N 47", МБОУ "СОШ N 41", МБОУ "СОШ N 31", МБОУ "СОШ N 26", МБОУ "СОШ N 12", МБОУ "СОШ N 8",
МБОУ "ООШ N 6", МБОУ "СОШ N 4", МБОУ "СОШ N 2", МБОУ "СОШ N 103", МБОУ "СОШ N 43", МБОУ "СОШ N 23", МБОУ "СОШ N 16", МБОУ "СОШ N 1",при проведении электронного аукциона N 0139300002922000718 "Оказание услуг по обслуживанию и содержанию гардеробов в 2023-2024 годах в образовательных учреждениях Куйбышевского и Центрального районов города Новокузнецка".
По мнению заявителя ООО "Бизнес-плюс", извещение о проведении данной закупки противоречит требованиям закона о контрактной системе.
В процессе рассмотрения жалобы Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:
13.12.2022 г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ уполномоченным органом - Администрацией города Новокузнецка было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0139300002922000718 "Оказание услуг по обслуживанию и содержанию гардеробов в 2023-2024 годах в образовательных учреждениях Куйбышевского и Центрального районов города Новокузнецка".
Начальная максимальная цена контракта - 15 502 113,00 рублей.
Согласно требованиям части 1 статьи 42 ФЗ N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
7) информация об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги.
Согласно требованиям части 1 статьи 8 ФЗ N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно требованиям части 2 статьи 8 ФЗ N 44-ФЗ Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Комиссией Кемеровского УФАС России проанализирован проект контракта и установлено, что согласно пункту 3.4 проекта контракта "Оплата Услуг производится ежемесячно, по факту оказания услуг, путем перечисления денежных средств на расчетный счет "Исполнителя". Оплата производится в течение 7 (семи) рабочих дней с даты подписания "Заказчиком" документа о приемке с использованием единой информационной системы (ЕИС) за фактически оказанные услуги.
Расчет с Исполнителем осуществляется Заказчиком в рублях Российской Федерации.
Источник финансирования Контракта - Оплата/финансирование по контракту производится за счет средств учреждения, поступивших из бюджета Новокузнецкого городского округа: - местных - _________, руб.".
Таким образом, заказчиком этапы исполнения контракта не предусмотрены, в связи с чем нарушение ФЗ N 44-ФЗ не установлено.
В разделе "Описание объекта закупки" (таблица N 1) заказчиком установлены требования к качеству и техническим характеристикам товара (иптериала), его безопасности, функциональных характеристик (потребительских свойствах), используемого при оказании услуг.
В пункте 2.1 проекта контракта указано, что Срок оказания Услуг (график оказания услуг): со дня, следующего после заключения контракта "__"_______202_г. по 31.05.2023 г., с 01.09.2023 г. по 31.05.2024 г. и с 01.09.2024 г. по 30.11.2024 г. Услуги оказываются в рамках 40 часовой рабочей недели, ежедневно в рабочие дни. График оказания услуг согласовывается с "Заказчиком" в день заключения контракта до начала оказания услуг. В воскресенье, в праздничные дни, установленные действующим законодательством РФ, услуги не оказываются.
В пункте 2 "Требования к организации процесса оказания услуг" описания объекта закупки заказчиком указано следующее: "Обслуживание учащихся в гардеробной с обязательным соблюдением требований настоящего описания объекта закупки, с применением товаров, указанных в Таблице 1 "Требования к качеству и техническим характеристикам товара (материала), его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах), используемого при оказании услуг" и приложения к описанию объекта закупки Приложение 1 "Объем оказываемых услуг", указанного в проектах контрактов".
В приложении N 1 к Описанию объекта закупки для каждого заказчика указаны сведения о площади гардеробов, количестве гардеробов, режим работы учреждения, а именно:
- Площадь Гардеробов, м2
- Количество гардеробов.
- Режим работы учреждения 5 дней в неделю/ 6 дней в неделю* (* Исполнитель оказывает услуги ежедневно).
- Количество часов за период
с 01.01.2023 г. по 31.05.2023 г. и с 01.09.2023 г. по 31.05.2024 г. и с 01.09.2024 г. по 30.11.2024 г.
Комиссия Кемеровского УФАС России установила и это также следует из пояснений заказчика, что особенности организации деятельности образовательных учреждений не предполагают выдачу номерков при работе гардероба, данных об обратном заявителем представлено не было.
В рассматриваемой ситуации указание заказчиком в извещении, описании объекта закупки количества учащихся является его правом, а не обязанностью.
Довод заявителя ООО "Бизнес-плюс" о том, что в проекте контракта отсутствуют условия качества оказанных услуг, признан Комиссией Кемеровского УФАС России необоснованным, поскольку в пункте 5.3 проекта контракта указан порядок и сроки приемки оказанных услуг, а именно: "В течение рабочего дня представитель Заказчика осуществляет проверку и контроль за объемом и качеством оказываемых услуг. Ответственные лица Заказчика осуществляют приемку услуги по объему и качеству, как помесячно, так и ежедневно (в случае необходимости). В случае выявления ответственными лицами Заказчика в течение дня обстоятельств неоказания услуг, оказания услуг ненадлежащего качества, или оказания услуг не в полном объеме, ответственные лица Заказчика вправе составить соответствующий акт с указанием выявленных нарушений (недостатков), и уведомить об этом Исполнителя (в качестве доказательств выявленных нарушений (недостатков) допускаются любые материалы (фото и/или видео) и документы (пояснения, служебные записки и т.д.), подтверждающие выявленные нарушения (недостатки)). В случае проявления персоналом Исполнителя таких качеств, как неаккуратность, безответственность, халатность, недобросовестное исполнение своих обязанностей, а также выявление иных обстоятельств, препятствующих надлежащему исполнения персоналом Исполнителя условий договора, на основании письменных претензий (рекламаций) Заказчика, Исполнитель должен незамедлительно принять меры по замене такого персонала".
Также Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что в проекте контракта порядок определения размера штрафа, начисляемого в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком, исполнителем обязательств установлен заказчиком с соблюдением требований частей 4, 5, 7, 8 статьи 34 ФЗ N 44-ФЗ и Постановления Правительства РФ N 1042.
Довод заявителя ООО "Бизнес-плюс" о том, что заказчиком в описании объекта закупки и проекте контракта установлены невыполнимые условия, касающиеся согласования 35 графиков работы в день заключения контракта, признан Комиссией Кемеровского УФАС России необоснованным по следующим основаниям:
В пункте 2.1 проекта контракта указано, что срок оказания Услуг (график оказания услуг): со дня, следующего после заключения контракта "__"_______202_г. по 31.05.2023 г., с 01.09.2023 г. по 31.05.2024 г. и с 01.09.2024 г. по 30.11.2024 г. Услуги оказываются в рамках 40 часовой рабочей недели, ежедневно в рабочие дни. График оказания услуг согласовывается с "Заказчиком" в день заключения контракта до начала оказания услуг. В воскресенье, в праздничные дни, установленные действующим законодательством РФ, услуги не оказываются.
В пункте 1 требований к организации исполнителя по системе контроля качества за оказанными услугами (Приложение N 1 к проекту контракта) заказчиком прописаны условия взаимодействия заказчика и исполнителя для согласования графиков работы сотрудников, привлеченных к оказанию услуги.
"В день заключения контракта Исполнитель обязан предоставить и согласовывать с Заказчиком список работников, привлекаемых к оказанию услуг, с обязательным предоставлением личной медицинской книжки и справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, установленной в соответствии с действующим законодательством (оригинал или копия, заверенная надлежащим образом). Работники и предъявляемые документы должны соответствовать всем требованиям действующих норм права, описанию объекта закупки. Невыполнение вышеуказанных требований Исполнителем влечет за собой невозможность допуска Исполнителя и его работников к оказанию услуг.
Услуги оказываются ежедневно, в рамках 40 часовой недели: в рабочие дни. График работы согласовывается с Заказчиком в день заключения контракта. Невыполнение вышеуказанных требований Исполнителем влечет за собой невозможность допуска Исполнителя и его работников к оказанию услуг".
Вместе с тем, для согласования графика оказания услуг необходимости присутствовать на территории учреждения нет. Данный вопрос может быть решен дистанционно (по электронной почте, видеосвязи, телефону и т. д.).
Поскольку требования к графику оказания услуг ФЗ N 44-ФЗ не установлены, в действиях заказчика отсутствует нарушение требований ФЗ N 44-ФЗ.
Согласно требованиям пункта 3 части 8 статьи 99 ФЗ N 44-ФЗ органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Кемеровское УФАС России не обладает полномочиями относительно проверки обоснования (определения) начальной (максимальной) цены контракта.
Руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия Кемеровского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Бизнес-плюс", на действия заказчиков - образовательными учреждениями Куйбышевского и Центрального районов города Новокузнецка при проведении электронного аукциона N 0139300002922000718 ""Оказание услуг по обслуживанию и содержанию гардеробов в 2023-2024 годах в образовательных учреждениях Куйбышевского и Центрального районов города Новокузнецка" необоснованной.
2. Производство по делу N 042/06/42-1620/2022 прекратить.
3. Передать в Отдел муниципального финансового контроля администрации г.Новокузнецка материалы жалобы ООО "Бизнес-плюс" для рассмотрения на предмет соответствия обоснования начальной (максимальной) цены контракта требованиям ФЗ N 44-ФЗ.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии: ***
Члены комиссии: ***
***
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 30 декабря 2022 г. N 042/06/42-1620/2022 (ключевые темы: оказание услуг - участники закупок - работник - характеристика - график работы)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.12.2022