рассмотрев обращение ГБУ "Управление общежитиями среднего профессионального образования Пермского края" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Абрис" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на текущий ремонт помещений в общежитии по адресу: г. Березники, ул. Юбилейная, 15 (изв. N 1056500001022000166),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 1056500001022000166 Заказчиком проводился электронный аукцион на текущий ремонт помещений в общежитии по адресу: г. Березники, ул. Юбилейная, 15. Начальная (максимальная) цена контракта - 559 467,60 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 23.12.2022 N 14998/22) рассмотрение обращения было назначено на 27.12.2022 в 15:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 28.12.2022 г. с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), установлено следующее.
03.10.2022 г. между Заказчиком и ООО "Абрис" (далее - Подрядчик) заключен контракт на текущий ремонт помещений в общежитии по адресу: г. Березники, ул. Юбилейная, 15 (далее - Контракт).
В связи с нарушением Подрядчиком условий Контракта, на основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, 07.12.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 7 Контракта).
Условия контракта и обязанности сторон указаны в разделе N 1, 4 Контракта.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Закона о закупках, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч.1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ч.1 ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч.2 ст.715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п.1 ст.721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено разделом 7 Контракта.
Из поступившего обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчика следует, что следует, что в соответствии с п. 1.3-1.4 Контракта, срок выполнения Подрядчиком работ составляет 30 календарных дней с даты начала выполнения работ, т.е. не позднее 02.11.2022 г. 02.12.2022 г. Заказчик направил в адрес Подрядчика мотивированный отказ от приёмки работ N01 -12-698-и. По результатам приёмки работ были выявлены следующие дефекты:
1) в помещении N2 на первом этаже сметой предусмотрена установка противопожарной двери с размером проёма в свету не менее 1,9 х 1,2 м, фактически 1,93 х 1,06-м; в помещениях N56 второй этаж, N 57 третий этаж, N57 четвертый этаж, N55 пятый этаж сметой предусмотрена установка противопожарных дверей размером в свету не менее 1,9 х 0,6 м, фактически 1,93 х 0,54-м;
2) в помещении душевых 2, 3, 4 и 5 этажей сметой предусмотрена установка душевых кабин фактически установлены кабины другого типа, имеющие существенные конструктивные отличия (у кабин отсутствует крыша).
К моменту принятия решения об одностороннем отказе работы Подрядчиком не выполнены, просрочка выполнения работ составляет 34 календарных дня. При этом недостатки выполнения работ Подрядчиком не устранены в разумный срок, и работы на объекте не ведутся.
Поскольку на 07.12.2022 г. Подрядчик работы не выполнены, недостатки устранены не были, на основании ст. 95 Закона о закупках, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. 07.12.2022 г. решение размещено в реестровой записи контракта N 2590421285822000206 в разделе "Решение об одностороннем отказе".
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 07.12.2022 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 19.12.2022 г. Информация об ООО "Абрис" была направлена в адрес Пермского УФАС России 21.12.2022 г. посредством функционала единой информационной системы.
В письменных пояснениях, Подрядчик указал, что согласно п. 3.1 Контракта от Заказчика устно был назначен представитель - руководитель структурного подразделения, осуществлявший руководство работами. В соответствии с п. 6.5 Технического задания и условиями Контракта Подрядчик направил 08.10.22 письмо N75/1 о согласовании материалов, а именно светильников и душевых кабин. Письменного ответа на данное письмо со стороны Заказчика не последовало, однако по телефону представитель Заказчика данные материалы согласовал, признав их улучшенными, так как светильник при прочих сопоставимых характеристиках менее энергоемкий, а душевые кабины шире на 5 см в каждую сторону. После устного согласования, Подрядчик приобрел и смонтировал оговоренное оборудование. Значительно запоздалое, т.е. через 60 календарных дней после направления письма о согласовании замены материалов, и спустя 35 календарных дней после уведомления о завершении работ и просьбе их принять. Требование о наличии крыши у душевых кабинах отсутствует в Техническом задании, локально-сметном расчете, иных условиях Контракта. Как указывает Подрядчик, каких-либо замечаний за период производства работ Заказчик не предъявлял, указание на порядок измерения проема противопожарных дверей в свету, а именно при открытом полотне двери на 90 градусов по отношению к стене не было указанно в Техническом задании. В последствии при приезде на приемку представитель Заказчика указал наличие такого требования в Техническом задании. Вместе с тем, Заказчиком были внесены изменение в текст Федеральных единичных расценок, а именно ФБР 09-04-13-2 (п. 3,21,22 локально-сметного расчета) причем п. 4 локально-сметном расчете требует установить дверной блок размером 1,3*2,1-м, что и было выполнено Подрядчиком. Заказчику также был направлен паспорт на данный противопожарный блок. Впоследствии, Заказчиком в приемке работ было отказано по причине недостаточной ширины проема. Подрядчик повторно заказал и оплатил иные противопожарные двери, увеличенного размера. 02.11.22 работы были завершены, что подтверждается письмом о завершении работ и просьбе провести приемку, а также размещения уведомления о завершении работ в БИС. (N78 от 02.11.22, N84 от 17.11.22, N86 от 21.11.22, N87 от 22.11.22). В настоящее время результат работ Подрядчика используется Заказчиком.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Так, в адрес Комиссии была представлены письма Подрядчика, направленные в адрес производителей противопожарных дверей, оплаченные счета на поставку товара, а также письма, направленные в адрес Заказчика, согласно которым Подрядчик просит принять результаты выполненных работ. Комиссия приходит к выводу, что Подрядчик от исполнения Контракта не уклонялся.
Комиссия, изучив материалы и документы, представленные сторонами, пришла к выводу об отсутствии в действиях Подрядчика недобросовестного поведения и оснований для включения сведений о Подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков не усматривается в силу следующего. Исходя из пояснений Подрядчика, переписки, которая велась между сторонами, Комиссия приходит к выводу, что Подрядчик не уклонялся от исполнения контракта, был намерен исполнить контракт полностью при условии увеличения цены контракта.
Комиссия приходит к выводу, что из материалов обращения, пояснений сторон, следует факт наличия между сторонами спора относительно результата выполненных работ, послужившего основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Подрядчика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, доказательства намеренного неисполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия отмечает, что совокупность изложенных обстоятельств, свидетельствует о совершении Подрядчиком действий в целях его исполнения. Комиссия отмечает, что имеющиеся в деле доказательства, свидетельствуют о том, что Подрядчиком предпринимались меры для надлежащего исполнения условий Контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Подрядчика.
В силу пп. "б", "в" п. 15 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил:
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Подрядчиком, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "Абрис" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Абрис" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 28 декабря 2022 г. N РНП-59-556
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.01.2023