рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Сириус" (далее - ООО "Сириус", Общество, заявитель) и материалы дела N027/06/106-10/2023,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее также - Хабаровское УФАС России) поступила жалоба ООО "Сириус" на действия заказчика - КГБУЗ "Районная больница района имени Лазо" Министерства здравоохранения Хабаровского края (далее - заказчик) 681024stomat.1@yandex.ruпри осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку дезинфицирующих средств (извещение N0322300112722000279 от 20.12.2022).
В жалобе заявитель указывает на несоответствие Извещения о проведении закупки требованиям ст.ст. 8, 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), а именно: в соответствии с Технической частью при описании объекта закупки указаны требования к качеству, техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара. При этом, как считает заявитель по позициям 1, 3, 9 Технической части под указанное описание товара подходят средства только одного производителя ООО "Делекса". При описании дезинфицирующих средств позиции 8 и 9 Технической части заказчиком предъявляются невыполнимые требования в товару. По позиции 10 Технической части указание заказчиком конкретного вида спирта ни чем не обоснованно.
В рамках поступившей жалобы, на основании ст. 99 Закона N 44-ФЗ Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки.
В ходе проведения проверочных мероприятий заказчиком представлен мотивированный отзыв на жалобу, в соответствии с которым считают жалобу необоснованной в полном объеме.
В процессе рассмотрения представленных документов и информации Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Извещение N 0322300112722000279 о проведении электронного запроса котировок размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 20.12.2022.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 534 183, 60 рублей.
Условия допуска: в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н.
Ограничения допуска: в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном запроса котировок: 27.12.2022 08:00.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 29.12.2022.
Рассмотрев материалы дела N 027/06/106-10/2023, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы необоснованной в силу следующего.
1. В силу ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона N 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
Согласно извещению о проведении спорного аукциона объектом закупки является поставка дезинфицирующих средств.
В извещении установлено по позициям 1, 3, 8, 9 Технической части - Средство дезинфицирующее КТРУ 20.20.14.000-00000005, по позиции 10 Технической части установлено КТРУ 20.20.14.000-00000007.
В силу ч. 5 ст. 23 Закона N 44-ФЗ формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона N 44-ФЗ порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Постановление Правительства РФ N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
В соответствии с п. 2 Правил формирования КТРУ под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.
П. 12 Правил формирования КТРУ установлено, что код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Согласно подп. "б" п. 2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Как следует из п. 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
При формировании объекта закупки заказчики самостоятельно определяют код ОКПД 2 путем соотнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД 2 с учетом специфики закупки в области применения.
Требования к описанию объекта закупки установлены в Технической части, в котором в отношении товара по позициям 1, 3, 8, 9 указано следующее КТРУ: Средство дезинфицирующее. Код позиции КТРУ 20.20.14.000-00000005.
Согласно позиции КТРУ 20.20.14.000-00000005, размещенной в ЕИС, указанная позиция имеет наименование товара, работы, услуги "Средство дезинфицирующее" и код по ОКПД2 - 20.20.14.000 "Средства дезинфекционные".
В отношении товара по позиции 10 Технической части указано следующее КТРУ: Средство дезинфицирующее. Код позиции КТРУ 20.20.14.000-00000007.
Согласно позиции КТРУ 20.20.14.000-00000007, размещенной в ЕИС, указанная позиция имеет наименование товара, работы, услуги "Средство дезинфицирующее" и код по ОКПД2 - 20.20.14.000 "Средства дезинфекционные".
В соответствии с п. 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона N 44-ФЗ, которые не предусмотрены в позиции КТРУ.
Согласно п. 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной п. 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
При формировании Технической части заказчиком, исходя из потребности заказчика в товаре данного вида, дополнительные требования к товару установлены для обеспечения идентификации потребности заказчика.
По общему правилу указание заказчиком в Извещении об осуществлении закупки особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Согласно пояснениям заказчика, Техническая часть сформирована в соответствии с потребностью заказчика. Заказчик вправе определять такие требования к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам объекта закупки, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, при этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Таким образом, проверив описание объекта закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к выводу о том, что нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
2. Комиссий Хабаровского УФАС России относительно довода заявителя, что под указанное описание товара по позициям 1, 3, 9 Технической части подходят средства только одного производителя ООО "Делекса" отмечает следующее.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с данным Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.12.2022 N0322300112722000279 на участие в закупке подано 3 заявки участков, победителем закупки признан участник под N1 с ценовым предложением 2 500 000, 00 руб. При этом, участие в закупке принял также и заявитель.
Как следует из пояснений заказчика, при формировании Извещения об осуществлении закупки осуществлен мониторинг предложений на поставку товара и получены коммерческие предложения, что свидетельствует о коммерческой доступности и наличии эквивалентов по закупке. Так по позиции 1 Технической части имеются два эквивалентных товара: Дезинфицирующее средство "Вирокси-дез" производства ООО "Делекса" Российская Федерация и Дезинфицирующее средство "Новоксин" производства ООО "Тандем" Российская Федерация. По позиции 3 Технической части имеются два эквивалентных товара: Дезинфицирующее средство "Делавир" производства ООО "Делекса" Российская Федерация и Дезинфицирующее средство "ЧАГ-1" производства ООО "Тандем" Российская Федерация. По позиции 9 Технической части имеются два эквивалентных товара: Дезинфицирующее средство "Алтын Су" производства ООО "Делекса" Российская Федерация и Дезинфицирующее средство "Амизим Септикус" производства ООО "Тандем" Российская Федерация.
Комиссия Хабаровского УФАС России отмечает, что наличие эквивалентов товара подтверждается поданными заявками участников, предложивших соответствующие товары как производства ООО "Тандем", так и ООО "Делекса".
Таким образом, доводы жалобы являются несостоятельными.
На основании изложенного, Комиссия Хабаровского УФАС России, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Сириус" на действия заказчика - КГБУЗ "Районная больница района имени Лазо" Министерства здравоохранения Хабаровского края 681024stomat.1@yandex.ruпри осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку дезинфицирующих средств (извещение N0322300112722000279 от 20.12.2022) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Председатель Комиссии: |
|
|
Члены Комиссии:
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 29 декабря 2022 г. N 7-1/356
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.01.2023