Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее - Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя Заявителя директора ООО "Резерв" - В.Н.Варварина (действующий на основании выписки из ЕГРЮЛ), надлежащим образом уведомленного, в присутствии представителя государственного заказчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Областная детская клиническая больница им.Н.Н.Силищевой - Калмыковой А.А. (действующая по доверенности N6 от 09.01.2023 года), надлежащим образом уведомленной, в отсутствие представителя уполномоченного органа - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок", надлежащим образом уведомленного, рассмотрев жалобу ООО "Резерв" на действия государственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Областная детская клиническая больница им.Н.Н.Силищевой" и уполномоченного органа - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку шовного материала (реестровый N 0825500000722005830), на основании ст.99, ст.105, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 29.12.2022 поступила жалоба ООО "Резерв" (далее - Заявитель) на действия государственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Областная детская клиническая больница им.Н.Н.Силищевой" и уполномоченного органа - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку шовного материала (реестровый N 0825500000722005830) (далее - электронный аукцион).
Податель жалобы полагает, что извещение Заказчика составлено с нарушением требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Рассмотрение жалобы назначено на 10.01.2023 года в 10 часов 00 минут по адресу: г.Астрахань, ул.Шаумяна, 47, каб.402.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
21.12.2022 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона (далее также - извещение).
Заказчиком электронного аукциона является Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области "Областная детская клиническая больница им.Н.Н.Силищевой".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 278 657,77 рублей.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Объектом закупки (реестровый N 0825500000722005830) является поставка шовного материала, относящегося к следующим кодам КТРУ: 21.20.24.120-00000032, 21.20.24.120-00000006, 21.20.24.120-00000033, 21.20.24.120-00000004, 21.20.24.120-00000007, 21.20.24.120-00000011, 21.20.24.120-00000028, 21.20.24.120-00000014, 21.20.24.120-00000016.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования каталога), Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил установлено, что Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Согласно пункту 5 Правил, Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с пунктом 6 Правил, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В силу пункта 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в отношении закупаемого товара, указанного в пунктах 4.1 - 4.3, 4.10, 4.11, 4.14 - 4.16, 4.22, 4.25, 4.28-4.30, 4.82, 4.84 файла "Описание объекта закупки", необоснованно установлены дополнительные характеристики, не включенные в позицию КТРУ, что в свою очередь ограничивает количество участников закупки.
Так, по мнению Заявителя, такой дополнительной характеристикой к медицинскому изделию "Нить хирургическая из полиглактина, антибактериальная" является следующее:
"Антимикробная, из сополимера гликолида с L-лактидом. Покрытие из смеси сополимера L-лактидом и стеарат кальция. Нить обладает антисептическими свойствами для профилактики раневой инфекции в различных тканях организма. Действие хлоргексидина диацетата обеспечивает безопасное использование при операциях, нить не теряет антисептические свойства в присутствие веществ содержащих анионную группу. Фиксация нити к игле выполнена методом лазерного сверления иглы с последующим её обжатием вокруг нити для снижения деформации иглы, меньшего травмирования тканей и снижения риска послеоперационных осложнений".
Комиссией установлено, что в отношении товара, указанного в пунктах 4.1 - 4.3, 4.10, 4.11, 4.14 - 4.16, 4.22, 4.25, 4.28-4.30, 4.82, 4.84 файла "Описание объекта закупки", Заказчиком действительно установлена вышеуказанная характеристика.
Следует отметить, что Заказчиком по вышеперечисленным пунктам файла "Описание объекта закупки" применена позиция КТРУ 21.20.24.120-00000006, в которой отсутствует описание товара, работы, услуги (характеристики) в позиции каталога.
Таким образом, если описание (содержащее характеристики) объекта закупки не сформировано и не включено в позицию каталога, заказчик при использовании такой позиции каталога самостоятельно осуществляет описание объекта закупки, которое отвечает его потребностям с учетом специфики его деятельности, с учетом положений статьи 33 Закона о контрактной системе, при этом предусмотренные пунктом 5 Правил запреты на указание дополнительных характеристик не применяются.
Учитывая, что в отношении товаров, являвшихся объектом закупки, в КТРУ отсутствовали соответствующие позиции, Заказчик осуществил описание объекта закупки в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Спорная характеристика отражает действительную потребность Заказчика в приобретении товара, в наибольшей степени соответствующего целям оказания качественных медицинских услуг, с учетом специфики деятельности учреждения, исходя из принципа ответственности за результативность обеспечения государственных нужд, эффективность осуществления закупок.
Кроме того, представителем Заказчика были предоставлены регистрационные удостоверения медицинских изделий, в приложениях к которым конкретно указано, что в состав нитей хирургических входит хлоргексидин диацетат:
- РУ NРЗН 2016/4649 от 02.09.2016 года, производство ООО "Балумед", Россия;
- РУ NРЗН 2019/8766 от 25.02.2020 года, производство ООО "Армалайн", Россия .
Следует отметить, что довод Заявителя не был подкреплен какими-либо письменными доказательствами, а лишь построен на субъективном мнении Заявителя, что в свою очередь не может служить поводом для признания его обоснованным, в связи с чем, довод Заявителя признается необоснованным, в действиях заказчика нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
На основании вышеизложенного, в соответствии с ч.8 ст.106, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Резерв" на действия государственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Областная детская клиническая больница им.Н.Н.Силищевой" и уполномоченного органа - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку шовного материала (реестровый N 0825500000722005830) необоснованной.
2. Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
К.В.Родина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 10 января 2023 г. N 030/06/33-3/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.01.2023