Резолютивная часть объявлена 17 января 2023 г.
Изготовлено в полном объеме 20 января 2023 г. г. Курск
Комиссия Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
<_> <_> <_> |
- председатель Комиссии, - член Комиссии, - член Комиссии, |
в присутствии генерального директора Общества с ограниченной ответственностью "ЖЁЛТАЯ ХРИЗАНТЕМА" (далее - ООО "ЖЁЛТАЯ ХРИЗАНТЕМА") <_> (личность удостоверена) и представителя <_> (по доверенности, личность удостоверена), в присутствии представителя заказчика - Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Курска (далее - Комитет ЖКХ г. Курска) Быковой К.Г. (по доверенности, личность удостоверена), <_> (по доверенности, личность удостоверена), дистанционно с использованием средств видеоконференцсвязи по ссылке: https://fas3.tconf.rt.ru/c/4327167402, указанной в уведомлении Курского УФАС России исх. N73 от 12.01.2023 г.,
рассмотрев в порядке ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе_"), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078), представленное заказчиком - Комитетом ЖКХ г. Курска обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) информации в отношении ООО "ЖЁЛТАЯ ХРИЗАНТЕМА" (адрес: 305001, г. Курск, ул. Александра Невского, д. 23, офис 30; ИНН: 4632283061), проведя внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Курское УФАС России 11.01.2023 г. (вх. N55) поступило обращение заказчика - Комитета ЖКХ г. Курска о включении сведений в отношении ООО "ЖЁЛТАЯ ХРИЗАНТЕМА" (адрес: 305001, г. Курск, ул. Александра Невского, д. 23, офис 30; ИНН: 4632283061) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по предмету: "Капитальный ремонт квартиры N 91 по ул. Республиканская, д. 50А" (закупка N0344300069022000173).
В соответствии с требованиями ст.104 ФЗ "О контрактной системе_", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078, которым утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в случае поступления информации и документов об участнике закупки, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, контрольный орган в сфере закупок осуществляет проверку содержащихся в документах и информации фактов недобросовестности поставщика (подрядчика исполнителя).
Проверкой установлено следующее.
06.10.2022 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет "http://zakupki.gov.ru" (далее - ЕИС) заказчиком размещены извещение о проведении электронного аукциона N0344300069022000173 для нужд заказчика по предмету: "Капитальный ремонт квартиры N 91 по ул. Республиканская, д. 50А", проект контракта, ИКЗ: 223462905030046320100100490494399243.
Начальная (максимальная) цена контракта - 666 495 руб. 25 коп.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.10.2022 NИЭА1, по результатам рассмотрения заявок участников закупки победителем было признано ООО "ЖЁЛТАЯ ХРИЗАНТЕМА" (идентификационный номер участника закупки A-57023).
25.10.2022 г. между заказчиком Комитетом ЖКХ г. Курска и ООО "ЖЁЛТАЯ ХРИЗАНТЕМА" был заключён Контракт N0344300069022000173 от 25.10.2022 г. по предмету: "Капитальный ремонт квартиры N 91 по ул. Республиканская, д. 50А" на сумму 555 000 руб. 00 коп. (реестровый номер контракта 34629050300 22 000030) (далее - Контракт).
Пунктом 3.1. Контракт определено: "Календарные сроки выполнения работ определены сторонами:
Начало работ: со дня заключения контракта.
Сроки выполнения работ: по 14.12.2022 г.".
Как следует из документов, представленных в материалы дела ООО "ЖЁЛТАЯ ХРИЗАНТЕМА" 14.12.2022 направило в адрес Комитет ЖКХ г. Курска письмо N23 от 14.12.2022, в котором уведомило заказчика об окончании работ, предусмотренных Контрактом.
15.12.2022 Комитетом ЖКХ г. Курска в адрес ООО "ЖЁЛТАЯ ХРИЗАНТЕМА" была направлена претензия из которой следует, что работы, предусмотренные контрактом завершены не были в полном объеме.
ООО "ЖЁЛТАЯ ХРИЗАНТЕМА" 27.12.2022 направило в адрес Комитет ЖКХ г. Курска письмо N30 от 27.12.2022, в котором повторно уведомило заказчика об окончании работ, предусмотренных Контрактом.
Комитет ЖКХ г. Курска 27.12.2022 в ответ на уведомление ООО "ЖЁЛТАЯ ХРИЗАНТЕМА" N30 от 27.12.2022 направлена претензия N12856/02.1.01-01, в которой указано: "Исходя из информации, представленной сотрудниками Инспекции по состоянию на 27.12.2022 работы не завершены. Сроки выполнения работ нарушены.
Не выполнены следующие виды работ:
- не установлены наличники и ручки на дверях и кухне;
- нет газовой плиты и к нему счётчика;
- не установлена сантехника в ванной".
29.12.2022 Заказчиком в адрес ООО "ЖЁЛТАЯ ХРИЗАНТЕМА" было направлены письмо N13012/02.1.01-01, из которого следует, что согласно Акту осмотра муниципальной квартиры N91 по ул. Республиканская, д. 50А от 28.12.2022 в ходе обследования выявлено следующее: "в ходе обследования работ по капитальному ремонту рассматриваемой квартиры выявлено следующее:
- частично не выполнены работы по устройству напольного плинтуса;
- не выполнены работы по ремонту штукатурки и окраске дверных откосов;
- не выполнена установка сантехнического оборудования (умывальник; ванна);
- не выполнены работы по установке газовый плиты и газового счетчика;
- межкомнатные дверные блоки установлены не по уровню;
- металлическая входная дверь плохо открывается (с приложением больших усилий)".
Комитетом ЖКХ г. Курска в связи с неисполнением ООО "ЖЁЛТАЯ ХРИЗАНТЕМА" условий Контракта, 29.12.2022 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
ООО "ЖЁЛТАЯ ХРИЗАНТЕМА" в адрес Заказчика 06.01.2022 направлено "Уведомление об устранении недостатков, принятии работ и заключении Акта выполненных работ" N36 от 06.01.2023 г., в котором указало: "В настоящее время, указанные в Акте осмотра муниципальной квартиры N91 по ул. Республиканская, д. 50А, недостатков проведенных работ устранены Подрядчиком в полном объеме.
Т.е., указанные в Акте осмотра муниципальной квартиры N91 по ул. Республиканская, д. 50А недостатки устранены Подрядчиком в добровольном порядке до окончания срока добровольного исполнения, а ровно вступления в силу Решения об одностороннем расторжении Муниципального контракта".
Комитетом ЖКХ г. Курска 11.01.2023 в адрес ООО "ЖЁЛТАЯ ХРИЗАНТЕМА" было направлено письмо N199/02.1.05-20 в котором Заказчик согласно акту осмотра жилого помещения от 09.01.2023 г. указал на ряд невыполненных работ, а также указал на то, что "работы, которые в соответствии с технологией производства не могут быть проконтролированы после выполнения других работ (скрытые работы) к освидетельствованию предъявлены не были".
ООО "ЖЁЛТАЯ ХРИЗАНТЕМА" 17.01.2023 направило в адрес Комитета ЖКХ г. Курска письмо, в котором уведомило Заказчика о своем обращении в экспертное учреждения, в целях разрешения спора посредством проведения строительно-технической экспертизы.
Генеральный директор ООО "ЖЁЛТАЯ ХРИЗАНТЕМА" в своих письменных пояснениях, представленных в материалы дела, указала на то, что "после получения сведений от заказчика по замечаниям, приведенным выше, подрядчиком направлено уведомление в адрес заказчика от 06.01.2023 г., организовано участие комиссии в совместном осмотре, в процессе которого подрядчиком проводилась фото-видео фиксация, акты выполненных работ были направлены в адрес заказчика.
В свою очередь мотивированное возражение по факту отказа приемки выполненных работ до настоящего времени в адрес подрядчика не направлены, возникший спор о недостатках не разрешен посредством реализации права подрядчика на проведение строительно-технической экспертизы не разрешен".
Генеральный директор на заседании Комиссии пояснила, что некоторые виды работ, предусмотренные Контрактом были вынуждены проводить дважды из-за освидетельствования скрытых работ.
Так, например, для демонстрации Заказчику скрытых работ (установка плит ориентированно-стружечные типа), газовую плиту было необходимо демонтировать.
Как установлено ч.ч.8 - 9 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 11.3. Контракта: "Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в следующих случаях:
-нарушение Подрядчиком сроков начала производства работ более чем на 10 дней или в случае, если Подрядчик выполняет работу таким образом, что окончание ее к сроку, предусмотренному контрактом, становится явно невозможным;
-если во время выполнения работы нарушены условия исполнения контракта и в назначенный Заказчиком для устранения нарушений разумный срок такие нарушения Подрядчиком не устранены либо если нарушения являются существенными и неустранимыми;
-неоднократное (более двух раз) несоблюдение Подрядчиком требования к качеству работ, которое влечет нанесение ущерба Заказчику, лишающего его получения результатов от выполнения работ по настоящему контракту;
-предоставление Подрядчиком в качестве обеспечения исполнения контракта недействительных документов (независимой гарантии)".
Частью 12.1 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_" установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что Заказчиком Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта сформировано и размещено с использованием единой информационной системы 29.12.2022.
Следовательно, датой поступления Подрядчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, согласно п. 2 ч. 12.1 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_" считается дата размещения в единой информационной системе такого Решения - 29.12.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Таким образом, дата расторжения Контракта приходится на 09.01.2023 г.
Согласно Определению Верховного суда Российской Федерации от 11.12.2019 N 301-ЭС19-22283, а также позиции Президиума Верховного суда, для возникновения гражданско-правовых последствий в виде расторжения договора достаточно доставки исполнителю сообщения заказчика об отказе от исполнения договора с использованием любого средства связи и доставки, при этом размещение соответствующих сведений на интернет-сайте необходимо для обеспечения открытости и прозрачности функционирования государственных закупок и установлено, прежде всего, в публичных целях для осуществления надлежащего контроля в сфере закупок (Письмо ФАС России от 29.09.2020 N ИА/84081/20 "По вопросам ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
В ходе рассмотрения Комиссии, представитель Заказчика не представил иных доказательств, свидетельствующих о намеренном отказе Подрядчика от надлежащего исполнения обязательств, по Контракту, либо умысла уклониться от их исполнения.
Вместе с тем, из имеющихся в материалах дела документов и письменной информации не усматривается наличие прямого умысла ООО "ЖЁЛТАЯ ХРИЗАНТЕМА", направленного на уклонение от исполнения обязательств по контракту N0344300069022000173 от 25.10.2022 г.
Согласно ч. 2 ст. 104 ФЗ "О контрактной системе_" в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Пунктом 15 Правил установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО "ЖЁЛТАЯ ХРИЗАНТЕМА" является субъектом малого предпринимательства, относится к категории - микропредприятие.
Согласно ч. 2 ст. 104 ФЗ "О контрактной системе_" в РНП включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Ни ФЗ "О контрактной системе_", ни Правила не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные ему сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр (РНП) без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Учитывая, что включение сведений в РНП, является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений ФЗ "О контрактной системе...", Комиссия при принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в РНП не ограничивается формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Размещение сведений об участнике размещения заказа в РНП осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения и выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта или установит факт умышленного неисполнения/ненадлежащего исполнения (выполнения) условий контракта.
В силу абз. 4 пп. "а" п. 15 Правил со стороны ООО "ЖЁЛТАЯ ХРИЗАНТЕМА" были приняты меры для надлежащего исполнения условий контракта.
Вместе с тем, согласно п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу п. 5 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное.
Какие-либо доказательства целенаправленного уклонения от исполнения заключенного контракта при имеющейся у него соответствующей возможности надлежащим образом его исполнить, и уклонение лица от исполнения контракта, которое свидетельствует о его недобросовестном поведении, совершении им умышленных действий (бездействия), в материалах дела отсутствуют. Сам по себе факт неисполнения контракта, не свидетельствует о недобросовестном поведении участника закупки, как то понимается в статье 10 ГК РФ, и которая запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку материалы дела не содержат доказательств, что Подрядчик осуществлял свои гражданские права, связанные с исполнением контракта исключительно с намерением причинить вред Заказчику, либо действовал в обход закона с противоправной целью, либо заведомо недобросовестно осуществлял гражданские права (злоупотребление правом).
С учетом изложенного, уполномоченный орган при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Учитывая, что в ходе рассмотрения дела Комиссией установлено принятие ООО "ЖЁЛТАЯ ХРИЗАНТЕМА" мер для надлежащего исполнения условий контракта, принимая во внимание обстоятельства, выявленные при рассмотрении обращения, положения абз. 4 пп. "а" п. 15 Правил, информация в отношении ООО "ЖЁЛТАЯ ХРИЗАНТЕМА" не подлежит включению в РНП.
С учетом изложенного, оценив в совокупности, представленные сторонами в материалы дела доказательства, с учетом сведений, размещенных в ЕИС, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия
РЕШИЛА:
Отказать заказчику - Комитету жилищно-коммунального хозяйства города Курска во включении информации в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ЖЁЛТАЯ ХРИЗАНТЕМА" (адрес: 305001, г. Курск, ул. Александра Невского, д. 23, офис 30; ИНН: 4632283061) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 20 января 2023 г. N РНП-46-712
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.01.2023