13.11.2023 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ИП Бергиной Ю.А. (далее - Заявитель) на действия Московского областного суда (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, комиссией по осуществлению закупок Заказчика (далее - Комиссия по осуществлению закупок), АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание комплексных услуг по эксплуатационно-техническому обслуживанию, ремонту инженерных систем и здания Московского областного суда (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0148100001923000065) (далее соответственно - Аукцион, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Аукциона.
Согласно доводу жалобы Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в Извещении требование о наличии у участников закупки лицензии МЧС России.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 09.11.2023 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 13.11.2023.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Аукциона:
1) Извещение размещено в ЕИС - 25.10.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 46 760 800 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 43801059090090020244;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 02.11.2023;
6) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
7) дата подачи ценовых предложений - 02.11.2023;
8) в период подачи ценовых предложений предложения о цене контракта поданы 4 участниками Аукциона;
9) по результатам рассмотрения заявок 3 заявки признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
10) победителем Аукциона признано ООО "Кросэл" с минимальным предложением цены контракта 41 149 504 руб.
Согласно доводу жалобы Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в Извещении требование о наличии у участников закупки лицензии МЧС России в области пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при применении конкурентных способов, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации
к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что указанные в статьи 31 Закона о контрактной системе требования применяются в равной степени ко всем участникам закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, Заказчики не в праве устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что согласно Извещению объектом закупки является оказание комплексных услуг по эксплуатационно-техническому обслуживанию и ремонту инженерных систем здания (далее - Объект закупки).
Согласно подпункту "н" пункта 1.1 требований к содержанию и составу заявки Извещения Заказчиком установлено требование о предоставлении участником закупки сведений о наличии у участника закупки лицензии МЧС России на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2022 N 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и сооружений" (далее - Лицензия).
В соответствии с пунктом 1 технического задания Извещения эксплуатационно-техническое обслуживание, ремонт инженерных систем и здания проводится в отношении, в том числе, строительных конструкций и помещений здания, системы вентиляции и кондиционирования, системы отопления, теплоснабжения и водоснабжения, системы пожарной сигнализации (перечень не является исчерпывающим).
Комиссией установлено, что работы, требующие наличие Лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а входят в состав Объекта закупки, в связи с чем установление Заказчиком требования к участникам Аукциона о наличии Лицензии является неправомерным.
Вместе с тем Законом о контрактной системе не установлен запрет на привлечение к исполнению контракта субподрядчиков (соисполнителей).
Таким образом, действия Заказчика установившего неправомерное требование к участникам Аукциона о наличии Лицензии, не соответствуют требованиям части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем в ходе проведения внеплановой проверки установлено, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.11.2023 N ИЭА1 заявка участника закупки с идентификационным номером "138" (далее - Участник закупки) отклонена по причине отсутствия в составе заявки документа, подтверждающего соответствие Участника закупки требованиями, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно в составе заявки отсутствует документ, подтверждающий наличие у Участника закупки Лицензии.
Таким образом, Комиссией установлено, что заявка Участника закупки отклонена неправомерно, поскольку для участия в Аукционе отсутствует необходимость наличия у участников закупки Лицензии.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Комиссии по осуществлению закупок, принявшей решение о признании заявки Участника закупки не соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе нарушают пункт 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Бергиной Ю.А. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе
3. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 13 ноября 2023 г. N 28/06/105-2568/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.11.2023