18.12.2023 |
Москва |
|
|
|
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Калина Групп" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "ТЦСКР "Озеро Круглое" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации питания членов сборных команд России по различным видам спорта в период проведения спортивных мероприятий на территории ФГБУ "ТЦСКР "Озеро Круглое" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0548100005323000024) (далее соотвественно - Конкурс, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров,работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба
Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе (далее - Порядок оценки) ненадлежащим образом установлены требования к документам, принимаемым к оценке по детализирующим показателям "Общая цена исполненных участником закупки договоров", "Общее количество исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующие показатели) показателя "Наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работ, оказания услуги, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (договора), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий), поскольку к оценке не принимается опыт на оказание услуг по питанию в медицинских учреждениях;
2) в Порядке оценки ненадлежащим образом установлены сведения о характеристиках объекта закупки, принимаемых для оценки по детализирующему показателю "Характеристика N 1 (функциональные характеристики объекта закупки, улучшенные характеристики предлагаемых к поставке продуктов питания)" (далее - Характеристика) показателя "Функциональные характеристики объекта закупки" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (далее - Критерий N 2).
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с Законом о контрактной системе.
В ходе заседания 15.12.2023 Комиссией ФАС России с целью полного и всестороннего изучения представленных материалов объявлен перерыв, заседание продолжилось 18.12.2023.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:
1) Извещение размещено в ЕИС - 23.11.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 91 875 000 руб.;
4) источник финансирования - закупка за счет собственных средств организации;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 11.12.2023;
6) на участие в Конкурсе подано 2 заявки, признанные соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
7) Победителем Конкурса признано ООО "Р-Кейтеринг" с предложением о минимальной цене контракта 78 750 000 руб.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Порядке оценки ненадлежащим образом установлены требования к документам, принимаемым к оценке по Детализирующим показателям Критерия, поскольку к оценке не принимается опыт оказания услуг по питанию в медицинских учреждениях, что ограничивает возможность участников закупки с таким опытом получить баллы.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о критериях оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Подпунктом "б" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки).
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено
Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно подпункту "в" пункта 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Комиссией установлено, что Порядок оценки содержит Детализирующие показатели Критерия.
Согласно пунктам 2, 3 раздела III Порядка оценки для оценки по Детализирующим показателям Критерия установлены следующие сведения о принимаемых к оценке документах: "Предметом оценки по показателю оценки является наличие у участника закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта, выраженного в наибольшем общем количестве исполненных участником закупки договоров, исчисляемых в российских рублях.
Под контрактами (договорами) сопоставимого характера и объема для целей оценки понимаются успешно исполненные контракты, договоры на оказание услуг по организации питания членов спортивных сборных команд Российской Федерации в период тренировочных мероприятий (на основании статьи 2 Федерального закона от 04.12.2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в подтверждение опыта по Детализирующим показателям Критерия не принимается опыт по оказанию услуг по питанию в медицинских учреждениях, поскольку такой опыт не является сопоставимым с предметом закупки.
При этом на заседании Комиссии представитель Заявителя не представил доказательств, подтверждающих сопоставимость опыта оказания услуг по питанию в медицинских учреждениях предмету закупки, в связи с чем довод Заявителя является необоснованным.
Вместе с тем по мнению Комиссии, Заказчиком ненадлежащим образом установлен Порядок оценки по Детализирующим показателям Критерия, поскольку, например, при наличии у участника закупки контракта (договора) на оказание услуг по организации питания членов сборных команд субъектов Российской Федерации по различным видам спорта или спортивных клубов, такой контракт (договор) не будет принят к оценке.
Учитывая изложенное, Комиссия полагает, что требование о наличии у участников Конкурса опыта оказания услуг по организации питания для спортивных сборных команд Российской Федерации не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего Порядок оценки, нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
При этом у Комиссии отсутствуют сведения, свидетельствующие о том, что указанное нарушение повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Порядке оценки ненадлежащим образом установлены сведения о характеристиках объекта закупки, принимаемых для оценки по детализирующему показателю "Характеристика" показателя "Функциональные характеристики объекта закупки" Критерия N 2.
Подпунктом "а" пункта 16 Положения для оценки заявок по критерию оценки "Характеристики объекта закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки "Качественные характеристики объекта закупки".
В соответствии с пунктом 22 Положения в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "Характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
Согласно Порядку оценки Заказчиком установлена Характеристика Критерия N 2, согласно которой количество баллов, присваиваемых заявке, подлежащей оценке по критерию оценки Критерия N 2, рассчитывается в соответствии с представленными улучшенными по сравнению с требованиями Технического задания характеристиками.
Пунктом 1 раздела III Порядка оценки установлено, что в рамках Характеристики Критерия N 2 оценивается сорт, класс, категория поставляемых продуктов более высоких по отношению к требованию Технического задания (в соответствии с Приложением 1 к Порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе). Предложения по данному показателю представляются участником закупки в соответствии с Приложением 2 "Функциональные характеристики объекта закупки" к Порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
Приложением N 1 к Порядку оценки (далее - Приложение N 1 к Порядку оценки) Заказчиком определены характеристики продуктов питания, которые необходимо использовать при оказании Услуг.
Например, в отношении товара "Капуста белокочанная свежая, реализуемая в розничной торговой сети. Технические условия" оценивается показатель "Не ниже второго сорта".
При этом в техническом задании Извещения (далее - Техническое задание) для товара "Капуста белокочанная свежая, реализуемая в розничной торговой сети" установлена характеристика "Сорт" со значением "Выше второго".
Таким образом, Заказчиком в Приложении N 1 к Порядку оценки установлены противоречивые сведения о характеристиках продуктов питания, установленных в Техническом здании.
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего Порядок оценки, нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 КоАП.
При этом у Комиссии отсутствуют сведения, свидетельствующие о том, что указанное нарушение повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Калина Красная" обоснованной в части пункта 2 настоящего решения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы от 18.12.2023 по делу N 28/06/105-2950/2023 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 декабря 2023 г. N 28/06/105-2950/2023