20.12.2023 |
Москва |
|
|
|
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия):
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "А-Альянс" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства по рыболовству (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по транспортному обслуживанию центрального аппарата Федерального агентства по рыболовству (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100013523000014) (далее соответственно - Аукцион, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) установившего в техническом задании Извещения (далее - Техническое задание) характеристики передаваемых в аренду транспортных средств, используемых при оказании услуг по транспортному обслуживанию центрального аппарата Федерального агентства по рыболовству (далее - Услуги), ограничивающие количество потенциальных участников Аукциона, поскольку совокупности характеристик соответствует только одно транспортное средство "Toyota Camry".
2) ненадлежащим образом установившего срок гарантийной эксплуатации товара, используемого при оказании Услуг;
3) ненадлежащим образом установившего требования к исполнителю по государственному контракту;
4) ненадлежащим образом установившего положения проекта государственного контракта (далее - Проект контракта).
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Аукциона:
1) Извещение размещено в ЕИС - 07.12.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 46 296 480 руб.;
4) источник финансирования - Федеральный бюджет, КБК - 07604052640490020244;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 15.12.2023;
6) на участие в Аукционе подано 3 заявки, признанные соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
7) по результатам проведения Аукциона победителем признана заявка ООО "Сити Транс" с предложением о минимальной цене контракта 34 953 842,40 руб.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком в Техническом задании установлены характеристики передаваемых в аренду транспортных средств, используемых при оказании Услуг, ограничивающие количество потенциальных участников Аукциона, поскольку совокупности характеристик соответствует только одно транспортное средство "Toyota Camry".
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
Согласно пункту 1 приложения к Техническому заданию Заказчиком установлена "Спецификация", содержащая характеристики передаваемых в аренду транспортных средств для оказания Услуг (далее - Спецификация) "Длина" с показателем "Не менее 4880 не более 4985", "Ширина" с показателем "Не менее 1835 не более 1870", "Высота" с показателем "Не менее 1440 не более 1470".
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что под указанные характеристики подходят следующие автомобили:
- "Toyota Camry" с характеристиками: "Длина" с показателем "4 885 мм", "Ширина" с показателем "1 840 мм", "Высота" с показателем "1 455 мм";
- "Kia K5" с характеристиками: "Длина" с показателем "4 905 мм", "Ширина" с показателем "1 860 мм", "Высота" с показателем "1 465 мм".
При этом представители Заявителя на заседании Комиссии не представили документов и сведений, свидетельствующих об обоснованности довода Заявителя.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу, что установленные характеристики транспортных средств, используемых при оказании Услуг, не нарушают требования Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Техническом задании установлен год выпуска транспортных средств, используемых при оказании услуг, не соответствующий сроку гарантийного обслуживания таких транспортных средств.
Комиссией установлено, что согласно Техническому заданию Заказчиком установлены следующие требования к году выпуска транспортных средств используемых при оказании Услуг: тип 1 "Не ранее 2023 года", тип 2, тип 3 "Не ранее 2021 года".
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что требования к году выпуска транспортных средств установлены исходя из потребности Заказчика.
При этом представители Заявителя на заседании Комиссии не представили документов и сведений, свидетельствующих об обоснованности довода Заявителя.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что требования к году выпуска транспортных средств, используемых при оказании услуг, установленные в Техническом задании, не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Техническом задании ненадлежащим образом установлены требования, предъявляемые к исполнителю по государственному контракту.
3.1. По мнению Заявителя, Заказчиком в Техническом задании неправомерно установлено требование к исполнителю по государственному контракту (далее - Исполнитель) о подчинении водителя распоряжениям Заказчика в части организации и использования автотранспорта.
Комиссией установлено, что согласно пункту 4 Технического задания Заказчиком установлено следующее требование к Исполнителю "_водители обязаны подчиняться распоряжением Заказчика в части организации и использования автотранспорта".
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что данное требование установлено к Исполнителю ввиду необходимости надлежащего оказания Услуг, поскольку при оказании Услуг возможно изменение точки и времени прибытия должностного лица Заказчика.
При этом представители Заявителя на заседании Комиссии не представили документов и сведений, свидетельствующих об обоснованности довода Заявителя.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что указанное требование к Исполнителю в Техническом задании не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
3.2. По мнению Заявителя, Заказчиком в Техническом задании Извещения установлены излишние требования к Исполнителю о предоставлении сведений в отношении транспортных средств и водителей, поскольку данное условие является излишним.
Пунктом 4 Технического задания Извещения Заказчиком установлено следующее: "В срок, не превышающий 5 дней до начала оказания услуг, Исполнитель обязан предоставить автомобили со всеми водителями для их осмотра на соответствие требованиям, установленным в Техническом задании и Спецификации".
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что данное требование установлено с целью с целью выявления технических недостатков транспортных средств и их устранения.
При этом представители Заявителя на заседании Комиссии не представили документов и сведений свидетельствующих об обоснованности довода Заявителя.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что указанное требование к Исполнителю в Техническом задании не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
3.3. По мнению Заявителя, Заказчиком в Техническом задании Извещения установлены излишние требования о наличии в штате Исполнителя квалифицированного медицинского сотрудника.
Комиссией установлено, что согласно пункту 4 Технического задания Заказчиком установлено следующее:
"На момент начала оказания услуг Исполнитель передает Заказчику:
- копии документов о назначении ответственного должностного лица за исполнение условий Контракта, ответственных должностных лиц за предрейсовый технический осмотр автомобилей, выдачу путевого листа и за предрейсовое освидетельствование штатным квалифицированным медицинским сотрудником состояния здоровья водителей, с соответствующей записью в журнале учета;
- список водителей с указанием Ф.И.О., адреса проживания и контактных телефонов;
- Ф.И.О., номера телефонов ответственных должностных лиц за предрейсовый технический осмотр автомобилей, выдачу путевого листа и за предрейсовое освидетельствование штатным квалифицированным медицинским сотрудником состояния здоровья водителей, с соответствующей записью в журнале учета".
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что данное требование установлено в целях осуществления Заказчиком предрейсового осмотра транспорта и медицинского освидетельствования состояния здоровья водителей. Кроме того, Заказчиком не установлен запрет на привлечение третьих лиц, являющихся квалифицированными медицинскими сотрудниками для осуществления освидетельствования.
Вместе с тем Комиссия, изучив Техническое задание приходит к выводу, что требование об осуществлении предрейсового освидетельствования водителей транспортных средств медицинским сотрудником, находящимся исключительно в штате участника закупки, является ненадлежащим, поскольку вышеуказанное требование исключает возможность осуществлять освидетельствование специалистами, оказывающими медицинские услуги на основании договоров гражданско-правового характера.
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего требование к Исполнителю о наличии штатного квалифицированного медицинского сотрудника, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, и содержа признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
3.4. По мнению Заявителя, Заказчиком в Техническом задании Извещения установлены излишние требования к Исполнителю в отношении знания водителями дорожной сети города Москвы, поскольку согласно Техническому заданию транспортные средства оборудованы устройствами спутниковой навигации.
Комиссией установлено, что согласно пункту 4 Технического задания Заказчиком установлено следующее требование к Исполнителю: "Обеспечить знания водителями дорожной сети г. Москвы и кратчайшие маршруты движения до пунктов назначения и пути объездов в целях выбора оптимального маршрута движения".
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что данное требование установлено ввиду необходимости осуществления передвижения по территории города Москвы при нефункционирующих средствах спутниковой навигации.
При этом представители Заявителя на заседании Комиссии не представили документов и сведений, свидетельствующих об обоснованности довода Заявителя.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что указанное требование к Исполнителю в Техническом задании не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
3.5. По мнению Заявителя, Заказчиком в Техническом задании Извещения установлены излишние требования к Исполнителю в отношении наличия у водителей медицинских справок, выданных по результатам прохождения медицинской водительской комиссии.
Комиссией установлено, что пунктом 4 Технического задания Заказчиком установлено следующее требование к Исполнителю: "Водители, представляемые для оказания услуг Заказчику, должны иметь действующие медицинские справки, выданные по результатам прохождения медицинской водительской комиссии, не должны состоять на учете в психоневрологическом и наркологическом диспансерах по месту жительства и/или по месту фактической регистрации".
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что данное требование обусловлено необходимостью подтверждения ненахождения водителей на учете в психоневрологических и наркологических диспансерах.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения) медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о безопасности дорожного движения целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Согласно части 7 статьи 23 Закона о безопасности дорожного движения Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования, форма медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минздрава России от 24.11.2021 N 1092н "Об утверждении порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), порядка выдачи и формы медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, а также о признании утратившими силу отдельных приказов Министерства здравоохранения Российской Федерации" утвержден порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) (далее - Порядок), а также форма медицинского заключения "О наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами" (далее - Заключение).
Согласно пункту 2 Порядка медицинское освидетельствование проводится в отношении:
- кандидатов в водители транспортных средств;
- водителей транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами в случае, если прохождение медицинского освидетельствования требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права на управление транспортными средствами);
- водителей транспортных средств, при проведении обязательного периодического медицинского осмотра которых выявлены симптомы и синдромы заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортным средством и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения.
Учитывая изложенное, Заключение необходимо исключительно для лиц, указанных в пункте 2 Порядка, вместе с этим Заказчиком приобретаются Услуги, включающие в себя управление транспортными средствами лицами уже имеющими специальное право на управление транспортными средствами.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего требование к Исполнителю о наличии медицинских справок, выданных по результатам прохождения медицинской водительской комиссии у водителей транспортных средств, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
3.6. По мнению Заявителя, Заказчиком в Техническом задании Извещения установлены излишние требования к Исполнителю в отношении возможности замены легкового автотранспортного средства на автомобиль для грузовых или пассажирских перевозок, поскольку Исполнитель обязан иметь лицензию на осуществление грузовых перевозок.
Согласно пункту 4 Технического задания Заказчиком установлено, что Исполнитель обязан иметь дополнительную возможность предоставления, по предварительной заявке Заказчика за 2 (двое) суток до оказания услуги, для временной замены легкового автомобиля на автомобиль для грузовых (типа "Газель") или пассажирских перевозок (микроавтобус не менее 11 пассажирских мест).
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что такое требование обусловлено потребностью Заказчика в случае необходимости осуществления перевозки габаритных грузов, а также должностных лиц Заказчика (либо делегаций).
При этом представители Заявителя на заседании Комиссии не представили документов и сведений, свидетельствующих об обоснованности довода Заявителя.
Учитывая изложенное Комиссия приходит к выводу, что указанное требование к Исполнителю в Техническом задании не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
4. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены положения Проекта контракта.
4.1. По мнению Заявителя, Заказчиком в пункте 5.3 Проекта контракта не определен срок работы приемочной комиссии для приемки отдельных этапов исполнения контракта.
Пунктом 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Согласно пункту 5.2 Проекта контракта Заказчиком установлено, что в течение 10 (десяти) рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке отдельного этапа оказанных Услуг в соответствии пунктом 5.1 Контракта, Заказчик (за исключением случая создания приемочной комиссии) осуществляет одно из следующих действий:
- подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в ЕИС документ о приемке отдельного этапа оказанных Услуг;
- формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемке отдельного этапа оказанных Услуг с указанием причин такого отказа.
Пунктом 5.3 Проекта контракта установлено, что в случае создания приемочной комиссии члены приемочной комиссии подписывают усиленными электронными подписями поступивший документ о приемке отдельного этапа оказанных Услуг или формируют с использованием ЕИС, подписывают усиленными электронными подписями мотивированный отказ от подписания документа о приемке отдельного этапа оказанных Услуг с указанием причин такого отказа.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что срок, установленный в пункте 5.2 Проекта контракта является общим и не зависит от наличия или отсутствия у Заказчика приемочной комиссии.
При этом представители Заявителя на заседании Комиссии не представили документов и сведений, свидетельствующих об обоснованности довода Заявителя.
Учитывая изложенное Комиссия приходит к выводу, что указанное положение Проекта контракта не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
4.2. По мнению Заявителя, Заказчиком в пункте 5.12 Проекта контракта ненадлежащим образом установлены сведения об осуществлении оплаты за оказание услуг за декабрь 2024 года.
Частью 1 статьи 16 Закона о контрактной системе установлено, что планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
В соответствии с пунктами 2, 3 части 3 статьи 16 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается в том числе порядок формирования, утверждения планов-графиков, внесения изменений в такие планы-графики; порядок размещения планов-графиков в единой информационной системе, на официальном сайте.
Во исполнение пункта 3 части 3 статьи 16 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято Постановление от 30.09.2019 N 1279 "О планах-графиках закупок и о признании утратившими силу отдельных решений Правительства Российской Федерации", утверждающее Положение о порядке формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, на официальном сайте такой системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", об особенностях включения информации в такие планы-графики и планирования закупок заказчиком, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства, а также о требованиях к форме планов-графиков закупок (далее - Положение о порядке формирования планов-графиков).
Подпунктом "д" пункта 16 Положения о порядке формирования планов-графиков установлено, что в графах 7 - 11 плана графика указывается объем финансового обеспечения (планируемые платежи) для осуществления закупок на соответствующий финансовый год.
Пунктом 20 (1) положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановления Правительства Российской Федерации от 09.12.2017 N 1496 "О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета" (вместе с "Положением о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета") установлено, что получатели средств федерального бюджета предусматривают в заключаемых ими государственных контрактах, исполнение которых (исполнение отдельного этапа по которым) осуществляется в декабре текущего финансового года и (или) в декабре последующих финансовых годов, условие об оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, в том числе отдельного этапа исполнения контракта:
в случае если окончание поставки товара (выполнения работы, оказания услуги) согласно условиям государственного контракта приходится на дату с 1 по 20 декабря финансового года включительно, - в соответствующем финансовом году в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателя средств федерального бюджета на указанный финансовый год, и не позднее чем за один рабочий день до окончания этого финансового года либо в очередном финансовом году в пределах лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год;
в случае если окончание поставки товара (выполнения работы, оказания услуги) согласно условиям государственного контракта приходится на дату с 21 по 31 декабря финансового года включительно, - в очередном финансовом году в пределах лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год.
Согласно Извещению срок оказания Услуг установлен Заказчиком с 01.01.2024 до 31.12.2024.
Комиссией установлено, что в сведениях об Аукционе, размещенных в ЕИС, содержится позиция плана-графика N 202301731000135001, с объектом закупки "Оказание услуг по транспортному обслуживанию центрального аппарата Федерального агентства по рыболовств" с объемом финансового обеспечения закупки на 2024 год - 46 296 480 руб.
Пунктом 5.12 Проекта государственного контракта установлено следующее: "Оплата декабря 2024 г. осуществляется в 2025 г. в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Заказчика на 2025 финансовый год, в безналичной форме в течение 7 (семи) рабочих дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке отдельного этапа оказанных Услуг в ЕИС путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя".
В связи с изложенным Заказчиком в Проекте контракта неправомерно установлены сведения об осуществлении оплаты Услуг, оказанных за декабрь 2024 года из лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Заказчика на 2025 финансовый год.
Комиссия приходит к выводу что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "А-Альянс" обоснованной в части пунктов 3.3, 3.5, 4.2 настоящего решения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 1 статьи 34, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 20.12.2023 по делу N 28/06/105-2994/2023 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 20 декабря 2023 г. N 28/06/105-2994/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.03.2023