31.01.2024 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "СТА-1" (далее - Заявитель) на действия Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Нижневартовска (далее - Заказчик), Администрации города Нижневартовска (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, комиссией по осуществлению закупок Заказчика (далее - Комиссия по осуществлению закупок), АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам N 3, 4, 5, 6, 7, 16, 33, 91, 92, 93, 94, 95 (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) -0187300001224000002) (далее соответственно - Конкурс, Извещение, Услуги), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Комиссией по осуществлению закупок Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1) в описании объекта закупки Извещения (далее - Описание объекта закупки) неправомерно установлено требование о первичной государственной регистрации транспортного средства не ранее декабря 2023 года, в то время как в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе (далее - Порядок оценки) по детализирующему показателю "Транспортные средства, являющиеся автобусами среднего и/или большого класса" показателя "Наличие у участников закупки оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании" (далее - Детализирующий показатель) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий) оценке подлежат транспортные средства, год изготовления (выпуска) которых должен быть с 2017 года;
2) Порядком оценки неправомерно не установлена возможность оценки опыта участника закупки на выполнение работ по перевозке муниципальным и межмуниципальным контрактам;
3) неправомерно размещены две закупки на оказание услуг, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам, что ограничивает количество потенциальных участников и не соответствует принципам обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупки;
4) в проекте муниципального контракта, являющегося неотъемлемой частью Извещения (далее - Проект контракта), неправомерно установлено положение о регулировании регламентом комиссии, создаваемой Департаментом дорожного хозяйства и транспорта ХМАО - Югра, рассмотрения нарушений на рейсах, зафиксированных региональной навигационно-информационной системе, и принятия решения об их зачете для расчета вознаграждения подрядчика по контракту;
5) в Проекте контракта неправомерно установлено обязательство подрядчика об обеспечении информирования пассажиров в транспортных средствах, в том числе с использованием дополнительных видов и каналов информирования пассажиров, которые должны быть установлены по требованию Заказчика в течение 5 календарных дней;
6) в Проекте контракта неправомерно установлена обязанность подрядчика о выполнении иных обязанностей, предусмотренных контрактом с учетом особенностей организации регулярных перевозок и законодательством Российской Федерации без конкретизации обязанностей;
7) в Проекте контракта неправомерно установлено положение о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае невыполнения подрядчиком требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности транспортных средств.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 29.01.2024 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 31.01.2024.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:
1) Извещение размещено в ЕИС - 12.01.2024;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 815 265 487,44 руб.;
4) источник финансирования - бюджет города Нижневартовска;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 29.01.2024.
6) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся, поскольку на участие в Конкурсе подана единственная заявка, признанная соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
7) победителем Конкурса признан участник закупки с идентификационным номером заявки "50" с предложением о цене контракта в размере 3 815 265 487,44 руб.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в Описании объекта закупки неправомерно установлено требование о первичной государственной регистрации транспортного средства не ранее декабря 2023 года, в то время как в Порядке оценки по Детализирующему показателю Критерия оценке подлежат транспортные средства, год изготовления (выпуска) которых должен быть с 2017 года.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о критериях оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Подпунктом "г" пункта 3 Положения предусмотрено, что для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий "Квалификация участников закупки".
Согласно пункту 8 Положения в случае применения показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
Подпунктом "б" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки "Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 27 Положения в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "б" пункта 24 Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, устанавливаются перечень оборудования и других материальных ресурсов, оцениваемых по показателю, предусмотренному подпунктом "б" пункта 24 Положения, и необходимых для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки.
В приложении N 2 Описания объекта закупки установлены требования к количеству и характеристикам транспортных средств, используемых в целях исполнения контракта, в том числе возраст транспортного средства, который определяется с момента первичной государственной регистрации и должен быть не ранее декабря 2023 года.
Вместе с тем в Порядке оценки по Детализирующему показателю Критерия установлено, что оценке подлежит общее количество транспортных средств, являющихся автобусами среднего и/или большого класса, принадлежащих участнику закупки на праве собственности или ином законном основании, год изготовления (выпуска) которых должен быть в период с 2017 года и позже.
Таким образом, Комиссией установлено, что в Описании объекта закупки установлено требование к дате первичной государственной регистрации транспортного средства - декабрь 2023 года, а в качестве подтверждения опыта по Детализирующему показателю Критерия, оценка которых направлена на установления наличия у участника закупки необходимого материального ресурса для исполнения контракта, оценке подлежат транспортные средства, год изготовления которых установлен с 2017 года.
Вместе с тем предложенные участником закупки по Детализирующему показателю критерия транспортные средства могут быть поставлены на первичную государственную регистрацию в период с 2017 года по декабрь 2023, однако такие транспортные средства не будут соответствовать требованиям Описания объекта закупки.
Учитывая вышеизложенное, а также изучив Описание объекта закупки, Комиссия приходит к выводу, что установление требования к дате первичной государственной регистрации транспортного средства не ранее декабря 2023 года, приводит к ограничению использования транспортных средств, прошедших первичную государственную регистрацию до декабря 2023 года, и фактически обязывает иметь в наличии такие транспортные средства.
Однако, представителем Заказчика на Заседании Комиссии не представлено документов и сведений, позволяющих прийти к выводу о том, что исполнение контракта невозможно, используя транспортные средства, поставленные на первичную государственную регистрацию с 2017 года, которые принимаются к оценке по Детализирующему показателю Критерия.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа установивших в Описании объекта закупки неправомерное требование к используемым в рамках исполнения контракта транспортным средствам, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с доводом Заявителя Порядком оценки неправомерно не установлена возможность оценки опыта участника закупки на выполнение работ по перевозке муниципальным и межмуниципальным контрактам.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системы для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 4 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с пунктом 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 Положения, применяются детализирующие показатели.
Таким образом, Заказчик устанавливает показатели критерия и их величин значимости по своему усмотрению в соответствии с требованиями Положения, с целью определения наиболее компетентного и опытного подрядчика, который способен надлежащим образом исполнить обязательства по контракту.
Вместе с тем представителями Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно размещены две закупки на оказание услуг, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам, что ограничивает количество потенциальных участников и не соответствует принципам обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупки.
В соответствии с Извещением объектом закупки является оказание Услуг.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что оказание Услуг, является потребностью Заказчика, и наличие 2 закупок предоставляет потенциальным перевозчикам возможность выбрать наиболее экономически привлекательную закупочную процедуру и принять участие в соответствующей закупке.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем Заявителем в составе жалобы и на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в Проекте контракта неправомерно установлено положение о регулировании регламентом комиссии, создаваемой Департаментом дорожного хозяйства и транспорта ХМАО - Югра, рассмотрения нарушений на рейсах, зафиксированных региональной навигационно-информационной системе, и принятия решения об их зачете для расчета вознаграждения подрядчика по контракту;
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать проект контракта.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 приложения N 11 к Проекту контракта проверка исполнения условий контракта подрядчиком осуществляется Заказчиком неограниченное количество раз в течение срока действия контракта. Проверка исполнения условий контракта подрядчиком осуществляется посредством региональной навигационно-информационной системы и за каждый выявленный факт нарушения подрядчику начисляется штраф.
Пунктом 6.2 приложения N 11 к Проекту контракта установлено, что Заказчик имеет право привлекать для проведения контроля соблюдения условий контракта подрядчиком органы власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и иных лиц.
Так, в соответствии с пунктом 8.4 приложения N 11 к Проекту контракта при наличии сбоев в региональной навигационно-информационной системе подрядчик направляет Заказчику необходимые сведения о рейсах и нарушениях, данные системы региональной навигационно-информационной системе, которые, по мнению подрядчика, не соответствуют действительности, а также документы и материалы, подтверждающие факт выполнения работ. Порядок предоставления и требования к предоставляемой подрядчиком информации о рейсах и нарушениях, данные региональной навигационно-информационной системе которые, по мнению подрядчика, не соответствуют действительности, определяются регламентом работы комиссии, создаваемой Департаментом дорожного хозяйства и транспорта автономного округа для рассмотрения фактического выполнения рейсов и принятия решения об их зачете для расчета вознаграждения подрядчика по государственным контрактам на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Комиссией установлено, что Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не является стороной муниципального контракта.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что решение комиссии Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры будет носить рекомендательный характер, и Заказчик вправе не учитывать её решение.
Комиссия приходит к выводу, что в Проекте контракта неправомерно установлено вышеуказанное положение, поскольку исполнение контракта ставит подрядчика в зависимость от волеизъявления третьих лиц.
Кроме того, представителем Заказчика на заседании Комиссии не представлено документов и (или) сведений, свидетельствующих об обратном.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в Проекте контракта неправомерно установлено обязательство к подрядчику об обеспечении информирования пассажиров в транспортных средствах в том числе, с использованием дополнительных видов и каналов информирования пассажиров, которые должны быть установлены по требованию Заказчика в течение 5 календарных дней.
В соответствии с пунктом 1 приложения N 14 к Проекту контракта в процессе осуществления перевозок подрядчик производит информирование пассажиров с учетом действующих актуальных параметров маршрутов, установленных Заказчиком, по следующим каналам:
- посредством системы электронных маршрутных указателей, которая включает переднее, боковое (одно или несколько в соответствии с приложением N 2 к Описанию объекта закупки) и заднее табло;
- посредством внутрисалонного табло/медиасистемы (в случае оснащения подвижного состава);
- посредством автоинформатора;
- посредством комплекса информационного обеспечения посадки маломобильных пассажиров (в случае оснащения подвижного состава).
Пунктом 2 приложения N 14 к Проекту контракта установлено, что по требованию Заказчика предусматриваются дополнительные виды и каналы информирования пассажиров, а также дополнительный контент для установленных Описанием объекта закупки каналов информирования пассажиров (в т.ч. на иностранном языке).
В соответствии с пунктом 3 приложения N 14 к Проекту контракта в случаях, указанных в пункте 2 приложения к Описанию объекта закупки, Заказчик не позднее 5 календарных дней до даты начала применения новых видов и каналов информирования пассажиров, воспроизведения нового контента для установленных Описанием объекта закупки каналов информирования пассажиров направляет подрядчику соответствующее уведомление, которое содержит периодичность воспроизведения информации, маршруты подрядчика, на которых будет производится воспроизведение информации, даты начала и окончания воспроизведения информации.
Вместе с тем для целей информационного обеспечения закупки в извещении о проведении закупки должны содержаться достаточные сведения об объекте закупки, позволяющие потенциальному участнику понимать объем оказываемой Услуги.
Кроме того, Комиссией установлено, что Описание объекта закупки не устанавливает требования к используемым в рамках исполнения контракта транспортным средствам о наличии в них средств информирования пассажиров, что не позволяет подрядчику обеспечить в течение 5 дней наличие любых видов и каналов информирования пассажиров на транспортных средствах.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что срок оказания Услуг носит долгосрочный характер, в связи с чем в настоящее время невозможно определить какие виды и каналы информирования пассажиров на транспортных средствах необходимо будет использовать подрядчику, поскольку информирование осуществляется на основании поручений (писем) администрации города Нижневартовска.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, действия Заказчика, Уполномоченного органа, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Согласно доводу Заявителя в Проекте контракта неправомерно установлена обязанность подрядчика о выполнении иных обязанностей, предусмотренных контрактом с учетом особенностей организации регулярных перевозок и законодательством Российской Федерации без конкретизации обязанностей.
В соответствии с подпунктом 25 пункта 5.4 Проекта контракта подрядчик обязан выполнять иные обязанности, предусмотренные контрактом с учетом особенностей организации регулярных перевозок и законодательством Российской Федерации.
Приложением N 18 к Проекту контракту установлен перечень нормативных правовых и нормативных технических актов, регулирующих выполнение работ.
Так, например, подрядчик должен руководствоваться Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 N 969 "Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности", постановлением Правительства РФ от 25.08.2008 N 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS" (перечень не является исчерпывающим).
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что к подрядчику устанавливается обязанность соблюдения норм законодательства Российской Федерации в сфере организации регулярных перевозок в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем представителями Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
7. Согласно доводу Заявителя в Проекте контракта неправомерно установлена возможность принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае невыполнения подрядчиком требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности транспортных средств.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу пункта 3 статьи 723 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что, если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
Согласно пункту 13.2 Проекта контракта сторона вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с существенным нарушением другой стороной условий контракта, иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, в порядке и сроки, определенные статьей 95 Закона о контрактной системе.
Подпунктом 7 пункта 13.11 Проекта контракта установлено, что существенным нарушением условий контракта подрядчиком считается невыполнение требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности транспортных средств.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности транспортных средств при оказании Услуг является существенным условием контракта.
Вместе с тем представителями Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
8. В соответствии с подпунктом "б" пункта 27 Положения в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "б" пункта 24 Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, устанавливаются перечень, в том числе, следующих документов, подтверждающих наличие оборудования и других материальных ресурсов, предусмотренных перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" пункта 27 Положения:
- инвентарные карточки учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 (при наличии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки);
- договоры аренды (лизинга), безвозмездного пользования, субаренды на срок исполнения контракта с приложением актов, подтверждающих наличие у участника закупки оборудования и других материальных ресурсов (при отсутствии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки).
Вместе с тем пунктом 3.1.1 раздела III Порядка оценки установлено, что к оценке принимаются только те автобусы, по которым участником закупки указаны полные сведения: марка и модель автобуса, год выпуска, номер и дата приказа (распоряжения) лицензирующего органа о включении сведений об автобусах в реестр лицензий на осуществление лицензируемого вида деятельности или об изменении сведений об автобусах в реестре лицензий на осуществление лицензируемого вида деятельности, класс автобуса (СК и/или БК), идентификационный номер (VIN).
Таким образом Комиссией установлено, что перечень документов, подтверждающих участником закупки наличие оборудования и других материальных ресурсов установлен в Порядке оценки не в соответствии с требованиями подпункта "б" пункта 27 Положения.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа, нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
9. Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Пунктом 1 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
В соответствии с частью 5 статьи 43 Закона о контрактной системе, подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
Комиссией установлено, что согласно Извещению объектом закупки является оказание Услуг.
В соответствии с пунктом 2.2 требований к содержанию и составу заявки на участие в закупке Извещения (далее - Требования) установлено, что при подготовке заявки участник закупки должен исходить из того, что он готовит свое предложение с учетом требований к техническим характеристикам и показателям, установленным в Извещении, после полного изучения содержания Извещения и всех приложений к нему.
Так, согласно пункту 9 Требований участник закупки формирует предложение в отношении объекта закупки с использованием электронной площадки - в структурированном виде (наименование страны происхождения товара, товарный знак (при наличии), а также характеристики предлагаемого участником закупки товара, в части характеристик, содержащихся в Извещении.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что используемые подрядчиком в ходе исполнения контракта транспортные средства по окончанию исполнения контракта Заказчику не передаются.
Таким образом Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлены требования к участникам закупки о предоставлении в отношении объекта закупки наименования страны происхождения товара, товарного знака (при наличии), а также характеристики оказываемых Услуг.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа, нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТА-1" обоснованной в части пунктов 1, 4, 5 настоящего решения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, пункта 11 части 1, пункта 1, 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 31.01.2024 по делу N 28/06/105-103/2024 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 31 января 2024 г. N 28/06/105-103/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.01.2024