25.01.2024 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - начальника отдела контроля торгов отдельных видов юридических лиц N 2 Управления контроля размещения государственного заказа Бомбыря Д.С.,
членов Комиссии:
начальника отдела методологии Управления контроля размещения государственного заказа Добрыниной А.В.,
заместителя начальника правового отдела N 3 Управления контроля размещения государственного заказа Ахмедова А.Р.,
при участии посредством системы видео-конференц-связи представителя УФСИН России по Тамбовской области Мальковой В.Ю., представители ООО "РТС-тендер", ООО "ТДФ" на заседание Комиссии не явились, о дате и времени рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "ТДФ" (далее - Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок УФСИН России по Тамбовской области (далее - Комиссия по осуществлению закупок), при проведении УФСИН России по Тамбовской области (далее - Заказчик), Комиссией по осуществлению закупок, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) запроса котировок в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку кабеля медного КСПВ, кабеля медного ТППэп в рамках государственного оборонного заказа и в целях обеспечения государственной программы вооружения (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0164100008523000050) (далее соответственно - Запрос котировок, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии ч пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Запроса котировок.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Комиссии по осуществлению закупок, неправомерно применившей положения постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 617) к заявке участника закупки с идентификационным номером "115727965" (далее - Победитель), в связи с чем принято решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Запроса котировок Комиссия по осуществлению закупок действовала в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Запроса котировок:
1) Извещение размещено в ЕИС - 13.11.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - запрос котировок в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 364 985,50 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 32003054230792019211;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Запросе котировок - 16.01.2024;
6) на участие в Запросе котировок подано 4 заявки от участников закупки;
7) по результатам рассмотрения заявок на участие в Запросе котировок 2 заявки признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
8) Заказчиком с Победителем заключен государственный контракт от 22.01.2024 N 2424320100052001641000085/01641000085230000500001 по цене 354 985,50 руб. (реестровый номер в ЕИС - 1683100529524000007).
Согласно доводу Заявителя Комиссией по осуществлению закупок неправомерно применены положения Постановления N 617 к заявке Победителя, в связи с чем принято решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 617) утвержден перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
Согласно пункту 2 Постановления N 617 заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) (далее - заявки), при условии, что на участие в закупке подано не менее 2 заявок, удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки, в связи с отсутствием подтверждения страны происхождения отдельных видов промышленных товаров в соответствии с пунктом 9 Постановления N 617.
В соответствии с пунктом 9 Постановления N 617 подтверждением страны происхождения товаров, указанных в перечне, является указание (декларирование) участником закупки в составе заявки номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии).
Пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные частью 1 статьи 43 Закона о контрактной системе запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Пунктом 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Извещении предусмотрено ограничение допуска товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением N 617.
Кроме того, Комиссией установлено, что в подпункте 5 пункта 1 приложения к Извещению "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению" содержится требование о предоставлении в составе заявки документов и сведений, предусмотренных Постановлением N 617.
Представитель Заказчика на заседании комиссии пояснил, что Комиссия по осуществлению закупок, рассмотрев заявки участников закупки, установила, что Победителем и участником закупки с идентификационным номером "115724932" в составе заявки на участие в закупке представлены реестровые номера из реестра российской промышленной продукции, в связи с чем заявка Заявителя и участника закупки с идентификационным номером "115725097" не представивших реестровые номера из реестра российской промышленной продукции и евразийского реестра промышленных товаров на все позиции закупаемого товара, приравнены к заявкам, в которых содержится предложение о поставке товара, происходящего из иностранного государства.
На заседании Комиссии установлено, что заявки Победителя и участника закупки с идентификационным номером "115724932" содержат номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции.
Таким образом, заявка Заявителя, а также иные заявки, приравненные Комиссией по осуществлению закупок к заявкам, в которых содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства, не соответствуют требованиям пункта 9 Постановления N 617.
Кроме того, Заявителем явка представителей на заседание Комиссии не обеспечена, а также не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.01.2024 N ИЗК1 (далее - Протокол) заявка Заявителя, а также участника закупки с идентификационным номером "115725097" отклонены на основании пункта 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Так, пункт 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе возможен к применению комиссией по осуществлению закупок исключительно в случае установления в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.
При этом Постановление N 617 устанавливает ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заявка Заявителя и участника закупки с идентификационным номером "115725097" подлежат отклонению по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, а не по пункту 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Комиссии по осуществлению закупок нарушают пункт 2 части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТДФ" необоснованной.
2. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение пункта 2 части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что контракт заключен, предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы от 25.01.2024 по делу N 28/06/105-96/2024 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Ведущий заседание Комиссии: Д.С. Бомбырь
Члены Комиссии: А.В. Добрынина
А.Р. Ахмедов
Исп. Стаин Максим Александрович
Тел. (499) 755-23-23 (088-218)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 25 января 2024 г. N 28/06/105-96ГОЗ/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.01.2024