Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу ГТК РФ
от 28 апреля 1994 г. N 180
Методология таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации
См. Методологию таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации, утвержденную приказом ГТК РФ от 24 декабря 2003 г. N 1524
Настоящая Методология применяется с 1 июля 1994 г.
1. Общие положения
Правовой основой ведения таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации (в дальнейшем - таможенная статистика) таможенными органами Российской Федерации являются
- Таможенный кодекс Российской Федерации;
- Положение о Государственном таможенном комитете Российской Федерации.
Таможенная статистика внешней торговли является составной частью статистики внешнеэкономических связей.
В настоящей "Методологии таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации" (в дальнейшем - Методология) изложены основные правила и процедуры, которые базируются на положениях Таможенного кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе".
Методология разработана с учетом рекомендаций Статистической Комиссии ООН и "Руководства для пользователей по статистике внешней торговли" (Евростат, издание 3, 1990 г.).
2. Задачи таможенной статистики внешней торговли
Таможенная статистика предназначена для решения следующих задач:
- обеспечение полного и достоверного учета данных об экспорте и импорте России;
- анализ основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых товаропотоков Российской Федерации в увязке с анализом ее макроэкономической ситуации;
- информационное обеспечение:
подготовки актов законодательства Российской Федерации в области таможенной политики и государственного регулирования внешней торговли;
подготовки межгосударственных торговых переговоров и оперативно-коммерческой работы;
высших органов государственной власти при принятии ими решений в области таможенной политики и государственного регулирования внешней торговли, а также федеральных органов исполнительной власти - при принятии ими решений в соответствии со своими функциями и компетенцией;
- анализ конъюнктуры российского рынка;
- контроль за поступлением таможенных платежей в федеральный бюджет;
- осуществление валютного контроля;
- составление торгового и отдельных статей платежного балансов.
3. Используемые термины
В настоящей Методологии используются основные термины в следующих значениях:
1. Таможенная территория Российской Федерации - сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними.
Таможенная территория Российской Федерации включает в себя также находящиеся в морской исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.
Расположенные на территории Российской Федерации свободные таможенные зоны и свободные склады рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации.
2. Таможенная граница Российской Федерации - пределы таможенной территории Российской Федерации, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов.
3. Товары - движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства, за исключением транспортных средств, используемых для международных перевозок пассажиров и товаров.
4. Российские товары - товары, происходящие из Российской Федерации, либо товары, выпущенные в свободное обращение на территории Российской Федерации.
5. Иностранные товары - товары, не указанные в пункте 4 данного раздела.
6. Таможенный режим - совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, для таможенных целей.
6.1. Выпуск товаров для свободного обращения (импорт) - таможенный режим, при котором ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары остаются постоянно на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории.
6.2. Реимпорт товаров - таможенный режим, при котором российские товары, вывезенные с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта, ввозятся обратно в установленные сроки без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.
6.3. Транзит товаров - таможенный режим, при котором товары перемещаются под таможенным контролем между двумя таможенными органами Российской Федерации, в том числе через территорию иностранного государства, без взимания таможенных пошлин, налогов и без применения мер экономической политики.
6.4. Таможенный склад - таможенный режим, при котором ввезенные товары хранятся под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер экономической политики в период хранения, а товары, предназначенные для вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта, хранятся под таможенным контролем с предоставлением льгот, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации.
6.5. Магазин беспошлинной торговли - таможенный режим, при котором товары реализуются под таможенным контролем на таможенной территории Российской Федерации (в аэропортах, портах, открытых для международного сообщения, и иных местах, определяемых таможенными органами Российской Федерации) без взимания таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер экономической политики.
6.6. Переработка товаров на таможенной территории - таможенный режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке для переработки на таможенной территории Российской Федерации без применения мер экономической политики и с возвратом сумм ввозных таможенных пошлин и налогов при условии вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта продуктов переработки за пределы таможенной территории Российской Федерации.
6.7. Переработка товаров под таможенным контролем - таможенный режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке на таможенной территории Российской Федерации без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики для переработки под таможенным контролем с последующим выпуском для свободного обращения или помещением продуктов переработки под иной таможенный режим.
6.8. Временный ввоз (вывоз) товаров - таможенный режим, при котором пользование товарами на таможенной территории Российской Федерации или за ее пределами допускается с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин, налогов и без применения мер экономической политики.
Временно ввозимые (вывозимые) товары подлежат возврату в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения.
6.9. Свободная таможенная зона и свободный склад - таможенные режимы, при которых иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта, в порядке, определяемом Таможенным кодексом Российской Федерации.
6.10. Переработка товаров вне таможенной территории - таможенный режим, при котором российские товары вывозятся без применения к ним мер экономической политики и используются вне таможенной территории Российской Федерации с целью их переработки и последующего выпуска продуктов переработки в свободное обращение на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.
6.11. Экспорт товаров - таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства об их ввозе на эту территорию.
6.12. Реэкспорт товаров - таможенный режим, при котором иностранные товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации без взимания или с возвратом ввозных таможенных пошлин и налогов и без применения к товарам мер экономической политики.
6.13. Уничтожение товаров - таможенный режим, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем, включая приведение их в состояние, непригодное для использования, без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.
6.14. Отказ от товара в пользу государства - таможенный режим, при котором лицо отказывается от товара без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер экономической политики.
4. Источники формирования таможенной статистики внешней торговли
Исходными данными при формировании таможенной статистики являются сведения, содержащиеся в грузовых таможенных декларациях (ГТД), заполняемых декларантами (формы ТД1 и ТД2) при таможенном оформлении товаров (Приложение 1).
Учет товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом (нефть, нефтепродукты, газ, вода и др.) и по линиям электропередач, осуществляется в соответствии с особенностями их декларирования - по партиям товаров, поставленных в соответствии с документами, подтверждающими приемку товаров на пограничных пунктах трубопроводов или линий электропередач.
5. Объект учета в таможенной статистике внешней торговли
В таможенную статистику включаются все товары (в том числе ценности, за исключением валютных ценностей, находящихся в обращении), ввоз и вывоз которых уменьшает или увеличивает материальные ресурсы страны.
6. Система учета внешней торговли
6.1. Таможенная статистика Российской Федерации ведет учет ввоза и вывоза товаров на основании "общей" системы учета внешней торговли, при которой учитываются все товары, поступающие в пределы государственной территории страны или покидающие эти пределы. При этом границей статистической территории России выступает государственная граница*.
6.2. При "общей" системе учета таможенной статистикой учитываются следующие категории товаров:
Импорт Российской Федерации
Товары, ввозимые для свободного обращения.
Реимпортируемые товары.
Товары, ввозимые для переработки на таможенной территории.
Товары, ввозимые после переработки вне таможенной территории.
Товары, ввозимые для переработки под таможенным контролем.
Товары, ввозимые на территорию Российской Федерации в соответствии с режимом реэкспорта.
Товары, ввозимые на государственную территорию Российской Федерации в свободные таможенные зоны и на свободные склады.
Ввозимые товары, от которых лицо отказывается в пользу государства.
Иностранные товары, ввозимые в магазины беспошлинной торговли.
Товары, временно ввозимые для аренды сроком на один год и более.
Экспорт Российской Федерации.
Товары, вывозимые в соответствии с таможенным режимом экспорта.
Ввезенные в страну товары, выпущенные для свободного обращения, а затем вывозимые за границу Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта.
Товары, вывозимые после переработки на таможенной территории.
Товары, вывозимые после переработки под таможенным контролем.
Товары, вывозимые для переработки вне таможенной территории.
Товары, вывозимые с территории Российской Федерации в соответствии с режимом реэкспорта.
Товары, вывозимые за границу Российской Федерации из свободных таможенных зон и со свободных складов.
Иностранные и российские товары, вывозимые за границу Российской Федерации из магазинов беспошлинной торговли.
Товары, временно вывозимые для аренды сроком на один год и более.
6.3. Не учитываются таможенной статистикой при "общей" системе учета категории товаров, определяемые в соответствии со следующими таможенными режимами:
Товары, перемещаемые транзитом через территорию Российской Федерации.
Товары, помещенные под таможенный режим таможенного склада.
Временно ввозимые (вывозимые) товары, за исключением арендуемых сроком на один год и более.
Иностранные товары, уничтожаемые на территории Российской Федерации.
Вывозимые товары, от которых лицо отказалось в пользу государства и уничтожение товаров.
Товары, вывозимые в соответствии с таможенным режимом вывоза товаров для представительств Российской Федерации за рубежом.
6.4. Таможенной статистикой не учитываются также следующие товары:
а) валютные ценности (в т.ч. монетарное золото), находящиеся в обращении, которыми обмениваются банки для урегулирования взаимных расчетов;
б) предметы залога и другие средства обеспечения обязательств;
в) товары, стоимость которых не превышает порога статистического наблюдения;
г) товары для официального (служебного) пользования дипломатических и консульских представительств иностранных государств, международных межправительственных организаций, представительств иностранных государств при этих организациях; дары государственным органам, международным организациям, главам государств, членам парламентов и правительств;
д) товары, предназначенные для обеспечения боеготовности и повседневной деятельности российских воинских частей, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, а также находящихся в составе войск ООН, и товары, возвращаемые на территорию Российской Федерации российскими воинскими частями;
е) товары, не являющиеся предметом коммерческих операций:
1) перемещаемые физическими лицами не для коммерческих целей, в том числе пересылаемые в международных почтовых отправлениях и грузом;
2) почтовые знаки;
3) предметы обрядов и церемоний;
4) фотографии, экспонированные и проявленные пленки, проекты, рисунки, кальки, рукописи, деловые бумаги, административные печатные бланки, грамоты, а также любой носитель информации, применяемый в рамках международного обмена информацией (в том числе иностранные стандарты, технические условия, технические описания и т.п.);
5) товары, ввозимые и вывозимые физическими лицами, выезжающими или въезжающими на постоянное место жительства, а также беженцами и вынужденными переселенцами;
ж) товары, поставляемые в рамках операций, при которых не пересекается государственная граница России:
1) морские, речные суда и летательные аппараты, предназначенные для использования в международных перевозках;
2) рыба и все виды морских продуктов, продаваемые с российских судов за границей, в том числе и на иностранные суда, находящиеся в территориальных водах иностранных государств или в открытом море**;
3) товары, добытые со дна моря в отрытом море;
4) бункерное топливо, балласт, продовольствие и иные материалы, приобретаемые за рубежом для российских транспортных средств**;
5) реэкспорт (в статистическом значении этого термина) без завоза в страну;
з) ввозимые в Российскую Федерацию рыба и другие морские продукты, добытые в открытом море, либо в территориальных водах иностранных государств на условиях концессии;
и) товары, поставляемые в порядке рекламации, гарантийного обслуживания ошибочные поставки товаров.
6.5. При ввозе на территорию Российской Федерации и вывозе с этой территории учет ряда товаров в таможенной статистике внешней торговли имеет свою специфику. В частности:
а) драгоценные металлы, которые не выступают в качестве платежного средства, ценные бумаги, банкноты и монеты, не находящиеся в обращении, учитываются в экспорте и импорте по их коммерческой стоимости;
б) межправительственные поставки, включающие ввоз и вывоз товаров в рамках правительственных программ внешней помощи, учитываются вне зависимости от того, поставляются ли эти товары в счет взносов в фонд технической помощи ООН, в качестве даров или являются займом, товарообменной (бартерной) партией или представляют собой военные репарации или реституции;
в) бункерное топливо, балласт, продовольствие и иные материалы, учитывается при:
- продаже для иностранных морских, речных судов и летательных аппаратов на территории Российской Федерации;
- покупке с иностранных морских, речных судов на территории Российской Федерации;
г) товары, арендуемые сроком на один год и более, учитываются по полной стоимости арендуемого товара на момент ввоза (вывоза).
7. Товары, учитываемые в таможенной статистике внешней торговли особо
Переработка товаров на таможенной территории, под таможенным контролем и вне таможенной территории.
Таможенная статистика учитывает особо, - с включением во внешнеторговый оборот страны, - следующие категории товаров, направляемых для переработки или подвергшихся переработке на таможенной территории страны, под таможенным контролем или вне таможенной территории:
при ввозе:
- товары, ввозимые для переработки на таможенной территории Российской Федерации, а также ввозимые для переработки под таможенным контролем;
- товары, ввозимые после переработки вне таможенной территории Российской Федерации;
при вывозе:
- товары, вывозимые после переработки на таможенной территории Российской Федерации, а также вывозимые после переработки под таможенным контролем;
- товары, вывозимые для переработки вне таможенной территории Российской Федерации.
8. Показатели таможенной статистики внешней торговли
Для формирования таможенной статистики внешней торговли используются следующие показатели:
- отчетный период;
- направление товаропотока (ввоз или вывоз);
- страна происхождения при ввозе;
- страна назначения при вывозе;
- статистическая стоимость;
- код и наименование товара;
- вес нетто;
- код и наименование дополнительных единиц измерения;
- количество по дополнительным единицам измерения;
- характер сделки;
- вид таможенного режима;
- категория отправителя (получателя) товара;
- регион (республика, край, область, г.Москва и г.Санкт-Петербург, автономная область, автономный округ).
9. Страны-контрагенты
В таможенной статистике странами-контрагентами считаются:
при ввозе:
- страна происхождения товара;
- страна отгрузки - для товаров, включенных в группу 97 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) (произведения искусства, предметы коллекционирования и антиквариат);
при вывозе:
- страна назначения товара.
Страной происхождения товаров считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке.
Товарами, полностью произведенными в данной стране, считаются:
а) полезные ископаемые, добытые на ее территории, или в ее территориальных водах, или на ее континентальном шельфе и в морских недрах, если страна имеет исключительные права на разработку этих недр;
б) растительная продукция, выращенная или собранная на ее территории;
в) живые животные, родившиеся и выращенные в ней;
г) продукция, полученная в этой стране от выращенных в ней животных;
д) произведенная в стране продукция охотничьего, рыболовного и морского промыслов;
е) продукция морского промысла, добытая и (или) произведенная в Мировом океане судами данной страны либо судами, арендованными (зафрахтованными) ею;
ж) вторичное сырье и отходы, являющиеся результатом производственных и иных операций, осуществляемых в данной стране;
з) продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических судах, принадлежащих данной стране либо арендуемых ею;
и) товары, произведенные в данной стране исключительно из продукции, упомянутой в пунктах "а" - "з".
Если в производстве товара участвуют две и более страны, происхождение товара определяется в соответствии с критериями достаточной переработки.
Критериями достаточной переработки товара в данной стране являются:
1) изменение товарной позиции (классификационного кода товара) по ТН ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков, произошедшее в результате переработки товара;
2) выполнение производственных или технологических операций, достаточных или не достаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место;
3) правило адвалорной доли - изменение стоимости товара, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли цены поставляемого товара.
При этом считаются не отвечающими критерию достаточной переработки:
а) операции по обеспечению сохранности товаров во время хранения или транспортировки;
б) операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (дробление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);
в) простые сборочные операции;
г) смешивание товаров (компонентов) без придания полученной продукции характеристик, существенно отличающих ее от исходных составляющих.
В случае, когда в отношении конкретных товаров или страны происхождение товара особо не оговаривается, применяется общее правило, в соответствии с которым товар считается подвергнутым достаточной переработке, если произошло изменение товарной позиции по ТН ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков.
Страна назначения - страна известная на момент отгрузки как конечная страна назначения товара.
Страной назначения для товаров, вывозимых для переработки, считается страна, в которой товар подвергается переработке.
Если в момент поставки неизвестна страна происхождения или назначения товара, то ввоз (вывоз) отражается по стране покупки (продажи) товара:
Страной покупки (продажи) считается страна, на территории которой зарегистрировано (проживает) лицо (независимо от его национальной принадлежности), купившее или продавшее товар.
10. Момент учета
Учет ввоза и вывоза товаров при водных, железнодорожных, автомобильных, воздушных перевозках ведется по дате разрешения таможенного органа на выпуск товара, проставленной на грузовой таможенной декларации.
Датой ввоза и вывоза товаров, поставляемых трубопроводным транспортом, а также электроэнергии, поставляемой по линиям электропередач, считается дата приемо-сдаточного акта, составленного на пограничных и контрольно-распределительных пунктах соответственно трубопровода и линий электропередач.
11. Статистическая стоимость товаров
Статистическая стоимость товаров определяется в долларах США по ценам контрактов, приведенным к единому базису.
Оценка стоимости импорта производится на базе цен СИФ - российский порт или СИП - пункт назначения на границе Российской Федерации.
СИФ - (стоимость, страхование, фрахт) - условие продажи товара, согласно которому в цену товара включается его стоимость и расходы по страхованию и транспортировке товара до порта России.
Оценка стоимости экспорта производится на базе цен ФОБ - российский порт или ДАФ - граница Российской Федерации.
ФОБ - (свободно на борту) - условие продажи товара, согласно которому в цену товара включается его стоимость и расходы по доставке и погрузке товара на борт судна.
Понятия СИФ, ФОБ, СИП и ДАФ определяются в соответствии с "Международными правилами толкования торговых терминов "Инкотермс", 1990 г.
Пересчет в доллары США производится по курсу, котируемому Центральным банком Российской Федерации на день принятия ГТД, в соответствии с Порядком пересчета валют в доллары США (приложение 2).
12. Количественный учет товаров
Количественный учет товаров ведется таможенной статистикой внешней торговли по весу нетто.
В необходимых случаях для сбора и обработки статистических данных ведется параллельный учет товаров по количеству, выраженному в дополнительных единицах измерения (штуки, литры, кубические метры и др.). Эти единицы измерения указываются в соответствующей колонке "Дополнительные единицы измерения" ТН ВЭД.
13. Классификация товаров
Для классификации и кодирования товаров в таможенной статистике внешней торговли применяется классификатор "Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности" (ТН ВЭД).
Девятизначный цифровой код ТН ВЭД состоит из следующих элементов:
- первые шесть цифр означают код товара по ГС;
- те же шесть цифр плюс седьмой и восьмой знаки образуют код товара по Комбинированной номенклатуре Европейского Союза (КН ЕС);
- девятая цифра предназначена для возможной детализации в будущем тех или иных товарных позиций с учетом интересов России.
Классификационная структура ТН ВЭД
-------------------------------------------------------------------------
Уровень классификации | Код | Количество
-------------------------------------------------------------------------
Раздел Римские цифры 21
Группы 2 знака 97
Товарная позиция 4 знака 1241
Субпозиции 6 знаков 5019
Подсубпозиции 9 знаков 9506
-------------------------------------------------------------------------
Для обеспечения единообразного понимания классификационных группировок ТН ВЭД используются примечания к разделам, группам, конкретным товарным позициям, а также Основные правила интерпретации ТН ВЭД, имеющие юридическую силу.
14. Классификатор стран
В качестве классификатора стран мира используется классификатор, разработанный Статистическим отделом бюро ООН (приложение 3).
15. Границы сферы статистического наблюдения
Под границами сферы статистического наблюдения понимается статистический порог, т.е. такая предельная величина стоимости, нетто-тоннажа, других показателей, характеризующих перемещаемые товары, ниже которой они не учитываются в таможенной статистике.
Статистическому наблюдению подлежат товары, таможенная стоимость которых превышает сумму, эквивалентную 100 ЭКЮ.
По весу, количеству и другим показателям ограничения не установлены.
16. Статистические публикации
Статистические публикации по таможенной статистике внешней торговли России содержат основные данные, характеризующие состояние внешней торговли страны:
- экспорт и импорт в целом и в разрезе по странам и торговле стран;
- удельный вес отдельных стран и групп стран во внешней торговле России;
- данные по импорту и экспорту в натуральном и стоимостном выражении по товарам в кодах ТН ВЭД;
- данные по импорту и экспорту в разрезах "товар-страна" и "страна-товар".
Данные таможенной статистики предоставляются в форме квартальных и годовых публикаций.
Данные таможенной статистики внешней торговли являются федеральной собственностью.
Издание и распространение данных таможенной статистики внешней торговли на коммерческой основе на внутреннем и внешнем рынках производится исключительно с разрешения ГТК России.
17. Конфиденциальность информации
Информация по внешней торговле, предоставленная таможенным органам Российской Федерации государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, может использоваться исключительно в таможенных целях.
Конфиденциальной считается информация, содержащаяся в грузовых таможенных декларациях о конкретных сделках в привязке к участникам внешнеэкономических связей.
В соответствии с порядком, установленным законодательством, в качестве конфиденциальных могут быть заявлены также другие данные и показатели, возникающие в процессе формирования таможенной статистики внешней торговли.
Во избежание появления искажений статистической отчетности, вызванных применением режима конфиденциальности, а также в целях сохранения полноты охвата публикуемых данных таможенная статистика внешней торговли использует целый ряд специальных технических приемов, позволяющих не выделять конфиденциальную информацию в общих массивах публикуемых данных.
Представление сведений об экспортно-импортных операциях конкретных участников внешнеэкономических связей запрещено, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.
<< Назад |
Приложение >> N 1. Грузовая таможенная декларация |
|
Содержание Приказ ГТК РФ от 28 апреля 1994 г. N 180 "О "Методологии таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации"... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.