Письмо Московского таможенного управления
от 22 сентября 1997 г. N 10-10/7949
"О исполнении письма ГТК России от 20.06.97 г. N 07-10/11683"
ГТК России письмом от 15.12.96 г. N 07-06/22067 довел, что Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств принята новая редакция пункта 9 "Правил определения страны происхождения товаров из государств - участников СНГ", в соответствии с которой "товар считается происходящим из таможенной территории государства - участника Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года, если он соответствует установленным настоящими Правилами критериям происхождения, экспортируется резидентом одного из государств - участников данного Соглашения и ввозятся резидентом государства - участника данного Соглашения с таможенной территории другого государства - участника данного Соглашения. При этом под резидентом понимается организация, созданная на территории этого государства, либо физическое лицо, постоянно проживающее на территории этого государства".
Таким образом, с января 1997 года предоставление преференций для товаров, ввозимых из СНГ, должно предоставляться с учетом вышеизложенных условий.
Телетайпограммами от 17.02.97 г. N АТ-110 и от 20.02.97 г. N Т-3234 ГТК России информировал таможенные органы о применении новой редакции пункта 9 с 18 октября 1996 года и указал на необходимость доначисления таможенных платежей в бесспорном порядке в случае невыполнения новой редакции пункта 9 "Правил...".
Приказом ГТК РФ от 30 декабря 2003 г. N 1581 телеграммы ГТК РФ от 20 февраля 1997 г. N Т-3234 и от 17 февраля 1997 г. N АТ-110 признаны недействующими
Рядом таможен в соответствии с названными документами была начата работа по доначислению и взысканию неуплаченных сумм таможенных платежей.
С учетом отсрочки по уплате платежей до 15 мая 1997 года, предоставленной ГТК России указанием от 26.03.97 г. N 01-14/354, сведения о доначисленных таможенных платежах и принятых мерах по их изысканию были доведены до ГТК России нашим письмом от 18.06.97 г. N 01-52/528. Представленная в ГТК России информация не содержала данных по МАГТ, поскольку, несмотря на перенос срока исполнения поручения по просьбе таможни, отчет о доначислении неуплаченных таможенных платежей и погашении задолженности МАГТ не представила.
Результаты проделанной работы, к сожалению, нельзя считать удовлетворительными, поскольку из доначисленных 54 млрд.руб. было взыскано немногим более 3,5 млрд. руб.
После письма ГТК России от 15.12.96 г. N 07-06/22067 предоставление преференций в отношении товаров, ввозимых с нарушением условий новой редакции пункта 9 "Правил..", должно было прекратиться с начала 1997 г. Однако, как показала проверка базы данных АСУ, и после 01.01.97 г. таможни продолжали предоставление льгот по уплате таможенных платежей в нарушение новой редакции пункта 9 "Правил...". При этом ввоз товаров с необоснованным предоставлением преференций в первом полугодии 1997 года не имел тенденции к снижению. Более того, на МАГТ после 01.01.97 резко выросло число ГТД, оформленных с нарушением условий новой редакции пункта 9 "Правил..." (до 01.01.97 - 109 ГТД, после 01.01.97 - 1811 ГТД).
Письмом от 20.06.97 г. N 07-10/11683 ГТК России обязал начальников отделов и руководителей групп товарной номенклатуры и происхождения товаров таможен проверить обоснованность предоставления льгот в отношении товаров, заявленных как происходящие из государств-участников СНГ, и направить в Управление тарифного и нетарифного регулирования сведения по каждому случаю необоснованного предоставления таможенных льгот.
Отделом товарной номенклатуры и происхождения товаров Управления совместно с АСУ была проведена дополнительная проверка обоснованности предоставления льгот по уплате таможенных платежей в отношении товаров, заявленных как происходящие из государств - участников СНГ, и оформленных в период с 18.10.96 г. по 17.07.97 г. В результате проверки выявлены случаи необоснованного предоставления льгот по уплате таможенных платежей, не упомянутые в отчетах таможен, о чем письмом Управления от 08.07.97 г. N 10-10/6183 были информированы таможни. Приложениями к названному письму направлены перечни ГТД, по которым оформлялись товары, необоснованно признанные происходящими из государств-участников СНГ. Этим же письмом таможням было дано поручение об организации дополнительной проверки обоснованности предоставления льгот и о принятии мер по довзысканию неуплаченных таможенных платежей.
Проанализировав сведения, предоставленные во исполнение письма ГТК России от 20.06.97 г. N 07-10/11683 "Об определении происхождения товаров из государств-участников СНГ" и письма МТУ от 18.07.97 г. N 10-10/6183, можно сделать вывод о необходимости незамедлительного введения в таможнях строжайшего контроля за предоставлением льгот по уплате таможенных платежей.
Особую озабоченность вызывает неудовлетворительное положение дел по предоставлению льгот в отношении товаров, происходящих из стран СНГ и по довзысканию неуплаченных таможенных платежей, в Московской автогрузовой таможне.
По поручению ОТНиПТ МТУ (письмо от 11.07.97 г. N 10-10/6028) в МАГТ проведено расследование по факту необоснованного предоставления льгот по уплате таможенных платежей в отношении товаров, ввезенных ООО "Пирамида". В результате расследования издан приказ МАГТ от 18.08.97 г. N 336 "О необоснованном предоставлении преференциального режима при таможенном оформлении грузов ООО "Пирамида" и наказании виновных", проводится служебное расследование по фирмам ЗАО "Раритет +" и ЗАО ТПФ "Рубеж" (в ОТР МАГТ находится 1037 ГТД, по 549 ГТД материалы переданы в ОТП для бесспорного списания платежей).
С учетом фактов неправомерного предоставления льгот на товары из государств-участников СНГ должностными лицами ОТО и ТК, функциональных отделов таможен (например, в МАГТ), принимая, во внимание складывающуюся тенденцию ухода участниками ВЭД от уплаты таможенных платежей, сложившаяся ситуация требует незамедлительных, действенных мер со стороны руководства таможен.
Особенно это важно для МАГТ, где, несмотря на неоднократные письма Управления, не осуществляется должный контроль за предоставлением льгот. Большая часть товаров, оформленных МАГТ, и в нарушение условий пункта 9 "Правил..." признанная происходящими с территории Грузии, ввозилась из государств, не являющихся участниками СНГ (Португалии, Германии, Румынии, Бельгии, Италии, Финляндии и т.п.). Ковры, обувь, мужские сорочки, трикотажные изделия, посуда из нержавеющей стали, ввезенные ООО "Миэль+", ООО "Озирис", ООО "Фирма ВАЙН" более чем по 1000 ГТД выпущены в свободное обращение в МАГТ с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей на сумму более 186,5 млрд. рублей.
Такое положение дел стало возможно в результате
слабого знания должностными лицами таможни нормативных документов;
некачественного составления актов таможенного досмотра, не содержащих описания товаров, их маркировки и упаковки;
приема к таможенному оформлению ксерокопий товаросопроводительных документов, а не их оригиналов;
неполного описания товара в графе 31 ГТД.
Эти характерные недостатки, приводящие к необоснованному предоставлению льгот, присущи таможенному оформлению товаров во всех таможнях.
В Железнодорожной, Жуковской, Одинцовской, Ногинской, Щелковской, Люберецкой таможнях выявлены случаи необоснованного предоставления льгот по уплате таможенных платежей.
Организациям, ввозившим товары с нарушением упомянутых правил, выставлены инкассовые поручения, ведется работа по довзысканию оставшейся суммы неуплаченных таможенных платежей.
Наиболее эффективная работа по довзысканию платежей, образовавшихся в результате невыполнения условий новой редакции пункта 9 "Правил...", проведена в Подольской таможне, где полностью взысканы неуплаченные таможенные платежи.
В Щелковской таможне наряду с мерами по довзысканию неуплаченных таможенных платежей заведено 15 дел о НТП (сведений от других таможен по заведению дел о НТП не поступало).
В Зеленоградской таможне по настоящее время ведется работа по выявлению случаев необоснованного предоставления льгот, ОТП таможни направляет запросы в ОТНиТП МТУ с просьбой дать заключение о происхождении товаров, хотя данные вопросы, а также принятие решения о довзыскании неуплаченных таможенных платежей в результате необоснованного предоставления тарифных преференций находятся в компетенции Зеленоградской таможни, где функционирует ОТНиПТ.
Разъяснения ГТК, письма Управления, проведенная в таможнях проверка должны были способствовать прекращению ввоза товаров с необоснованным предоставлением льгот, но проверка базы данных АСУ показала, что в июне-июле с.г. такие товары оформились на МАГТ, МЖТ, МПБТ, Щелковской и Люберецкой таможнях.
В связи с вышеизложенным, с целью исключения случаев необоснованного предоставления таможенных льгот, начальникам таможен:
1. Обеспечить строжайшее соблюдение требований ГТК России в части определения страны происхождения товаров. Взять под личный контроль предоставление льгот в отношении товаров, происходящих из государств-участников СНГ.
2. Проанализировать причины, в силу которых стало возможным необоснованное предоставление льгот по уплате таможенных платежей. Исключить случаи необоснованного предоставления льгот.
3. Довести под роспись до должностных лиц ОТОиТК и таможенных постов, ответственных за вопросы определения страны происхождения товаров, нормативные документы ГТК России в части определения страны происхождения товаров из государств-участников СНГ.
4. Московской автогрузовой и Зеленоградской таможням завершить работу по расчетам сумм неуплаченных таможенных платежей. Принять в кратчайшие сроки действенные меры по довзысканию их с организаций, ввозивших товары с нарушением условий новой редакции пункта 9 "Правил определения страны происхождения" с 18.10.96г .
5. Отделам ТНиПТ таможен проводить еженедельные проверки обоснованности предоставления преференциального режима в отношении товаров, происходящих из стран СНГ с целью исключения случаев неправомерного предоставления тарифных преференций. О результатах проверок докладывать в ОТНиПТ Управления.
6. О проделанной работе доложить до 15 октября 1997 г.
Первый заместитель
начальника Управления |
В.Б.Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Настоящий документ не является нормативным и обязателен для исполнения только в регионе деятельности таможенного органа, издавшего данный документ (см. письмо ГТК РФ от 19 февраля 2002 г. N 01-23/6696)
Письмо Московского таможенного управления от 22 сентября 1997 г. N 10-10/7949 "О исполнении письма ГТК России от 20.06.97 г. N 07-10/11683"
Текст письма официально опубликован не был
Настоящее письмо фактически прекратило действие, поскольку письмо ГТК РФ от 15 декабря 1996 г. N 07-06/22067 утратило силу согласно приказу ГТК РФ от 21 сентября 2000 г. N 853