В целях дальнейшего развития и укрепления областной системы защиты прав потребителей, повышения социальной защищенности граждан Коллегия Администрации Кемеровской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую программу "Развитие комплексной системы защиты прав потребителей в Кемеровской области" на 2013-2015 годы.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать и утвердить программы развития комплексной системы защиты прав потребителей в соответствующих муниципальных образованиях.
3. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".
4. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Губернатора Кемеровской области В.П. Мазикина.
И.о. Губернатора Кемеровской области |
В.П. Мазикин |
Программа
"Развитие комплексной системы защиты прав потребителей в Кемеровской области" на 2013-2015 годы
(утв. постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 16 июля 2013 г. N 302)
Паспорт
программы "Развитие комплексной системы защиты прав потребителей в Кемеровской области" на 2013-2015 годы
1. Содержание проблемы и обоснование ее программного решения
Политика защиты прав потребителей заняла прочные позиции в социально-экономических преобразованиях, происходящих в Российской Федерации в последние годы. Усилению государственных гарантий защиты прав потребителей было посвящено заседание Президиума Государственного совета, проведенное Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым в городе Саранске в 2012 году. Отмечено, что одним из важных вопросов для государства является необходимость отработки и применения, с учетом новых условий, более эффективных методов защиты прав потребителей. По итогам совещания было рекомендовано развивать практику регионов по разработке и принятию региональных программ по защите прав потребителей, которые должны предусматривать поддержку общественных объединений потребителей.
Успех социально-экономических реформ заключается не только в повышении реальных доходов населения, в развитии и укреплении социальной сферы, но и в реальной возможности для граждан реализации своих потребительских прав, рациональном использовании полученных доходов на приобретение товаров, работ, услуг. Причем важно, чтобы они были качественными и безопасными для граждан, для здоровья и имущества потребителей, а также для окружающей среды.
Правовой основой защиты прав потребителей в Российской Федерации является Закон Российской Федерации от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей" и другие нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области защиты прав потребителей.
Стратегической целью национальной политики в сфере защиты прав потребителей является создание равных и реальных условий для реализации гражданами-потребителями своих законных интересов и прав повсеместно на территории Российской Федерации. При этом перед государством стоит задача обеспечить наличие правовых и организационных основ, позволяющих адекватно уровню развития экономики и общества формировать и реализовывать все многообразие направлений национальной политики в сфере защиты прав потребителей.
Под национальной системой защиты прав потребителей принято понимать совокупность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей.
В Кемеровской области система защиты прав потребителей включает:
уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области;
иные уполномоченные территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;
исполнительные органы государственной власти Кемеровской области;
органы местного самоуправления Кемеровской области;
общественные объединения потребителей Кемеровской области.
За время существования системы защиты прав потребителей в Кемеровской области отработано взаимодействие и организована ее согласованная работа, в том числе в рамках деятельности межведомственного координационного совета по защите прав потребителей.
На 2013-2015 годы определены следующие приоритеты:
1. Дальнейшее развитие и совершенствование системы защиты прав потребителей на территории Кемеровской области:
развитие взаимодействия между Управлением Роспотребнадзора по Кемеровской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Кемеровской области, органами местного самоуправления и общественными организациями (объединениями) потребителей, в том числе в рамках межведомственного координационного совета по защите прав потребителей в Кемеровской области и программы "Развитие комплексной системы защиты прав потребителей в Кемеровской области";
организация информирования и консультирования граждан на уровне городских округов, муниципальных районов, городских поселений и сельских поселений;
функционирование муниципальных (городских, районных) межведомственных координационных советов по защите прав потребителей;
разработка и принятие муниципальных программ развития комплексной системы защиты прав потребителей.
Особое место в системе защиты прав потребителей занимают органы местного самоуправления. Законом Российской Федерации от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей" на них возложено рассмотрение жалоб потребителей, их консультирование, предъявление исков в суд по собственной инициативе, по поручению отдельного потребителя либо неопределенного круга потребителей. По этой причине одним из основных мероприятий программы является обеспечение деятельности созданных при администрациях муниципальных районов и городских округов информационно-консультационных центров для потребителей и создание новых структур по защите прав потребителей в органах местного самоуправления, где они отсутствуют.
2. Повышение эффективности и результативности осуществления государственного контроля (надзора), в том числе в наиболее проблемных сферах оказания услуг населению.
3. Совершенствование механизма использования судебной защиты прав потребителей, в том числе неопределенного круга потребителей, включая участие в судебных разбирательствах для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.
4. Совершенствование методов работы по рассмотрению обращений граждан о нарушениях прав потребителей.
5. Усиление информационно-просветительской деятельности в сфере защиты прав потребителей.
Выполнение перечисленных задач определяет высокий уровень требовательности к организации работы всех ветвей системы защиты прав потребителей - это защита соответствующих прав конкретного гражданина, чьи нарушенные интересы в полной мере могут быть восстановлены только при должной организации деятельности в масштабах всей Кемеровской области, включая особую роль органов местного самоуправления.
Бурное развитие современного рынка товаров и услуг ведет в том числе к новым проблемам правового, экономического, организационного и социального характера. Появление новых методов реализации товаров и услуг, развитие дистанционного способа продаж посредством Интернета - ресурсов, долевого строительства, потребительского кредитования, медицинских и туристических услуг, жилищно-коммунальная реформа и другие новации не всегда положительно сказываются на потребительских отношениях, имеющих значительное влияние на социально-экономическое положение потребителей.
Растет количество обращений граждан о нарушениях их прав вследствие приобретения некачественных товаров, услуг, отсутствия в необходимых объемах информации о товаре или услуге. Удельный вес обращений на нарушения прав потребителей от общего числа поступивших в Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области обращений на протяжении нескольких лет (с 2007 по 2012 гг.) значителен и составляет около 50 процентов. При этом наблюдается рост числа обращений, связанных с нарушением прав и интересов потребителей, на 25 процентов (с 2652 в 2007 году до 3526 в 2012 году).
Данные цифры говорят о недостаточной ответственности бизнеса за результаты своей деятельности, а это приводит к возникновению имущественных рисков потребителей в результате приобретения некачественной продукции, услуг, и особенно велики такие риски у малоимущих и социально незащищенных граждан.
В связи с изменением законодательства, ограничивающего количество проводимых контролирующими органами проверок, необходимо применение новых подходов к обеспечению условий для формирования у населения устойчивых навыков самостоятельного и грамотного поведения на потребительском рынке, включая формирование опыта разумного поведения и рационального потребления, обучение граждан приемам адекватного, экономически грамотного действия.
В связи с этим все большую значимость в реализации государственной потребительской политики приобретают организация системы правового образования потребителей и предпринимателей, усиление профилактических мер в области защиты прав потребителей.
Решение указанных задач в целях обеспечения государственных гарантий защиты прав потребителей, а также баланса интересов потребителей и предпринимателей предполагается в рамках реализации Программы.
Программа представляет собой комплекс мероприятий в рамках системы защиты прав потребителей, направленных на создание условий для эффективной защиты прав граждан, установленных законодательством Российской Федерации. Следует особо подчеркнуть ярко выраженную социальную направленность Программы, предусматривающую оказание населению бесплатных консультационных услуг, проведение обучающих семинаров, разработку и распространение информационно-справочных материалов, а также проведение независимых потребительских экспертиз, в том числе со стороны ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии Кемеровской области", в рамках рассмотрения обращений граждан.
В период ранее действовавшей программы "Развитие комплексной системы защиты прав потребителей в Кемеровской области на 2009-2011 годы":
были созданы межведомственные координационные советы по защите прав потребителей в городах и районах области, проводились мероприятия, конкурсы, выставки, ярмарки, форумы, круглые столы, совещания, встречи, семинары;
более 600 работников розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания прошли обучение, переобучение, повышение квалификации;
проводились уроки, лекции, факультативы среди учащихся, молодежи и подростков.
В настоящее время основным направлением в сфере защиты прав потребителей должно стать создание на территории Кемеровской области необходимых условий для реализации потребителями своих законных прав, а также обеспечения их соблюдения. Наиболее эффективным методом борьбы с правонарушениями на потребительском рынке, в большей степени отвечающим интересам жителей, является не защита уже нарушенных прав, а предупреждение и профилактика нарушений.
Для достижения положительного эффекта такая работа должна вестись не только с потребителями, но и с производителями, предпринимателями, работающими в сфере оказания услуг населению.
Работа с потребителями должна быть направлена, в первую очередь, на их просвещение, ознакомление с предоставленными законом правами, гарантиями и способами защиты. Прежде всего, это включает проведение открытых уроков в школах, семинаров в организациях, распространение разъяснительных брошюр, оформление информационных стендов в местах реализации потребителям товаров (работ, услуг), информирование потребителей через средства массовой информации и т.д.
Другой важной составляющей такой работы является информирование потребителей об имеющихся на рынке качественных товарах (работах, услугах). В первую очередь, это касается реформируемых секторов (жилищно-коммунальное хозяйство, медицина, сфера образования и др.), поскольку ход их реформирования во многом зависит от полной и объективной информированности потребителей и изменения сложившихся у них стереотипов.
Работа с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (производителями, исполнителями работ, услуг) должна быть направлена, в первую очередь, на информирование их о нормах действующего федерального законодательства и законодательства Кемеровской области, а также санкциях за их нарушение, облегчение доступа к нормативным правовым актам, создание условий, благоприятствующих соблюдению всех требований законодательства при работе в сфере оказания услуг.
Защита нарушенных прав наряду с мерами по реализации и обеспечению прав потребителей остается одним из основных направлений государственной социальной политики. При этом особое значение имеет защита прав неопределенного круга потребителей, затрагивающая интересы большого числа граждан.
В Кемеровской области функции по контролю за исполнением требований законодательства по защите прав потребителей осуществляет Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области.
Решение актуальных задач защиты прав потребителей должно осуществляться в рамках Программы совместными действиями территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Кемеровской области, органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений) по защите прав потребителей.
2. Цель и задачи Программы
Целью Программы является создание необходимых условий для максимальной реализации потребителями Кемеровской области своих законных прав и интересов.
Указанная цель базируется на сути государственной политики в сфере защиты прав потребителей: создание равных и реальных условий для реализации гражданами - потребителями своих законных прав и интересов повсеместно на территории Российской Федерации.
Основными задачами Программы являются:
дальнейшее развитие и обеспечение функционирования системы защиты прав потребителей в Кемеровской области;
создание и укрепление структур по защите прав потребителей в органах местного самоуправления;
обеспечение деятельности информационно-консультационных центров для информирования и консультирования потребителей;
поддержка общественных организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению защиты прав потребителей в Кемеровской области;
защита населения Кемеровской области от некачественных товаров, работ, услуг;
стимулирование повышения качества продукции, товаров, работ, услуг, предоставляемых населению Кемеровской области;
повышение правовой грамотности населения в сфере защиты прав потребителей путем регулярного информирования и просвещения;
повышение уровня правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке Кемеровской области;
развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров, работающих в системе защиты прав потребителей.
3. Система программных мероприятий
В рамках настоящей Программы будут реализованы следующие основные мероприятия:
проведение разъяснительной работы с изготовителями и продавцами товаров, исполнителями работ и услуг в сфере защиты прав потребителей;
совершенствование системы оказания правовой помощи потребителям;
привлечение на рынок товаров, работ и услуг квалифицированных специалистов, имеющих специальное профессиональное образование;
организация системного обучения учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений среднего профессионального образования основам правовых знаний в сфере защиты прав потребителей;
комплекс мер по просвещению населения в сфере защиты прав потребителей;
осуществление мер по совершенствованию системы контроля за безопасностью товаров (работ, услуг).
Описание программных мероприятий:
1) реализация мер по определению основных направлений деятельности в области защиты прав потребителей на потребительском рынке Кемеровской области
Мероприятие предусматривает организацию взаимодействия уполномоченных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти с органами местного самоуправления, общественными организациями в целях эффективной реализации гражданско-правовых форм защиты прав потребителей. На практике реализация данного направления будет осуществляться через межведомственный координационный совет по защите прав потребителей в Кемеровской области.
В рамках его работы будет осуществляться деятельность в следующих направлениях:
подготовка предложений по улучшению взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление контроля и надзора, входящих в систему защиты прав потребителей;
обеспечение методической помощи органам местного самоуправления при осуществлении ими деятельности по защите прав потребителей;
разработка предложений по основным направлениям деятельности в области защиты прав потребителей;
2) обобщение и распространение положительного опыта работы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Кемеровской области, органов местного самоуправления и общественных объединений по вопросам реализации законодательства о защите прав потребителей
Реализация данного мероприятия должна повысить эффективность реализации Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей";
3) комплекс мер по разъяснительной работе с изготовителями и продавцами товаров, исполнителями работ и услуг в сфере защиты прав потребителей
Деятельность по разъяснительной работе среди хозяйствующих субъектов должна осуществляться в качестве превентивных мер, которые позволят минимизировать нарушения законодательства по защите прав потребителей на стадиях изготовления, хранения и реализации товаров, а также на стадии заключения договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Практическими формами такой работы являются семинары, конференции, круглые столы и т.д., организованные для хозяйствующих субъектов по профильным видам деятельности;
4) совершенствование системы оказания правовой помощи потребителям
Защита прав и законных интересов потребителей, оказание потребителям правовой помощи предусматривают:
рассмотрение обращений граждан и их консультирование;
составление претензий и исковых заявлений;
предъявление исков в суды в защиту прав и законных интересов отдельных потребителей (групп потребителей, неопределенного круга потребителей);
обобщение судебной практики в области защиты прав потребителей;
5) нормативно-правовое обеспечение Программы (подготовка предложений о внесении изменений в действующие и о разработке новых нормативных правовых актов по вопросам защиты прав потребителей);
6) организация системного обучения учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений среднего профессионального образования основам правовых знаний в сфере защиты прав потребителей
Это направление деятельности предусматривает:
организацию обучения в общеобразовательных и специальных учреждениях по основам законодательства о защите прав потребителей;
проведение в учебных заведениях семинаров, конференций, круглых столов и т.д. по проблемным вопросам рынка товаров и услуг;
оказание помощи учебным заведениям при разработке учебных программ по защите прав потребителей;
7) комплекс мер по просвещению населения в сфере защиты прав потребителей
Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей будет обеспечиваться посредством включения соответствующих тем в общеобразовательные и профессиональные программы обучения, а также посредством организации системы мер по информированию потребителей об их правах и необходимых действиях по защите этих прав;
8) осуществление мер по совершенствованию системы контроля за безопасностью товаров (работ, услуг)
Обеспечение безопасности товаров (работ, услуг) предусматривает проведение работы в следующих направлениях:
повышение квалификации персонала предприятий - изготовителей путем проведения тематических семинаров по разъяснению положений законодательства в области сертификации, технического регулирования и защиты прав потребителей;
обеспечение условий для проведения независимой экспертизы: качества и безопасности товаров, работ, услуг; соответствия потребительских свойств товара заявленной продавцом информации о них; ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животного происхождения;
организация и проведение контрольно-надзорных мероприятий в области защиты прав потребителей по соблюдению хозяйствующими субъектами обязательных требований к товарам, работам, услугам, законодательства о техническом регулировании;
реализация мер по предотвращению ввоза на территорию Кемеровской области опасных товаров.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Реализация Программы не требует выделения дополнительных бюджетных средств и осуществляется в рамках текущего финансирования деятельности основных исполнителей Программы.
5. Оценка эффективности реализации Программы и ожидаемые результаты от ее реализации
Реализация мероприятий Программы позволит повысить эффективность защиты прав потребителей посредством оптимизации взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Кемеровской области, органов местного самоуправления, общественных организаций.
Осуществление превентивных мер, направленных на профилактику нарушений в сфере защиты прав потребителей, создаст условия для повышения культуры обслуживания потребителей, повышения гражданского самосознания изготовителей и продавцов (исполнителей) товаров, работ и услуг.
Данные меры будут способствовать предотвращению поступления на территорию Кемеровской области опасных и некачественных товаров, работ, услуг, формированию у населения навыков рационального потребительского поведения.
Программа обеспечит решение задачи по повышению информированности населения в сфере защиты прав потребителей.
Планируется создание более совершенных механизмов защиты прав потребителей в Кемеровской области с учетом специфики по всему кругу вопросов и проблем, касающихся как прямых, так и косвенных прав и интересов потребителей.
Будет создана устойчивая система развития саморегулируемого бизнеса, производящего и оказывающего качественные и конкурентоспособные товары и услуги (работы) в Кемеровской области.
Повысится удельный вес устраненных нарушений прав потребителей от числа выявленных нарушений.
Увеличится количество проводимых просветительских мероприятий в сфере защиты прав потребителей.
Повысится удельный вес случаев добровольного удовлетворения законных требований потребителей, повысится качество и безопасность товаров и услуг.
Оценка результативности действия Программы будет проводиться ежегодно по результатам отчетного года.
Ожидаемыми результатами Программы являются:
поддержание баланса интересов потребителей и хозяйствующих субъектов, возрастания конкурентоспособности товаров и услуг в связи с ростом их качества;
повышение уровня информированности, знаний законодательства о защите прав потребителей;
повышение качества и безопасности товаров и, соответственно, снижение заболеваемости населения от использования некачественной и опасной продукции.
6. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Программой определен круг исполнителей, которые несут ответственность за выполнение программных мероприятий.
Контроль за ходом реализации программных мероприятий осуществляет директор Программы.
Исполнение мероприятий Программы координируется межведомственным координационным советом по защите прав потребителей в Кемеровской области.
7. Мероприятия Программы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 16 июля 2013 г. N 302 "Об утверждении программы "Развитие комплексной системы защиты прав потребителей в Кемеровской области" на 2013-2015 годы"
Текст постановления размещен на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области" 18 июля 2013 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 11 декабря 2013 г. N 568