Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава III. Проведение проверок и отдельных мероприятий по контролю
3.1. Контроль соблюдения требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии
3.1.1. В рамках контроля соблюдения требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии проводятся проверки и отдельные мероприятия по контролю:
а) соблюдения требований к устройству, монтажу, эксплуатации, включая испытания и ремонт:
локализующих систем безопасности;
управляющих систем, важных для безопасности;
систем аварийного электроснабжения;
систем вентиляции;
б) соблюдения требований к обеспечению ядерной безопасности РУ, включая безопасность хранения ядерного топлива;
в) обеспечения технической безопасности, включая проверку требований:
к устройству, изготовлению, монтажу и эксплуатации работающих под избыточным, гидростатическим или вакуумметрическим давлением оборудования и трубопроводов, отнесенных к группам в соответствии с НП-089-15 и НП-107-21;
к устройству, изготовлению, испытаниям, транспортированию, хранению, монтажу и эксплуатации трубопроводной арматуры АС;
к выполнению сборки, сварки и наплавки и к контролю качества сварочных и наплавочных материалов;
по контролю состояния основного металла, сварных соединений и наплавленных поверхностей оборудования, трубопроводов и других элементов АС, по контролю состояния основного металла, металла сварных соединений и металла наплавленных поверхностей при изготовлении, монтаже и эксплуатации;
к управлению ресурсом оборудования и трубопроводов АС;
к контролю обследований и мониторинга технического состояния важных для безопасности строительных конструкций, зданий, сооружений АС и их оснований, а также элементов блока АС при продлении срока его эксплуатации;
по выполнению регламентов технического обслуживания, ремонта, испытаний и проверок систем, важных для безопасности;
к проведению оценки соответствия продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии;
к грузоподъемным машинам и механизмам, специально сконструированным сосудам и баллонам, работающим под избыточным давлением, специально сконструированным для применения в области использования атомной энергии трубопроводам пара и горячей воды, паровым и водогрейным котлам;
г) обращения с радиоактивными отходами при их образовании, сборе, переработке, хранении, транспортировании и кондиционировании в соответствии с требованиями НП-058-14, НП-002-15, НП-019-15, НП-020-15; НП-021-15;
д) подготовки и допуска персонала к самостоятельной работе, включая проверку:
наличия разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии, выданных работникам АС;
укомплектованности персоналом энергоблоков АС по должностям персонала, допущенного к самостоятельной работе в порядке, установленном эксплуатирующей организацией, минимальные требования к количеству и составу которого приведены в технологических регламентах безопасной эксплуатации энергоблоков АС;
наличия на местах допущенного к самостоятельной работе по соответствующим должностям персонала АС;
е) соблюдения требований по обеспечению радиационной безопасности, включая требования к средствам радиационного контроля и к обеспечению безопасности при эксплуатации радиационных источников;
ж) выполнения программ обеспечения качества в соответствии с требованиями НП-090-11;
з) соблюдения требований к обеспечению безопасности при вводе блока АС в эксплуатацию;
и) соблюдения требований к обеспечению безопасности при выводе из эксплуатации блока АС (в случае наличия на площадке АС энергоблока, находящегося в стадии подготовки к выводу из эксплуатации и/или вывода из эксплуатации);
к) обеспечения соблюдения требований НП-064-17 в части учета внешних воздействий природного, техногенного происхождения на объекты АС.
3.1.2. Периодичность контроля, а также конкретизация объектов контроля (например, блоков АС, других ОИАЭ на площадке АС, систем, зданий, помещений, общестанционных объектов, цехов) определяются уполномоченными лицами исходя из значимости мероприятий по контролю для конкретного блока или площадки АС с учетом необходимости равномерного и регулярного охвата проверками всех требований, перечисленных в пункте 94 Регламента.
3.2. Контроль соблюдения требований регламентов, инструкций по эксплуатации систем и элементов АС
3.2.1. В рамках контроля соблюдения требований регламентов, инструкций по эксплуатации систем и элементов АС проводятся мероприятия, связанные с проверкой соблюдения требований НП-001-15, НП-089-15, НП-082-07, НП-090-11, НП-107-21.
3.2.2. Уполномоченными лицами проводятся мероприятия по контролю:
соблюдения режимов эксплуатации систем и оборудования атомных станций, а также параметров и характеристик, проектных пределов и условий в соответствии с требованиями производственных инструкций и технологических регламентов;
выполнения правил и приемов безопасной эксплуатации энергоблока АС, хранилищ РАО, ОЯТ, порядка выполнения операций, связанных с безопасностью, установленных в технологических регламентах (регламентах), инструкциях по ликвидации аварий, руководствах по управлению запроектными авариями, инструкциях по обеспечению ядерной безопасности при хранении, транспортировании и перегрузке ядерного топлива, инструкциях по эксплуатации оборудования и систем;
наличия и выполнения установленного эксплуатирующей организацией порядка ведения, хранения и пересмотра эксплуатационной документации, периодического обновления с учетом накапливаемого опыта и поддержания эксплуатационной документации в актуализированном состоянии;
организации разработки инструкций и регламентов, в которых содержатся конкретные указания персоналу о способах ведения работ при нормальной эксплуатации, эксплуатации с отклонениями и предаварийных ситуациях, а также при авариях.
3.2.3. При контроле организации разработки инструкций и регламентов рассматриваются следующие вопросы:
наличие ОРД АС об организации и выполнении процедуры по разработке инструкций и регламентов, соответствие ОРД требованиям, установленным в пунктах 4.1.4, 4.1.6 НП-001-15;
наличие разработанной и введенной в действие на АС процедуры разработки инструкций и регламентов, проверка соответствия данной процедуры ОРД и учета в данной процедуре требований НП-001-15, НП-089-15, НП-082-07, НП-090-11, НП-107-21.
3.2.4. При проведении контроля соблюдения требований регламентов и инструкций по эксплуатации систем и элементов АС осуществляется контроль соблюдения порядка выполнения операций, связанных с безопасностью, контроль за выполнением персоналом АС указаний о способах ведения работ при различных режимах и состояниях реактора и оборудования, а также о способах документирования сведений о контроле за пределами и условиями безопасной эксплуатации АС.
3.3. Контроль соблюдения порядка расследования нарушений в работе энергоблоков АС
3.3.1. В рамках надзора за порядком расследования нарушений в работе энергоблоков АС (далее - расследование нарушения) уполномоченными лицами проводятся проверки и мероприятия по контролю соблюдения требований НП-004-08.
3.3.2. Уполномоченные лица контролируют:
своевременность направления и соответствие требованиям, установленным НП-004-08, оперативного и предварительного сообщений о нарушении в работе АС в Ростехнадзор;
создание комиссии по расследованию нарушения и порядок ее назначения;
соблюдение комиссией по расследованию нарушения установленных порядка и процедур расследования;
своевременность направления отчета о расследовании нарушения в Ростехнадзор.
3.3.3. По завершении расследования начальник отдела инспекций на АС направляет письмо с информацией о соблюдении порядка и процедур расследования с оценкой действий комиссии и оценкой результатов расследования нарушения в МТУ по надзору за ЯРБ и Управление по регулированию безопасности атомных станций и исследовательских ядерных установок Ростехнадзора. Указанное письмо является внутренним документом Ростехнадзора и составляется в произвольной форме с отражением следующих вопросов:
своевременность назначения комиссии;
фактическое время начала работы комиссии;
выполнение комиссией требований НП-004-08;
достаточность с точки зрения отдела инспекций на АС указанных в отчете корректирующих мер;
мнение отдела инспекций на АС об установлении комиссией причин нарушения в работе АС (при необходимости);
другие важные с точки зрения отдела инспекций на АС вопросы.
3.4. Контроль соблюдения требований порядка регистрации (учета) элементов и систем, важных для безопасности, учета ресурса указанных элементов и систем, их своевременной замены или продления срока эксплуатации при наличии соответствующего обоснования
3.4.1. В рамках контроля соблюдения требований порядка регистрации (учета) элементов и систем, важных для безопасности, проводятся мероприятия, связанные с контролем соблюдения требований раздела IX НП-071-18.
3.4.2. Уполномоченные лица осуществляют контроль:
организации процедуры регистрации;
осуществления процедуры регистрации;
осуществления процедуры перерегистрации;
осуществления процедуры снятия с регистрации.
3.4.2.1. При проведении контроля организации процедуры регистрации на АС оборудования, трубопроводов, кранов, сосудов, котлов рассматриваются следующие вопросы:
наличие ОРД АС о назначении комиссии по регистрации, соответствие ОРД требованиям, установленным в пункте 68 НП-071-18;
наличие перечней оборудования и трубопроводов, подлежащих регистрации, соответствие перечней, номенклатуры подлежащих регистрации оборудования, трубопроводов, а также соответствие границ регистрации требованиям пунктов 69, 70 НП-071-18;
наличие электронной базы (реестра) зарегистрированного оборудования, трубопроводов, кранов, а также обеспечение доступа к базе уполномоченных лиц, соответствие сведений, указанных в электронной базе (реестре), требованиям пункта 85 НП-071-18;
наличие разработанных и введенных в действие на АС процедур регистрации, перерегистрации и снятия с регистрации оборудования, трубопроводов, кранов, ведения реестра и внесения сведений в реестр, проверка учета в данных процедурах требований раздела IX НП-071-18.
3.4.2.2. При проведении контроля осуществления процедуры регистрации на АС оборудования, трубопроводов, кранов, сосудов, котлов рассматриваются следующие вопросы:
наличие документа (уведомления, письма) о приглашении уполномоченного лица на заседание комиссии по регистрации, назначенной администрацией АС (далее - Комиссия). При проверке процесса регистрации оборудования и трубопроводов 3, 4 классов безопасности по НП-001-15 и/или крана группы В по НП-043-18, а также сосудов и котлов наличие уведомления не требуется;
наличие комплектов документов, необходимых для регистрации оборудования, трубопроводов, кранов, сосудов, котлов;
соответствие комплектов документов, необходимых для регистрации оборудования, трубопроводов, кранов требованиям пунктов 72, 73, 74, 76 НП-071-18;
наличие результатов первичного технического освидетельствования и результатов неразрушающего предэксплуатационного контроля (для оборудования и трубопроводов, на которые распространяется действие НП-089-15);
порядок рассмотрения Комиссией документов по вопросам, указанным в пунктах 75, 77 НП-071-18;
порядок работы Комиссии по осмотру регистрируемого оборудования, трубопроводов, кранов, сосудов, котлов по месту установки (монтажа) на предмет завершенности монтажа и их фактического состояния в соответствии с пунктом 79 НП-071-18;
порядок принятия и оформления решения о регистрации на период назначенного срока службы;
внесение информации о регистрации в паспорта оборудования, трубопроводов, кранов, сосудов, котлов.
3.4.2.3. При проведении контроля осуществления процедуры перерегистрации на АС оборудования, трубопроводов, кранов, сосудов, котлов рассматриваются следующие вопросы:
номенклатура оборудования, трубопроводов, кранов, сосудов, котлов, подлежащих перерегистрации;
выполнение Комиссией процедуры по перерегистрации с оформлением необходимых документов (перерегистрация осуществляется после проведения капитального ремонта и модернизации, а также при продлении срока службы оборудования, трубопроводов, кранов, сосудов, котлов, в случае обоснования и подтверждения остаточного ресурса);
внесение информации о перерегистрации в паспорта оборудования, трубопроводов, сосудов, котлов, кранов.
3.4.2.4. При проведении контроля осуществления процедуры снятия с регистрации оборудования, трубопроводов, кранов, сосудов, котлов рассматриваются следующие вопросы:
номенклатура оборудования, трубопроводов, кранов, сосудов, котлов, подлежащих снятию с регистрации с указанием причины снятия с регистрации. Необходимость снятия с регистрации подтверждается путем мониторинга электронной базы (реестра) зарегистрированного оборудования на предмет исчерпания его назначенного ресурса, а также в рамках проверок соблюдения требований к оценке соответствия продукции и нарушения порядка регистрации в части наличия недостоверной информации, сведений, справок и иных документов, на основании которых принято решение о регистрации;
выполнение Комиссией процедуры по снятию оборудования, трубопроводов, кранов, сосудов, котлов с регистрации с оформлением необходимых документов;
внесение информации о снятии с регистрации в паспорта оборудования, трубопроводов, кранов, сосудов, котлов;
установление запрета на эксплуатацию оборудования, трубопроводов, кранов, сосудов, котлов, снятых с регистрации.
3.4.3. В рамках контроля соблюдения требований учета ресурса элементов и систем, важных для безопасности, их своевременной замены или продления срока эксплуатации при наличии соответствующего обоснования контролируется выполнение мероприятий по замене или продлению ресурса важного для безопасности оборудования энергоблока АС.
3.4.4. При эксплуатации энергоблока АС в период дополнительного срока, помимо проверок, указанных в пункте 3.2 Методических рекомендаций, уполномоченные лица проверяют выполнение правил и приемов безопасной эксплуатации энергоблока АС, порядка выполнения операций, связанных с безопасностью, установленных в следующих документах:
регламент контроля технического состояния элементов АС, откорректированный с учетом факторов старения;
типовая программа эксплуатационного контроля состояния металла оборудования, трубопроводов и других элементов для энергоблока АС на продленный срок эксплуатации;
программа управления ресурсом оборудования и трубопроводов энергоблока АС (с учетом результатов оформленных решений о продлении срока службы оборудования и трубопроводов, а также оборудования и трубопроводов, ресурс которых исчерпан более чем на 80%).
3.5. Контроль соблюдения требований порядка подготовки и проведения ядерно опасных работ на АС
3.5.1. В рамках контроля соблюдения требований порядка подготовки и проведения ядерно опасных работ на АС проводится контроль соблюдения требований пунктов 4.16, 4.17, 4.18, 4.19, 4.21 НП-082-07, пункта 4.1.12 НП-001-15.
3.5.2. При контроле подготовки проведения ядерно опасных работ проводятся выборочные проверки по следующим вопросам:
3.5.2.1. Наличие специальной рабочей программы проведения ядерно опасных работ:
утвержденной эксплуатирующей организацией и согласованной разработчиками проекта РУ и АС для ядерно опасных работ, не предусмотренных технологическим регламентом эксплуатации блока АС и инструкциями по эксплуатации и внесенной в УДЛ;
утвержденной административным руководством АС для ядерно опасных работ, предусмотренных перечнем ядерно опасных работ блока АС.
3.5.2.2. Соответствие специальной рабочей программы проведения ядерно опасных работ требованиям пункта 4.18 НП-082-07.
3.5.2.3. Соответствие фактического состояния систем (элементов) перед проведением ядерно опасных работ требованиям, установленным в специальной рабочей программе проведения ядерно опасных работ, а также требованиям технологического регламента эксплуатации блока АС и инструкциям по эксплуатации.
3.5.2.4. Наличие актов об окончании монтажа модернизируемого оборудования (при его наличии), проведении пусконаладочных и индивидуальных испытаний.
3.5.2.5. Наличие акта готовности к работе систем, важных для безопасности.
3.5.2.6. Наличие исправных технических и контрольно-измерительных средств, необходимых для проведения ядерно опасных работ, их готовность.
3.5.2.7. Проведение целевого инструктажа работников перед выполнением ими ядерно опасных работ.
3.5.2.8. Организация подготовки рабочих мест для безопасного выполнения работ по дозиметрическим нарядам и распоряжениям.
3.5.3. При контроле процесса проведения ядерно опасных работ проводятся выборочные проверки по следующим вопросам:
3.5.3.1. Соблюдение технических и организационных мер, установленных в специальной рабочей программе проведения ядерно опасных работ, технологическом регламенте безопасной эксплуатации блока АС и инструкциях по эксплуатации, по обеспечению ядерной безопасности, при проведении переключений.
3.5.3.2. Соблюдение порядка проведения ядерно опасных работ.
3.5.3.3. Выполнение организационных мероприятий, обеспечивающих радиационную безопасность работ.
3.5.3.4. Достижение критериев и выполнение контроля правильности завершения проведения ядерно опасных работ.
3.6. Контроль соблюдения требований выполнения предписаний, выданных по результатам проведения проверок и отдельных мероприятий по контролю при осуществлении надзора
3.6.1. Отделом инспекций на АС проверяется выполнение предписаний, выданных МТУ по надзору за ЯРБ и центральным аппаратом Ростехнадзора.
3.6.2. Проверка выполнения пункта (пунктов) предписания может быть начата после истечения срока, установленного пунктом (пунктами) предписания, или после получения информации (письма) от эксплуатирующей организации (атомной станции) о выполнении пункта (пунктов) предписания. В месяц, предшествующий сроку окончания исполнения пункта предписания, в ежемесячный план отдела инспекций на АС в соответствии с установленным Регламентом порядком вносится соответствующее мероприятие по контролю.
3.6.3. Сведения о проведенных проверках пунктов предписаний, выданных центральным аппаратом Ростехнадзора, представляются в установленном в МТУ по надзору за ЯРБ порядке в Управление по регулированию безопасности атомных станций и исследовательских ядерных установок Ростехнадзора для снятия предписания с контроля при их выполнении.
3.7. Контроль соблюдения требований процедур подготовки работников АС для получения разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии
3.7.1. В рамках контроля соблюдения требований процедур подготовки работников (персонала) АС уполномоченными лицами проводятся мероприятия по контролю по следующим направлениям.
3.7.1.1. Наличие процедур разработки, выполнения, анализа и корректировки программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации и проверки знаний и (или) аттестации персонала, а также выполнение указанных процедур (требования пункта 16 НП-090-11).
3.7.1.2. Наличие в должностных инструкциях требований к объему знаний, навыков, умений, необходимых для выполнения оперативным персоналом АС должностных обязанностей (требования пункта 16 НП-090-11).
3.7.1.3. Соответствие уровня квалификации персонала, подготавливаемого АС для получения разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии, требованиям, обоснованным в проекте и представленным в ООБ АС (требования пунктов 1.2.4, 1.2.26, 4.3.4 НП-001-15).
3.8. Контроль соблюдения УДР
В рамках контроля соблюдения УДР уполномоченные лица проверяют выполнение обязательных требований, указанных в УДР, в части:
действия разрешения только на указанные в нем должности и объекты использования атомной энергии;
соблюдения владельцем разрешения требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, регламентов и производственных инструкций при эксплуатации АС, обязательных к исполнению национальных стандартов и сводов правил при сооружении (строительстве) АС в объеме, определенном должностной инструкцией;
отсутствия перерывов продолжительностью более 6 месяцев в выполнении владельцем разрешения должностных обязанностей;
соблюдения требований об извещении центрального аппарата Ростехнадзора или МТУ по надзору за ЯРБ при отстранении владельца разрешения от выполнения должностных обязанностей по медицинским противопоказаниям;
прохождения владельцем разрешения ежегодного обучения в системе непрерывного поддержания квалификации, действующей в эксплуатирующей организации, в объеме, установленном нормативными документами в области использования атомной энергии;
прохождения владельцем разрешения проверок теоретических знаний и практических навыков (при необходимости), сроки и объем которых установлены нормативными документами в области использования атомной энергии.
3.9. Контроль соблюдения требований УДЛ
3.9.1. В рамках постоянного государственного надзора за соблюдением УДЛ проводятся проверки и отдельные мероприятия по контролю соблюдения УДЛ, выданных Ростехнадзором.
3.9.2. В рамках проверки выполнения общих требований УДЛ уполномоченные лица проверяют выполнение лицензиатом обязательных требований, указанных в УДЛ, соблюдение которых необходимо для обеспечения безопасности энергоблока АС, других объектов использования атомной энергии в составе АС и проводимых работ:
3.9.2.1. Соблюдение проектных критериев, а также параметров и характеристик, проектных пределов и условий, требований эксплуатационной документации, установленных в документах:
ООБ или документы, заменяющие ООБ (техническое обоснование безопасности, отчет по углубленной оценке безопасности);
паспорт реакторной установки энергоблока АС;
программы обеспечения качества АС, других ОИАЭ на площадке АС;
инструкции, программы и графики технического обслуживания, ремонта, испытаний и проверок систем, важных для безопасности;
типовые программы (регламенты) эксплуатационного контроля состояния основного металла и сварных соединений оборудования и трубопроводов систем, важных для безопасности;
регламенты и инструкции обращения с ядерным топливом и радиоактивными отходами.
3.9.2.2. Наличие у предприятий и организаций, привлекаемых для выполнения работ на АС, лицензий Ростехнадзора на соответствующие виды деятельности в области использования атомной энергии.
3.9.2.3. Обеспечение численности и квалификации оперативного персонала на уровне, обоснованном в проекте и приведенном в ООБ, и достаточном для безопасной эксплуатации энергоблока АС.
3.9.3. В рамках проверки выполнения требований к отчетности о деятельности лицензиата уполномоченными лицами проверяется выполнение лицензиатом обязательных требований, указанных в УДЛ, в части:
представления информации, материалов и документов, необходимых для оценки ядерной и радиационной безопасности энергоблока АС по запросу центрального аппарата Ростехнадзора или МТУ по надзору за ЯРБ;
представления ежегодного отчета по оценке текущего состояния безопасности при эксплуатации энергоблока АС в МТУ по надзору за ЯРБ;
уведомления о выявленных нарушениях в работе энергоблока, категория которых для определения является неочевидной до завершения расследования (в течение суток с момента обнаружения);
финансового обеспечения гражданско-правовой ответственности за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием.
3.9.4. В рамках проверки выполнения лицензиатом требований к документации уполномоченными лицами проверяется выполнение лицензиатом обязательных требований, указанных в УДЛ, в части:
обеспечения соответствия документации, на основании которой сооружен энергоблок АС, а также документации, отражающей изменения, внесенные за период его эксплуатации, и эксплуатационной документации реальному состоянию энергоблока;
обеспечения хранения документации, на основании которой сооружен энергоблок АС, а также документации, отражающей изменения, внесенные за период его эксплуатации, и эксплуатационной документации до вывода энергоблока из эксплуатации;
внесения в установленном порядке изменений в комплект документации для получения лицензий, направление извещений о внесенных изменениях в центральный аппарат Ростехнадзора и МТУ по надзору за ЯРБ.
3.9.5. В рамках проверки выполнения лицензиатом специальных требований уполномоченными лицами проверяется выполнение лицензиатом специальных требований, указанных в УДЛ, в том числе:
внесение изменений в ООБ;
внесение изменений и дополнений во все экземпляры эксплуатационной документации и ознакомление с ними персонала;
реализация изменений на энергоблоке АС, других ОИАЭ на площадке АС.
3.10. Контроль соблюдения требований процедур обеспечения готовности работников АС к действиям при авариях и ликвидации последствий аварий
3.10.1. В рамках надзора за готовностью АС к действиям при авариях и ликвидации последствий аварий уполномоченными лицами проводятся мероприятия по контролю за соблюдением требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии НП-001-15, НП-005-16, НП-015-12, НП-004-08, НП-082-07, в частности проверяются:
наличие на АС разработанных, утвержденных и обеспеченных необходимыми ресурсами планов мероприятий по защите персонала и населения, а также поддержание администрацией АС плана мероприятий по защите персонала в постоянной готовности;
принятие администрацией АС мер по своевременной корректировке плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на АС по результатам реконструкции действующих блоков станции, по материалам актов-предписаний органов государственного регулирования безопасности, при введении новой нормативной документации и по результатам тренировок (комплексных учений);
готовность специальных технических средств для управления запроектными авариями;
наличие утвержденной директором АС схемы оповещения организаций, участвующих в аварийном реагировании;
создание из состава руководителей и персонала АС комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности АС (далее - КЧСПБО) для выполнения функций координационного органа при осуществлении противоаварийных действий на АС в условиях радиационно опасных ситуаций;
функционирование на АС внутреннего (в составе защищенного пункта управления противоаварийными действиями на территории АС) и внешнего (в составе защищенного пункта управления противоаварийными действиями в городе при АС) аварийных центров (далее - АЦ);
защищенность помещений АЦ от внешних радиационных и иных техногенных и (или) природных воздействий для обеспечения безопасности персонала, выполняющего работы по аварийному реагированию и находящегося в этих помещениях;
наличие технических возможностей в АЦ для обеспечения информационного взаимодействия с кризисным центром, организациями, осуществляющими действия по аварийному реагированию, и органами местного самоуправления;
укомплектованность АЦ материальными и техническими средствами и технической документацией, необходимыми для обеспечения функционирования АЦ, готовность их применения при осуществлении аварийного реагирования или при проведении учений и тренировок;
проведение на АС регламентных и контрольных проверок автоматизированной локальной системы оповещения для поддержания ее в постоянной готовности к работе;
наличие оформленных инструктажей персонала АС и всех лиц, находящихся на площадке АС и в санитарно-защитной зоне, о действиях после получения сигнала оповещения о введении на АС состояний "Аварийная готовность" и/или "Аварийная обстановка" при радиационно опасной ситуации;
организация и проведение руководством АС в установленные сроки противоаварийных учений и тренировок для осуществления проверок практических навыков и готовности к выполнению действий аварийного реагирования, а также всех организационных взаимосвязей.
3.10.2. При проведении противоаварийных учений и тренировок эксплуатирующей организации атомных станций уполномоченные лица контролируют соблюдение требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на АС участниками аварийного реагирования в районе размещения АС, в частности проверяются:
своевременность принятия решения директором АС (лицом, исполняющим его обязанности) и отдачи указаний начальнику смены АС об объявлении на АС состояний "Аварийная готовность" и/или "Аварийная обстановка" и введении в действие плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на АС;
доведение до сведения работников (персонала) АС согласно утвержденным схемам оповещения с применением средств оповещения и связи информации об объявлении на АС состояний "Аварийная готовность" и/или "Аварийная обстановка" и о введении в действие плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на АС;
приведение в состояние готовности сил ликвидации чрезвычайных ситуаций и средств для ослабления, локализации и ликвидации последствий радиационно опасных ситуаций после объявления на АС состояния "Аварийная готовность";
своевременность доведения до органа повседневного управления функциональной подсистемы контроля за ядерно и радиационно опасными объектами и органа повседневного управления функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций информации об объявлении на АС состояний "Аварийная готовность" и/или "Аварийная обстановка" и введении в действие плана мероприятий по защите персонала, обязательность регистрации переданных сообщений;
оперативность, лаконичность, полнота и достоверность информирования участников аварийного реагирования при радиационно опасной ситуации на АС для достижения своевременного и адекватного реагирования на возможное развитие радиационно опасной ситуации;
своевременность информирования эксплуатирующей организацией Ростехнадзора и уполномоченного органа управления использованием атомной энергии о радиационной обстановке, осуществляемых мерах по обеспечению безопасности и принимаемых мерах оказания помощи АС в случае возникновения радиационно опасной ситуации;
своевременность информирования административным руководством АС работников (персонал) АС о радиационной обстановке, осуществляемых мерах по обеспечению безопасности АС в случае возникновения радиационно опасной ситуации;
наличие на передаваемых сообщениях однозначно трактуемых названий "Проверка", "Учение" или "Тренировка";
своевременность направления в Ростехнадзор и соответствие установленным в НП-004-08 требованиям оперативного и предварительного сообщений о нарушении в работе АС;
принятие администрацией АС мер по сохранению обстановки в месте нарушения такой, какой она была во время нарушения, прекращению всех работ на системах (элементах), где произошло нарушение, если это не представляет опасности для жизни людей и не вызывает дальнейшего развития нарушения, до образования комиссии по расследованию нарушения;
действия руководства АС на ранней и средней фазе развития аварии, действия НСС и оперативного персонала, руководителей структурных подразделений АС при объявлении состояний "Аварийная готовность" и/или "Аварийная обстановка" и введении в действие плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на АС.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.