28.06.2024 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ИП Макеева Е.Н. (далее - Заявитель) на действия Роспотребнадзора (далее - Заказчик), при проведении Заказчиком, комиссией по осуществлению закупок Заказчика (далее - Комиссия по осуществлению закупок), АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку расходных материалов для принтеров и МФУ для нужд Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Товар) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100001424000013) (далее - Аукцион, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями:
1) Заказчиком неправомерно сформировано Описание объекта закупки без использования ЕИС;
2) Заказчиком ненадлежащим образом сформировано описание объекта закупки Извещения (далее - Описание объекта закупки).
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с Законом о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 27.06.2024 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании объявлен перерыв, заседание продолжилось 28.06.2024.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Аукциона:
1) Извещение размещено в ЕИС - 13.06.2024;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 593 979,41 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 14109090140390020242;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 24.06.2024;
6) на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников закупки;
7) дата проведения процедуры подачи предложений - 24.06.2024;
8) предложения о цене контракта подавали 5 участников закупки;
9) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 25.06.2024;
10) по результатам рассмотрения заявок участников закупки 6 заявок признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
11) победителем Аукциона признан участник с идентификационным номером заявки "817396" с минимальным предложением о цене контракта в размере 1 227 364,01 руб.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком неправомерно сформировано Описание объекта закупки без использования ЕИС.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено,что порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно положениям постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 145, Правила), позиции каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) формируются в соответствии с пунктом 10 Правил формирования и ведения в ЕИС в сфере закупок КТРУ. Пункт 4 Правил использования КТРУ указывает, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию КТРУ в соответствии с подпунктами "б"- "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в ЕИС в сфере закупок КТРУ.
Согласно пункту 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Каталог, Правила), в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона контрактной системе. При проведении предусмотренных Законом о контрактной системе электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона контрактной системе, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Закона контрактной системе.
Таким образом, при формировании Извещения, описание объекта закупки в части информации, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе должно осуществляться в структурированном виде с использованием ЕИС.
Комиссией установлено, что согласно Извещению Заказчиком закупаются расходные материалы для принтеров и МФУ, соответствующие коду позиции ОКПД2 26.20.40.120 "Элементы замены типовые устройств ввода и вывода".
В соответствии с электронным документом "2. ООЗ на тонеры (ИТОГ) (1)", размещенном в ЕИС к Товарам установлены функциональные и технические характеристики, например, к оригинальному картриджу установлена в том числе следующая характеристика: "ресурс эксплуатации - 15 000 страниц". Вместе с тем в структурированном Описании объекта закупки характеристики, указанные в электронном документе "2. ООЗ на тонеры (ИТОГ) (1)", не установлены.
Комиссия, изучив Извещение, установила, что Заказчиком Описание объекта закупки сформировано без использования функционала ЕИС,что не соответствует положениям пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, сформировавшего описание объекта закупки без использования ЕИС, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом сформировано Описание объекта закупки, выразившееся в установлении противоречивых требований в отношении возможности осуществления поставки оригинального или совместимого Товара.
В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено,что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно Описанию объекта закупки Заказчиком закупается оригинальный и совместимый Товар.
В соответствии с Описанием объекта закупки, Заказчиком установлены следующие требования к оригинальному Товару, отмеченного символом "*": "Поставляемый Товар должен быть оригинальным по отношению к оборудованию, в котором он будет использоваться. В соответствии с технической документацией компании-производителя (в том числе руководством по эксплуатации) на печатные аппараты производитель указывает на необходимость использования оригинальных расходных материалов при эксплуатации указанных аппаратов, ввиду того, что использование неоригинальных расходных материалов может стать причиной повреждения аппаратов.
Поставка неоригинального (эквивалентного), совместимого, прошедшего ремонт, в том числе восстановление (для тонеров/картриджей - перезаправку), замену составных частей и/или контрафактного Товара служит основанием для отказа в приемке и одностороннего расторжения контракта с выставлением претензии".
При этом Комиссией установлено, что указанные требования не распространяются на совместимый Товар.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика не противоречат требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
Кроме того, в составе жалобы иных сведений, подтверждающих обоснованность довода не представлено, в связи с чем указанный довод своего подтверждения не нашел.
3. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с Описанием объекта Заказчиком указаны товарные знаки закупаемого Товара, в том числе: Xerox, Canon. При этом Заказчиком установлено, что к Товару, отмеченного символом "*", предложение неоригинального (эквивалентного), совместимого недопустимо.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что принтеры находится на балансе у Заказчика.
Вместе с тем представителем Заказчика на заседании Комиссии не представлено документов, свидетельствующих о необходимости использования Заказчиком оригинальных расходных материалов для оборудования, находящегося на гарантийном обслуживании производителя или поставщика, допускающее использование исключительно оригинальных расходных материалов.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу,что действия Заказчика, предусмотревшего в Описании объекта закупки необходимость поставки оригинального Товара, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Макеева Е.Н. частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 28.06.2024 по делу N 28/06/105-1629/2024 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 28 июня 2024 г. N 28/06/105-1629/2024