22.08.2024 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобут ИП Гордеева Д.А. (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Войсковая часть 52582" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, комиссией по осуществлению закупок Заказчика (далее - Комиссия по осуществлению закупок), АО "ТЭК-Торг" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку погрузчиков фронтальных одноковшевых самоходных (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0873400003624000142) (далее - Аукцион, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика ненадлежащим образом сформировавшего описание объекта закупки, а именно установление Заказчиком дополнительных характеристик с ненадлежащим обоснованием привело к соответствию совокупности таких характеристик продукции единственного производителя ОСП ООО "ПК "Промтрактор", г. Саранск, фронтальный мини-погрузчик МКСМ1000М комплектация Премиум.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 21.08.2024 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы объявлен перерыв, заседание продолжилось 22.08.2024.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Аукциона:
1) Извещение размещено в ЕИС - 01.08.2024;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 10 244 666,66 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 30403099970092041244;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 19.08.2024;
6) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
7) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта - 19.08.2024;
8) ценовые предложения подавали 2 участника Аукциона;
9) по результатам рассмотрения заявок принято решение о признании 2 заявок участников Аукциона соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
10) победителем Аукциона признан участник с идентификационным номером заявки "1" с минимальным предложением о цене контракта в размере 10 039 773,34 руб.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом сформировано описание объекта закупки, а именно установление Заказчиком дополнительных характеристик с ненадлежащим обоснованием привело к соответствию совокупности таких характеристик продукции единственного производителя ОСП ООО "ПК "Промтрактор", г. Саранск (далее - Единственный производитель), фронтальный мини-погрузчик МКСМ1000М комплектация Премиум (далее - Товар).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в случае сопровождение такого указания словами "или эквивалент".
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленную в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлен порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее, соответственно - Постановление N 145, Правила, КТРУ), заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции КТРУ).
Комиссией установлено, что позицией КТРУ 28.92.20.000-00000020 установлены обязательные к применению с 10.02.2022 характеристики для товара "Погрузчик ковшовый".
На заседании Комиссии установлено, что описание объекта закупки сформировано Заказчиком в соответствии с позицией КТРУ 28.92.20.000-00000020, а также с использованием дополнительных характеристик товара, в том числе:
- колесная база, не более 1150 мм;
- фрикционная муфта сцепления двигателя и гидравлического насоса;
- система бесключевого запуска ДВС (кнопка старт-стоп) с иммобилайзером;
- защитная дуга безопасности над креслом оператора (перечень не является исчерпывающим).
Представитель Заявителя на заседании Комиссии сообщил, что установление Заказчиком дополнительных характеристик с ненадлежащим обоснованием привело к соответствию совокупности таких характеристик продукции Единственного производителя Товара.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в качестве обоснования использования дополнительных характеристик указано следующее: "В связи с тем, что для описания объекта закупки, соответствующей потребностям Заказчика, недостаточно показателей, указанных в КТРУ, в описании объекта закупки Заказчиком установлены дополнительные потребительские свойства. Информация в описании объекта закупки необходимо для организации приемки товара по качеству".
Вместе с тем Комиссия отмечает, что положениями Постановления N 145 и Закона о контрактной системе не установлен порядок формирования обоснования применения дополнительных характеристик.
Согласно коммерческим предложениям потенциальных поставщиков от 03.07.2024 б/н, от 04.07.2024 N 764-25/1221, а также в составе заявок участников закупки в качестве производителя товара указан Единственный производитель конкретного Товара.
При этом представители Заказчика на заседание Комиссии не представили документов и сведений, свидетельствующих о наличии на товарном рынке товаров как минимум двух производителей, изготавливающих товар, характеристики которых соответствуют требованиям, содержащимся в описании объекта закупки (приложение к извещению).
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика не соответствуют подпункту "а" пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. Согласно части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчику направлены запросы о даче разъяснений положений Извещения от 06.08.2024 N 74737, от 07.08.2024 N 74788.
При этом Заказчиком в ЕИС размещены разъяснения положений Извещения от 07.08.2024 N РИ1, от 08.08.2024 N РИ2 (далее - Разъяснения).
Вместе с тем Разъяснения размещены в ЕИС без указания предмета запроса, что противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 5 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Гордеева Д.А. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 2, части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 22.08.2024 по делу N 28/06/105-1984/2024 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 августа 2024 г. N 28/06/105-1984/2024