27.08.2024 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО "АСП" (далее - Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок Депгосзаказа Югры (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении МКУС г. Нягани "УКСИР" (далее - Заказчик),Депгосзаказа Югры (далее - Уполномоченный орган), Комиссией по осуществлению закупок, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта "Питьевое водоснабжение г. Нягань (Корректировка РП и технологической схемы станции очистки воды) Полное развитие" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0187200001724001272) (далее соответственно - Конкурс, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.
Согласно доводу Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Комиссии по осуществлению закупок, ненадлежащим образом применившей порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, предусмотренный Извещением (далее - Порядок оценки) в отношении заявки участника закупки с идентификационным номером заявки "860981" (далее - Победитель) в связи с присвоением наибольшего количества баллов по детализирующим показателям "Общее количество исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель N 1), "Общая цена исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель N 2) показателя "Наличие у участников закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта" (далее - Показатель) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий).
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган, Комиссия по осуществлению закупок действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Уполномоченного органа 23.08.2024 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании объявлен перерыв, заседание продолжилось 27.08.2024.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:
1) Извещение размещено в ЕИС - 21.06.2024;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 615 843 547 руб.;
4) источник финансирования - бюджет муниципального образования город Нягань, КБК - 0400502091F5S2430414;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 12.08.2024;
6) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
7) дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе - 14.08.2024;
8) по результатам рассмотрения заявок участников Конкурса, заявки 2 участников закупки признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
9) победителем Конкурса признан Победитель с предложением о цене контракта в размере 1 551 209 805,12 руб.
Согласно доводу жалобы Заявителя Комиссией по осуществлению закупок ненадлежащим образом применен Порядок оценки в отношении заявки Победителя по Детализирующим показателям N 1, N 2 Критерия.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о критериях оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено
Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует критерий "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Подпунктом "г" пункта 3 Положения предусмотрено, что для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий "Квалификация участников закупки".
Согласно пункту 8 Положения в случае применения показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
В силу подпункта "б" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки).
Комиссией установлено, что Заказчиком в Порядке оценки установлены Детализирующие показатели NN 1, 2 Критерия, согласно которым к оценке принимаются:
- контракты жизненного цикла, предусмотренные частью 16 статьи 34 Закона о контрактной системе (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства);
- контракты, предусмотренные частью 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе (предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Порядок и основания заключения таких контрактов устанавливаются Правительством Российской Федерации);
- контракты, предусмотренные частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе (предметом контракта может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства);
- договоры, предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства.
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного органа пояснил, что Победителем в составе заявки на участие в Конкурсе к оценке по Детализирующим показателям NN 1, 2 Критерия представлено 6 контрактов (договоров), которые Комиссией по осуществлению закупок приняты к оценке на общую сумму 1 621 031 939,88 руб.
При этом, Комиссией установлено, что Победителем в составе заявки в том числе представлены следующие договоры:
- Договор субподряда от 06.05.2019 N 005-КС-суб на выполнение строительно-монтажных работ на объекте "Питьевое водоснабжение г. Нягань (Корректировка РП и технологической схемы очистки воды) Полное развитие (2 этап)" на сумму 38 217 708,73 руб. (далее - Договор N 1), заключенный между ООО "Няганская промышленно-строительная компания" и Победителем.
- Договор подряда от 14.11.2022 N 1-22суб на выполнение строительно - монтажных работ по объекту капитального строительства: Станция водоподготовки производительностью 18 м3/час в с. Средний Васюган на сумму 9 078 703,12 руб. (далее - Договор N 2), заключенный между
ООО "АКВАТЕХ+" и Победителем.
Комиссией установлено, что Победителем к Договору N 1 приложено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 12.02.2020
N 86-Ru 86306000-15-2019, выданное Муниципальному казенному учреждению строительства муниципального образования город Нягань "Управление капитального строительства и реконструкции" на объект "Питьевое водоснабжение г. Нягань (Корректировка РП и технологической схемы очистки воды). Полное развитие. Пусковой комплекс". 2 этап строительства - Строительство резервуара чистой воды 5000м3.
Также Комиссией установлено, что Победителем к Договору N 2 приложено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 20.02.2023
N 70-0607-006-2023, выданное МУК "Управление жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства муниципального образования Каргасокский район" на объект Станция водоподготовки производительностью 18 куб.м./час.
Комиссией установлено, что в соответствии с Порядком оценки, документами, предоставляемыми участниками в целях оценки заявок, являются:
1) исполненный договор (договоры);
2) акт (акты) выполненных работ, составленные при исполнении такого договора (договоров). Последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Таким образом, представленные Победителем Договоры NN 1, 2 являются договорами субподряда и в соответствии с Порядком оценки не могут подтвердить наличие опыта выполнения работ, связанного с предметом контракта, поскольку Победитель в рамках исполнения обязательств по Договору выполнял отдельные этапы или виды работ в качестве субподрядчика и не обладает опытом выполнения работ по объекту в целом.
Согласно пункту 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с пунктом 1 статьи 706 ГК РФ если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
В силу пункта 3 статьи 706 ГК РФ генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что лицо, выполнявшее в качестве субподрядчика отдельные этапы или виды строительно-монтажных работ на объекте капитального строительства, не может быть признано лицом, имеющим опыт строительства, реконструкции самого объекта капитального строительства в совокупном объеме возникающих обязательств, поскольку в силу положений ГК РФ окончательный результат выполненных работ, в данном случае построенный объект капитального строительства передается заказчику генеральным подрядчиком, при этом именно генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору подряда.
Таким образом, вышеуказанные действия Комиссии по осуществлению закупок нарушают подпункт "б" пункт 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. Согласно абзацу 5 подпункта "г" пункта 31 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта) документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора, в том числе договора, не относящегося к контрактам, указанным в абзацах 2 - 4 подпункта "г" пункта 31 Положения,и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки является выполнение работ по строительству объекта капитального строительства.
Кроме того, Порядком оценки установлены Детализирующие показатели NN 1, 2 Критерия.
Согласно Порядку оценки по Детализирующим показателям NN 1, 2 Критерия к оценке принимаются исключительно исполненные договор (договоры), предусматривающие выполнение работ, связанных с предметом контракта, на право заключения которого проводится закупка: выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
С учетом изложенного, в соответствии с абзацем 5 подпункта "г" пункта 31 Положения в целях подтверждения наличия опыта по выполнению работ по строительству объекта капитального строительства Заказчику, Уполномоченному органу при оценке заявок необходимо учитывать, в том числе договоры, предусматривающие выполнение работ по капитальному ремонту и сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не соответствуют Положению и нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АСП" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение подпункта "б" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе
4. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 27.08.2024 по делу N 28/06/105-2004/2024 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 27 августа 2024 г. N 28/06/105-2004/2024