09.07.2024 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "НПО Акваинж" (далее - Заявитель) на действия Администрации Лабинского городского поселения Лабинского района (далее - Заказчик), КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции очистных сооружений бытовых сточных вод производительностью 17000 м3/сут в г. Лабинск (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее соответственно - ЕИС) - 0818500000824004492) (далее - Конкурс, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1) ненадлежащим образом установлен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе (далее - Порядок оценки) по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель) показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий) в части установления предельного максимального значения количества контрактов (договоров) - 10 контрактов (договоров);
2) ненадлежащим образом сформирован Порядок оценки по Детализирующему показателю Критерия, поскольку к оценке принимается исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 08.07.2024 в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 09.07.2024.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными при проведении Конкурса:
1) Извещение размещено в ЕИС - 20.06.2024;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 963 289 648,74 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет,КБК - 992050280101S0310414;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 08.07.2024;
6) на участие в Конкурсе подано 5 заявок от участников закупок;
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлен Порядок оценки по Детализирующему показателю Критерия в части установления предельного максимального значения - 10 контрактов (договоров), что ограничивает потенциальное количество участников закупки.
Пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о критериях оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Подпунктом "г" пункта 3 Положения установлено, что для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий оценки "Квалификация участников закупки".
Согласно подпункту "в" пункта 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, в том числе показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
В силу подпунктов "а", "б" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
- оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 28 Положения, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 Положения, применение шкалы оценки не допускается.
Согласно пункту 20 Положения если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "Характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по одной из формул, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пунктом 20 Положения.
Так, Порядком оценки установлено, что по Детализирующему показателю Критерия оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренной подпунктом "е" пункта 20 Положения:
где,
- значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки);
- минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок);
- предельное максимальное значение квалификации участников закупки, установленное заказчиком: 10 контрактов (договоров).
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что установленное предельное максимальное значение в размере 10 контрактов (договоров) обусловлено потребностью Заказчика, Уполномоченного органа, и позволяет выявить среди участников закупки квалифицированного подрядчика, обладающего необходимым Заказчику опытом выполнения работ, связанного с предметом государственного контракта, что не противоречит Положению и требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем установленные предельные минимальные/максимальные значения Детализирующего показателя Критерия не противоречат Положению и требованиям Закона о контрактной системе, поскольку позволяют объективно оценить имеющийся у участника закупки опыт и не ограничивают количество потенциальных участников Конкурса.
Кроме того, представителем Заявителя на заседание Комиссии не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода жалобы, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом сформирован Порядок оценки по Детализирующему показателю Критерия, поскольку к оценке принимается исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Подпунктами "в", "г" пункта 31 Положения установлено,что при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения,его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства на объекте, соответствующему объекту закупки - автомобильная дорога;
Согласно Порядку оценки, установленному в Извещении,по Детализирующему показателю Критерия к оценке принимаются исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Согласно Извещению и проектной документации объектом закупки является реконструкция очистных сооружений бытовых сточных вод производительностью 17000 м3/сут в г. Лабинск.
С учетом изложенного, при оценке заявок участников закупки в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, к оценке могут быть приняты один или несколько из предусмотренных подпунктом "г" пункта 31 Положения исполненных контрактов (договоров) по одному из объектов, указанных в подпункте "в" пункта 31 Положения, соответствующему объекту закупки.
При этом в соответствии с абзацем четвертым подпункта "г" пункта 31 Положения в целях подтверждения наличия опыта по выполнению работ на объекте капитального строительства Заказчику, Уполномоченному органу необходимо учитывать договоры, предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлен Порядок оценки заявок по Детализирующему показателю Критерия, поскольку к оценке не принимаются договоры по капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, предусмотренные абзацем четвертым подпункта "г" пункта 31 Положения.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в Порядке оценки сведения о принятии к оценке контрактов (договоров), связанных с капитальным ремонтом, сносом автомобильной дороги нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Вместе с тем указанное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и не нарушает права и законные интересы Заявителя, поскольку Заявителем в целях присвоения баллов по Детализирующему показателю Критерия представлены контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по реконструкции объектов капитального строительства.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
3. В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, за исключением дочерних обществ такого подрядчика, к исполнению своих обязательств по контракту.
Так, Правительством Российской Федерации утверждено постановление от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570).
Пунктом 2 Постановления N 570 установлены возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации из числа видов работ, утвержденных Постановлением N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
На заседании Комиссии установлено, что в прикрепленном файле "Возможные виды и объемы работ" Извещения включены, в том числе наименования следующих видов работ: МАФы, озеленение, которые не являются видами работ и не предусмотрены Постановлением N 570.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших иные виды и объемы работ, выполняемых подрядчиком самостоятельно в соответствии с положениями Постановления N 570, нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "НПО Акваинж" обоснованной в части пункта 2 мотивировочной части решения.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 4 части 2 статьи 42, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 09.07.2024 по делу N 28/06/105-1700/2024 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 09 июля 2024 г. N 28/06/105-1700/2024